Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Посягательство на мусор.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
02.02.2020
Размер:
175.1 Кб
Скачать

1. Анализ понятия «представитель власти» и его основные признаки

1.1. Юридическая природа понятия «представитель власти» в уголовном праве России

В уголовном праве России представители власти считаются самостоятельным видом должностных лиц. В примечании к ст. 318 Уголовного кодекса Российской Федерации1 (далее – УК РФ), которая, являясь законодательной дефиницией, должна применяться для установления признаков представителя власти и как субъекта преступления, и как потерпевшего от преступления, даны два вида представителей власти:

1) должностные лица правоохранительных или контролирующих органов;

2) иные должностные лица, наделенные распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости.

Такая позиция, по мнению некоторых учёных2, создаёт двусмысленность формулировки. Во-первых, она позволяет признавать представителями власти любых должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов. Во-вторых, данная позиция ограничивает компетенции представителей власти только распорядительными полномочиями, в то время как некоторые представители власти имеют право принимать нормативные управленческие решения.

Необходимо отметить, что многие авторы обращают внимание на то, что термин «представитель власти» раскрывается при помощи понятия «должностное лицо», а «должностное лицо» (в прим. 1 к ст. 285 УК) — через понятие «представитель власти».

В наименовании данного вида должностных лиц не учитывается то, что они являются представителями только публичной власти, понимаемой как власть, осуществляемая в государственных органах и органах местного самоуправления либо самими единоличными органами (такими, как Президент РФ, президенты республик в составе РФ и т. п.).

Кроме того, в легальной классификации представителей власти внимание акцентировано на должностных лицах правоохранительных органов. Сущность правоохранительной деятельности и органы, относящиеся к правоохранительным, в законодательстве и научной литературе понимаются неоднозначно. А. В. Бриллиантов1, например, предлагает использовать для определения сущности ст. 2 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»2. Но Н.А. Егорова3 считает, что данную статью нельзя использовать в качестве ориентира. По её мнению, в указанной статье приводится общий перечень должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, названия которых соединены союзом «и». Поскольку наименования видов этих органов разделены в примечании к ст. 318 УК союзом «или», для констатации уголовно-правового статуса субъекта как представителя власти необходимо четко уяснить, в каком органе — правоохранительном или контролирующем — данное должностное лицо выполняет свои функции. Особое указание на должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов неправильно ориентирует правоприменителя, создает впечатление о главенстве принудительного аспекта деятельности представителя власти.

Таким образом, можно сказать, что в науке уголовного права нет единого мнения по поводу содержания термина «представитель власти».

Далее мы рассмотрим мнения некоторых учёных по поводу основных признаков представителя власти.