Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Недвижимое имущество (правовой режим).docx
Скачиваний:
32
Добавлен:
02.02.2020
Размер:
66.49 Кб
Скачать

2.3. Правовой режим воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 130)1 недвижимостью признаются не только земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, но и отдельные вещи, которые по своей физической природе являются вещами движимыми,– воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания.

Логично предположить, что распространяя специфический режим недвижимого имущества на такие объекты, законодатель стремился придать их обороту большую стабильность, старался создать дополнительные гарантии обеспечения прав участников отношений, предметом которых они являются.

Положения действующего законодательства не определяют четко основания отнесения движимых вещей к категории недвижимости.

В то же время содержание нормы абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК РФ, устанавливающей, что особенностью правового режима воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания является требование их государственной регистрации, дает повод некоторым исследователям утверждать, что таким критерием и является собственно государственная регистрация перечисленных объектов.

В частности, высказывается мнение, что на указанные объекты распространен правовой режим недвижимости в силу необходимости их государственной регистрации1.

В юридической литературе можно встретить и иные предположения относительно оснований отнесения движимого имущества к категории недвижимости, среди которых называются и «высокая стоимость» таких объектов, и их «высокая ценность», которая выражается в общественно-экономических функциях2.

В отдельных случаях распространение режима недвижимости на движимые вещи объясняется «полезными свойствами», «особым значением» или «значимостью» последних.

Существует еще одна позиция: особая ценность таких объектов или их особая значимость проявляется не столько в их стоимости, сколько в их «назначении»1.

Некоторые ученые вообще обосновывают природное единство всех объектов недвижимости, перечисленных в ст. 130 ГК РФ, в частности, через связь с землей, отмечая, что исследуемые объекты имеют определенную устойчивую связь с территорией Российской Федерации, которая и обеспечивает их функционирование в соответствии с их назначением, управляются непосредственно с земли (например, морские суда имеют порт приписки)2.

Отмеченная дискуссионность исследований и практическое значение данного вопроса определяют необходимость его научного анализа в целях формирования предложений правоприменения и возможного усовершенствования положений законодательства.

Если посмотреть на все предлагаемые объяснения отнесения движимых вещей к недвижимым комплексно, то можно выделить два основных – это значение соответствующих вещей для имущественного оборота и его участников и необходимость их государственной регистрации.

Относительно регистрации движимых вещей, на которые законодательством распространен правовой режим недвижимости, следует отметить, что данный критерий не является правоустанавливающим. Буквальное понимание абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК РФ толкует распространение режима недвижимости на такие вещи независимо от факта их регистрации, а в связи с тем, что соответствующий объект «подлежит регистрации», то есть с необходимостью регистрации.

Это означает, что правовой режим недвижимости распространяется на воздушные или морские суда, суда внутреннего плавания в момент их создания, при условии, если они подлежат регистрации.

Непосредственно же виды воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, подлежащих государственной регистрации, закрепляются в отраслевом законодательстве (п. 1 ст. 33 Воздушного кодекса РФ, ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, ст. 33 Кодекса торгового мореплавания РФ).

Правовое значение регистрации воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания проявляется в нескольких аспектах1.

Во-первых, регистрация таких объектов позволяет установить их принадлежность определенной стране. Тем самым решается вопрос юрисдикции, или подчиненности национальному правопорядку.

Во-вторых, благодаря регистрации осуществляется юрисдикционный контроль за эксплуатационными свойствами таких вещей как источников повышенной опасности. Например, при регистрации воздушного судна подтверждается его пригодность к полету, поддерживается надлежащий уровень безопасности авиации.

В-третьих, осуществление юрисдикционного контроля определяет необходимость фиксирования фактов принадлежности соответствующего имущества определенным субъектам. Речь идет о том, что эксплуатация таких вещей связана с особыми правилами возмещения вреда, причиненного их использованием. Поэтому идентификация лиц, которым принадлежит такое имущество, и лиц, осуществляющих его эксплуатацию, является важным с позиции деликтных правоотношений.

Таким образом, государственная регистрация указанных объектов является административным актом, имеющим скорее характер разрешения на их безопасную техническую эксплуатацию, и с возникновением вещного права и его регистрацией (удостоверением вещных прав) в смысле ст. 131 ГК РФ не связана.

Данный вывод подтверждается и п. 71 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных средств, в котором прямо указано, что свидетельство о регистрации воздушного судна выдается только для целей регистрации и не является документом, удостоверяющим право собственности на воздушное судно.

Исходя из вышеуказанного, учитывая значение государственной регистрации анализируемых объектов, ученые высказывают предположение о нецелесообразности распространения на движимые вещи режима недвижимости и достаточности установления специального порядка учета и регистрации данных объектов, не меняя их статуса как движимого имущества.

В частности, предлагается «исключить из перечня объектов недвижимого имущества (пункт 1 ст. 130 ГК) воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты»1.

Новое видение правового статуса анализируемых объектов можно отметить в новой редакции ст. 130 Проекта ГК РФ. В ней законодатель прямо не называет воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания в качестве объектов недвижимого имущества, а лишь указывает на применение к такого рода объектам правил о недвижимых вещах, если иное не установлено законом и не вытекает из существа указанных объектов гражданских прав.

Невозможно не согласиться, что во многом признание по сути движимых вещей недвижимостью имеет основной целью распространение на эти объекты правового режима, установленного для недвижимости. Соответственно признание таких объектов недвижимыми также обусловливается их особыми свойствами, которые приближают их к недвижимости, иначе нет смысла в их отождествлении. Для того чтобы подчеркнуть особые свойства непосредственно данных объектов, достаточным было бы обеспечение существования собственного правового режима, который не является тождественным ни движимым, ни недвижимым вещам.

Все объекты, которые перечисляются в ст. 130 ГК РФ и на которые законом распространяется режим недвижимости, имеют особое экономическое и социальное значение. В силу данных факторов существует необходимость повышенного (по сравнению с другими объектами гражданского права) контроля за владением, пользованием и распоряжением такими объектами. Однако это не позволяет утверждать, что основным критерием распространения режима недвижимости на объекты является их высокая стоимость и экономическое значение.

Высокая стоимость вообще является абстрактной категорией, которая равно присуща, а может даже и в большей степени, многим объектам, на которые распространяется режим движимых вещей. Использование интервальной методологии в исследовании правого регулирования отношений в сфере недвижимости позволяет прийти к выводу, что недвижимость следует рассматривать как многомерную категорию, представляющую собой определенную систему физических, экономических, социальных и правовых свойств.

Рассмотрение недвижимости в рамках экономического интервала дает возможность заключить, что она представляет собой не любое ценное благо, а благо, стоимость которого определяется ценностью земли и обусловленными связью с ней характеристиками (стационарность, уникальность, долговечность, сложность, ограниченность, капиталоемкость) объектов, расположенных на ней1.

Свойства воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания не отвечают такой специфике и как объекты гражданских правоотношений требуют конструирования собственного правового режима.

Однако на сегодняшний день законодатель избрал иной подход, распространив на данные объекты уже имеющийся правовой режим недвижимости путем использования такого юридико-технического приема, как фикция.

В то же время следует отметить, что распространение правового режима недвижимости на объекты определяет необходимость применения в отношениях с ними нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, предметом которых является недвижимость, и необходимость соблюдения правовых конструкций, установленных положениями нормативно-правовых актов для отношений с недвижимостью.

Так, приобретение права собственности на объекты недвижимого имущества связывается с использованием дополнительных охранных и защитных инструментов, в частности такого, как государственная регистрация прав. Вещные права на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания подлежат регистрации, что соответствует ст. 131 ГК РФ.

При этом особенностью государственной регистрации прав на указанные объекты является то, что она осуществляется в соответствии со специальными нормативными актами (гл. III «Регистрация судов, прав на них и сделок с ними» Кодекса торгового мореплавания РФ; гл. IV «Право собственности на суда, государственная регистрация судов и прав на них» Кодекса внутреннего водного транспорта РФ; Федеральный закон от 14 марта 2009 г. № 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними»)1.

Положения Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к государственному учету и государственной регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания не применяются.

Сама регистрация вещных прав осуществляется также не в Едином для всех видов недвижимости государственном реестре, а в особом порядке – в Едином государственном реестре прав на воздушные суда и сделок с ними, в Государственном судовом реестре или реестре маломерных судов.

Таким образом, правовой режим воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания по своему содержанию не является тождественным правовому режиму, характерному для недвижимых вещей. Очевидным является наличие в нем определенных особенностей, которые в целом формируют специфику и отличия от правовых режимов иных объектов правоотношений.

В контексте отмеченного считаем, что развитие правового регулирования воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания должно осуществляться в рамках отказа законодателя от признания таких объектов недвижимостью.

Требования стабильности гражданского оборота и природа данных объектов обусловливают необходимость рассмотрения анализируемых объектов с точки зрения самостоятельного правового режима с особым порядком фиксации сведений о правах и правообладателях на них.

Итак, завершая данную главу нашего курсового исследования, сделаем следующий обобщающий вывод:

объектами предпринимательского оборота недвижимого имущества выступают различные виды недвижимости, являющиеся товаром в экономическом смысле и составляющие гражданско-правовую категорию недвижимого имущества.