Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Частная эпизоотология / 2. болезни крупного рогатого скота.doc
Скачиваний:
156
Добавлен:
30.05.2014
Размер:
223.74 Кб
Скачать

Вирусная диарея крупного рогатого скота

Вирусная диарея крупного рогатого скота (Diarrhea viralis bovum) — контагиозная болезнь, характеризующаяся лихорадкой, эрозийно-язвенным воспалением слизистых оболочек пищевари­тельного тракта и дыхательных путей, сопровождающаяся диареей, ринитом, конъюнктивитом. У коров возможны аборты.

_ Историческая справка. Как самостоятельное заболевание вирусная диарея заре-•гистрирована в США (1946). Из-за тяжелого эрозийно-язвенного поражения пище-рварительного тракта ее называли болезнью слизистых оболочек. Возбудителя выделил и идентифицировал Гиллеспи и сотр. (1961). У нас болезнь впервые диагностирована в 1967 г. (К. Н. Бучнев и сотр.). В настоящее время вирусная диарея распро­странена в странах Европы, Ближнего Востока, Африки, в Австралии, США.

Возбудитель болезни. Вирус диареи относят к семейству тогавирусов роду пестивирус. Вирионы сферические, размером 30—50 нм, содержат РНК и липиды. Раз­личные штаммы вируса антигенно однородны и иммунологически родственны, хотя имеют некоторые серологические отличия; встречаются цитопатогенные и нецитопатогенные штаммы. Установлено антигенное родство вируса диареи и возбудителя классической чумы свиней. Гипериммунная сыворотка против чумы свиней нейтра­лизует вирус диареи. Вирус репродуцируется в культуре почки эмбриона коровы и тестикул бычка.

В организме больных животных вирус постоянно обнаруживают в слизистой обо­лочке желудочно-кишечного тракта, а в период виремии — в крови, лимфоузлах, паренхиматозных органах. В крови инфицированных животных через 1—2 недели появляются специфические антитела, выявляемые в РН, РСК, РИД.

Устойчивость. Вирус диареи годами сохраняется при температуре ниже минус 20 С. В патологическом материале при температуре 4 С возбудитель жизне­способен 6 мес, но при 37 С погибает в течение 5 сут. Вирус чувствителен к хлороформу, эфиру, быстро инактивируется теплом и в кислой среде.

Эпизоотологические данные. Вирусной диарее и болеет крупный рогатый скот обычно с 2-месячного возраста (чаще 5—б мес) до 2 лет. Могут болеть и телята в возрасте 1—4 сут и 3—7-летние коро­вы. Описаны случаи заболевания буйволов, оленей, косуль; выяв­лены антитела к вирусу диареи у овец и свиней. При искусствен­ном заражении болеют поросята, овцы, козы, крольчата.

Источник—возбудителя — больные животные и вирусоносители, выделяющие вирус в течение 4 мес и более после заболевания. Из­вестны случаи латентной инфекции, сопровождающиеся длитель­ной персистенцией возбудителя. Обнаружение специфических ан­тител у клинически здорового крупного рогатого скота, свиней, овец, лосей, оленей свидетельствует о довольно широкой циркуляции вируса в природе. Животные выделяют вирус с калом, слюной, носовыми истечениями, секретом глаз, молоком, мочой.

Болезнь чаще регистрируют среди молодняка крупных хозяйств (комплексы). Животные заражаются различными путями: алиментарным, аэрогенным, внутвиуторбно; имеются сообщения о передаче вируса через сперму. Экспериментально вирусная диарея у те­лят воспроизводится как алиментарным, так и аэрогенным спосо­бом заражения. Факторами передачи возбудителя могут быть ин­фицированные корма, воздух помещений, предметы ухода, вода;

возможна передача вируса через обувь, одежду обслуживающего персонала.

Вирусная диарея чаще протекает в виде эпизоотических вспы­шек, в основном в холодное время года. Интенсивность эпизоотиче­ского процесса и степень клинического проявления болезни зависят от резистентности животных, вирулентности возбудителя и факто­ров внешней среды. Разные штаммы вируса диареи, неодинаковый уровень группового иммунитета животных обусловливают различ­ную их заболеваемость и летальность. Возникновению болезни спо­собствуют перегруппировки, несоблюдение основных ветеринарно-санитарных правил при комплектовании групп и содержании живо­тных. Заболеваемость может колебаться от 2 до 100% (с клиниче­ским проявлением у 50—60%), а летальность до 50%; при низкой заболеваемости может быть высокий процент летальности и наобо­рот.

В хозяйствах со сборным поголовьем вирусную диарею регистри­руют нередко в виде смешанной инфекции — одновременное забо­левание вирусной диареей и парагриппом-3, инфекционным ринотрахеитом и аденовирусной инфекцией. Осложняют течение болезни и многие бактериальные инфекции.

Патогенез. Воротами инфекции являются слизистые оболочки желудочно кишечного тракта и дыхательных путей, приживается вирус в области миндалин где он репродуцируется, через 1- 4 дня после заражения развивается вирусемия, возбудитель проникает во все ткани и органы, вызывая их поражение. Период вирусемии сов­падает с повышением температуры тела. Вирус диареи обладает иммунодепрессивным действием, под его влиянием происходит разрушение лейкоцитов приводящее к развитию лейкопении, снижа­ется фагоцитарная активность лейкоцитов и макрофагов, поражает­ся система Т- и В-лимфоцитов, нарушается клеточный метаболизм.

При таких глубоких иммунологических нарушениях повышается восприимчивость животных к другим инфекциям. Иммунодепрессия развивается как при типичном проявлении болезни, так и при персистенции вируса в организме, не сопровождающейся клиниче­скими признаками вирусной диареи.

Чаще вирус поражает клетки эпителия слизистых оболочек, ко­торые подвергаются дегенерации и очаговому некрозу, на поверх­ности слизистой образуются многочисленные эрозии. Воспаление слизистых оболочек желудочно-кишечного тракта приводит к Нарушению пищеварения, в результате развивается понос, наступает обезвоживание организма, интоксикация, резко нарушается водно-минеральный обмен. У беременных животных возбудитель прони­кает через плаценту в плод, вызывая его гибель в результате ин­токсикации.

Течение и симптомы. Инкубационный периода—2 – 14 дней. Про­явление болезни зависит от вирулентности и доз. Вируса, сопро­тивляемости организма, в частности от уровня специфических ан­тител. Различают острое, подострое, хроническое и латентное тече­ние вирусной диареи.

При остром течении у животного резко повышается тем­пература тела (40,5—42,4 °С), развивается угнетение, исчезает ап­петит. Одновременно появляется гиперемия слизистых оболочек носовой полости, а затем слизистые истечения из носовых отвер­стий. На слизистой оболочке ротовой полости обнаруживают по­красневшие участки, эрозии, превращающиеся впоследствии в яз­вы, покрытые сероватыми наложениями. Выделяется вязкая слюна. Возможно образование язв на носовом зеркальце, во влагалище, ноздрях. В период гипертермии резко уменьшается количество лей­коцитов в крови. Через несколько дней появляется изнуряющий понос. Выраженные признаки диареи наблюдают преимущественно у телят. Каловые массы жидкие, зловонные, с пузырьками газа, примесью слизи и крови. Волосяной покров становится тусклым, взъерошенным; кожа сморщивается, покрывается корками. Нередко отмечают кашель, слезотечение. В отдельных случаях у животных развивается хромота, они неохотно встают, тяжело передвигаются, расставив передние конечности. В области межкопытной щели у таких больных обнаруживают язвы и эрозии. Диарея продолжается до 4 недель и приводит животное к истощению' и гибели. У стель­ных коров бывают аборты.

, При подостром течении отмечают кратковременную гипертермию (до 40 °С), общее угнетение, слабость и анорексию. Развивается застойная гиперемия видимых слизистых оболочек, от­мечаются слюнотечение, истечения из носа, кашель, атония; у ко­ров — снижение удоев. В некоторых случаях появляется кратковре­менный понос. Подострое течение болезни заканчивается чаще вы­здоровлением, но животное остается вирусоносителем.

Хроническое течение чаще наблюдается в конце эпизо­отической вспышки. Признаки болезни развиваются медленно, иногда до 6 мес. Больные животные худеют, у них отмечают посто­янную или перемежающую диарею, появление на слизистой рото­вой полости язв с творожистыми наложениями. Прогноз часто не­благоприятный.

Латентное течение выявляют лишь серологическим исс­ледованием. Регистрируют его в период между эпизоотиями. Вслед­ствие длительной персистенции вируса диареи такие животные представляют большую опасность как источник возбудителя инфек­ции.

Патологоанатомические изменения. У павших животных отме­чают истощение, обезвоживание и характерные изменения слизи­стых оболочек пищеварительного тракта — язвы и эрозии непра­вильной формы. Наиболее заметны они на деснах, твердом небе, сычуге. Слизистая оболочка сычуга, тонкого кишечника набухшая, с кровоизлияниями; в просвете кишечника водянистое с примесью слизи и крови зловонное содержимое. Брыжеечные лимфоузлы уве­личены, набухшие; печень увеличена, охряного цвета с серыми очагами; почки набухшие, с кровоизлияниями под капсулой. Кро­воизлияния могут быть под эпи- и эндокардом. Эрозии и язвы об­наруживают также на слизистой оболочке влагалища, носовых хо­дов, в ноздрях и коже межкопытной щели. У некоторых животных отмечают пневмонии.

Диагноз. На основании клинико-эпизоотологических данных, результатов патологоанатомического вскрытия ставят предвари­тельный диагноз. Окончательно его устанавливают лишь по резуль­татам лабораторного исследования. В лабораторию направляют ку­сочки слизистой оболочки носа, кишечника, внутренних органов и лимфатические узлы, помещенные в термос со льдом. Вирус выде­ляют на первичных культурах клеток тестикул быка, селезенки или почки эмбриона коровы и типируют в РН в культуре клеток, РИД, РСК, РИФ;

Тетроспективная диагностика включает исследование парных проб сывороток крови животных на наличие 4-кратного прироста специфических антител в РН и РСК с использованием биофабрич­ных диагностикумов. Сыворотки получают у животных в первьи 2—3 дня болезни и спустя 2—4 недели.

Дифференциальный диагноз. Необходимо исключить чуму крупного рогатого скота, ящур, злокачественную катаральную го­рячку, парагрипп-3, инфекционный ринотрахеит, паратуберкулез, некробактериоз, эймериоз, отравления и смешанные респираторные и алиментарные инфекции.

Лечение. Животных обеспечивают доброкачественными и легко-переваримыми кормами. Имеется опыт применения гипериммун­ных сывороток и сывороток реконвалесцентов, однако лечебная эф­фективность их невысокая. Чтобы предотвратить обезвоживание и интоксикацию, внутривенио, подкожно и внутрь вводят растворы электролитов и глюкозы в дозе 500—1000 мл; слизистые оболочки орошают антисептическими растворами (марганцовокислый калий, этакридина лактат, фурацилин), ставят клизмы (ихтиоловые, с 1 %-ным раствором медного купороса и др.); применяют сердечные средства. Для подавления секундарной микрофлоры назначают ан­тибиотики и сульфаниламидные препараты в соответствии с на­ставлениями по их применению. В тяжелых случаях лечение мало­эффективно и нецелесообразно.

Иммунитет. Длительность его после переболевания колеблется от 4—5 мес до 2—5 лет. При наличии у коров специфических антителноворожденные телята получают их с молозивом, что может предохранить их от заболевания в течение нескольких недель.

Для профилактики вирусной диареи используют бычий интсрферон, иммуноглобулины, гипериммунные сыворотки, сыворотки реконвалесцентов. Сыворотки применяют аэрозольно (2—5мл/м3), интраназально (2—4 мл в каждую ноздрю), подкож­но (1 мл/кг живой массы), повторяя обработки через 5—10 дней в период комплектования групп животных. Для создания активного иммунитета предложены живая (для откормочных хозяйств) и уби­тая (для репродукторных) вакцины против вирусной диареи. Сроки и кратность вакцинации определяют исходя из эпизоотической си­туации и направления хозяйства. Зарубежный опыт применения живых вакцин против вирусной диареи показывает, что у телят, полученных от иммунизированных в период беременности коров, может наблюдаться длительная (до 2 лет) персистенция вируса, а в некоторых случаях и их гибель.

Профилактика и меры борьбы. Общие профилактические ме­роприятия при вирусной диарее такие же, как при парагриппе и инфекционном рииотрахеите. Необходимо соблюдать ветеринарно-санитарные правила содержания животных и охранять хозяйство от заноса возбудителя с животными-вирусоносителями, кормами, ин­вентарем, транспортом и т. д. Поголовье комплектуют только не­благополучных хозяйств, с заведомо известной ситуацией по вирусным болезням, и в частности по вирусной диарее. При вводе животных строго соблюдают карантин, регулярно дезинфицируют транс­порт, инвентарь и помещения.

При появлении клинических признаков вирусной диареи прово­дят лабораторные исследования с целью установления окончатель­ного диагноза. Одновременно больных животных изолируют, пре­кращают перегруппировку, строго закрепляют обслуживающий персонал, запрещают вход посторонних лиц на ферму. Ежедневно проводят текущую дезинфекцию, используя аэрозоли дезинфици­рующих веществ, очистку помещений, улучшают кормление живо­тных. При подтверждении диагноза рекомендуют убой тяжело больных животных и жесткие ограничительные мероприятия.