Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Инф.мононулкеоз. Назаров1.docx
Скачиваний:
36
Добавлен:
07.02.2015
Размер:
319.45 Кб
Скачать

1.2.Патогенез

При попадании Эпстайн-Барр вируса со слюной воротами инфекции и местом его репликации служит ротоглотка. Инфекцию поддерживают В-лимфоциты, имеющие поверхностные рецепторы для вируса, их считают основной мишенью вируса. Репликация вируса происходит также в эпителии слизистой оболочки ротоглотки и носоглотки, протоков слюнных желёз. Во время острой фазы болезни специфические вирусные антигены обнаруживают в ядрах более 20% циркулирующих В-лимфоцитов. После стихания инфекционного процесса вирусы можно обнаружить лишь в единичных В-лимфоцитах и эпителиальных клетках носоглотки.

Инфицированные вирусом В-лимфоциты под влиянием мутагенов вируса начинают интенсивно пролиферировать, трансформируясь в плазматические клетки. В результате поликлональной стимуляции В-системы в крови возрастает уровень иммуноглобулинов, в частности, появляются гетерогемагглютинины, способные агглютинировать чужеродные эритроциты (барана, лошади), что используют для диагностики. Пролиферация В-лимфоцитов также приводит к активации Т-супрессоров и естественных киллеров. Т-супрессоры подавляют пролиферацию В-лимфоцитов. В крови появляются их молодые формы, которые морфологически характеризуют как атипичные мононуклеары (клетки с крупным, как у лимфоцита, ядром и широкой базофильной цитоплазмой). Т-киллеры разрушают инфицированные В-лимфоциты путём антителозависимого цитолиза. Активация Т-супрессоров приводит к снижению иммуно-регуляторного индекса ниже 1,0, что способствует присоединению бактериальной инфекции. Активация лимфатической системы проявляется увеличением лимфатических узлов, миндалин, других лимфоидных образований глотки, селезёнки и печени. Гистологически выявляют пролиферацию лимфоидных и ретикулярных элементов, в печени - перипортальную лимфоидную инфильтрацию. В тяжёлых случаях возможны некрозы лимфоидных органах, появление лимфоидных инфильтратов в лёгких, почках, ЦНС и других органах.

Первостепенное значение в качестве основных источников инфекции, определяющих поддержа­ние высокого эпидемического показателя заболе­ваемости, имеют не столько острые, сколько хрони­ческие формы ГВИ. Основным фак­тором передачи при ИМ является контаминирован­ная слюна. Вирус Эпштейна – Барр может перси­стировать в ротоглотке пациентов ИМ до 18 месяцев после клинического выздоровления. У 10–20% кли­нически здоровых людей вирус выделяют из смы­вов с ротоглотки.

1.3.Заболеваемость инфекционным мононуклеозом в мире, России, Хакасии, Абакане.

ЭБВ повсеместно рас­пространен среди человеческой популяции, им поражено 80-100% населения земного шара. Пер­вая встреча с вирусом зависит от социальных условий. В развивающихся странах и социально неблагополучных семьях большинство детей ин­фицируется к 3 годам, а все население — к совершеннолетию. В развитых странах в социально благополучных семьях встреча с ЭБВ может не произойти до юношеского возраста. В США при­мерно 50% лиц, поступающих в колледжи (в ос­новном более обеспеченные), оказались не инфи­цированными ЭБВ.

Европейское бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1984 г. занесло ЦМВ инфекцию в список «новых и таинственных» инфекций, определяющих будущее инфекционной патологии. ВОЗ включила ЦМВ инфекцию с синдром внутриутробной инфекционной патологии. Дети раннего возраста чаще заражаются ЦМВ при близком контакте с инфицированными взрослыми, у которых инфекция протекает в виде длительной персистенции без клинических проявлений, воздушно-капельным путем. Уровень инфицированности населения очень высок, в отдельных городах он достигает 90%, среди сельского населения почти в два раза ниже- 50%.

По данным Госсанэпиднадзора, заболеваемость инфекционным мононуклеозом   составляет 7-8 на 100 тыс. населения. У детей Российской Федерации этот показатель значительно выше и составляет 37,4 на 100 тыс. детского населения, причем подавляющее большинство заболевших (70%) составляют дети младшего возраста (до 6 лет). Эти цифры не полностью отражают заболеваемость инфекционным мононуклеозом в связи с ограниченным применением лабораторного мониторинга.

Распространенности инфекции способствуют скученность населения, пользование общим бельем, посудой. Наибольшая заболеваемость отмечается среди детей дошкольного возраста, организованных в детские коллективы. Заболевание чаще встречается в виде спорадических случаев. Восприимчивость к ВЭБ высокая.  Развитие эпидемического процесса происходит в основном за счет стертых и атипичных форм болезни (40-45%).

Сезонность – с выраженным весенним пиком и незначительным подъемом в октябре. Характерны подъемы заболеваемости каждые 6-7 лет.

В мире ИМ ежегодно заболевают от 16 до 800 лиц на 100 тыс. населения. В России ежегодно регистрируют 40-80 случаев ИМ на 100 тыс. населения. Это связано как с истинным увеличением заболеваемости, так и с улучшением диагностики.

Медико-социальная значимость этой патологии подтверждается введением с 1990 г. обязательного статистического учета заболеваемости инфекционным мононуклеозом в России. Заболеваемость инфекционным мононуклеозом в мире составляет 40-50 случаев на 100 000 населения, в России она возросла - с 2,6 в 1991 г. до 32 на 100 000 населения в 2006 г. (Краснова Е.И., Васюнин А.В., 2007).

Заболеваемость ИМ высокая, чаще диагностируется у детей до 5 лет с повторным увеличением частоты регистрации в возрасте 11–14 лет. В США при использовании специфических высокочувствительных, лабораторных методов диагностики показатель заболеваемости ИМ достигает 45,2 на 100 тыс. населения.

В России показатель заболеваемости составляет 6,03–8 на 100 тыс. населения. Известно, что в развитых странах с высоким экономическим уровнем жизни ИМ — болезнь подростков и молодых взрослых, а в развивающихся странах 25 % населения имеют антитела к вирусу Эпштейна—Барр уже к 5-летнему возрасту.

ИМ преимущественно болеют дети: их доля в суммарной заболеваемости достигает 65-80%. Исключение составляют дети первых 6-7 месяцев жизни, защищенные материнскими антителами. К концу первого года жизни антитела находят у 17% детей. Максимальная заболеваемость ИМ приходится на 4-8-летний возраст. У лиц старше 30-40 лет заболевание встречается не более чем в 1% случаев, при этом уровень специфических антител к вирусу Эпстайна - Барр (ВЭБ) выявляется на определенном постоянном уровне благодаря персистенции вируса в организме. К возрастным особенностям течения ИМ следует отнести закономерную динамику соотношения клинически манифестных и латентных форм. У детей первых двух лет жизни доля латентных форм достигает 90%, у детей в возрасте 3-10 лет она снижается до 30-50%.

Известно, что у 50% детей и 80-100% взрослых выявляют антитела к ВЭБ - основному этиологическому фактору ИМ. В 6080% случаев, особенно у детей раннего возраста, первичная ВЭБ-инфекция характеризуется бессимптомной сероконверсией или атипичными формами, не диагностируемыми клиницистами. У остальных 20-40% инфицированных развивается клинически манифестный острый мононуклеоз. У 15-25% реконвалесцентов ИМ в дальнейшем отмечается рецидивирующее или хроническое течение инфекции.

Распространенность цитомегаловируса (ЦМВ), другого часто выявляемого этиологического фактора ИМ, также чрезвычайно широка. В разных странах в зависимости от условий жизни населения уровень серопозитивных лиц к ЦМВ колеблется в пределах 25-95%.

Источники заражения при ИМ - больные манифестными и бессимптомными формами ГВ-инфекций. Важное значение в качестве основных источников инфекции, определяющих поддержание высокого эпидемиологического потенциала, имеют не столько острые, сколько хронические формы ИМ.

Основными механизмами передачи ГВ являются капельный и контактный. Пути передачи - воздушно-капельный, контактно-бытовой («болезнь поцелуев»), половой, вертикальный, парентеральный.

Основным фактором передачи при ИМ является контаминированная слюна, реже - кровь, сперма, секрет цервикального канала, грудное молоко, донорские органы и ткани. Известно, что у 70-90% реконвалесцентов инфекционного мононуклеоза ГВ персистируют в ротоглотке и выделяются в течение последующих 1-18 месяцев. У 10-20% клинически здоровых людей вирусы также можно выделить из смывов с ротоглотки. ГВ неустойчивы в окружающей среде. В настоящее время отсутствуют документы, регламентирующие необходимость проведение изоляционных мероприятий по отношению к больным ИМ.

Летальность. Течение ИМ, как правило, доброкачественное, приводящее к купированию основных симптомов заболевания даже при отсутствии противовирусной терапии. Однако тяжелая форма ИМ характеризуются риском развития угрожающих жизни состояний.