Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
14
Добавлен:
23.12.2022
Размер:
205.52 Кб
Скачать
  1. Доктрина деловой цели

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если проведены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). Доводя до абсолюта – нужно думать про бизнес, а не про налоги. При этом на практике бизнес всегда просчитывает, в том числе, эффективность с точки зрения налоговой.

Если совершена сделка не для целей бизнеса – полученная выгода не засчитывается. Можно даже выйти на ГК: ст. 1 говорит о действии своей волей и в своем интересе – имеется в виду гражданско-правовой интерес, а не интерес налоговой минимизации (обход закона).

Вопрос соотношения налоговой и деловой цели

Проблема – если присутствуют обе цели? Вопрос неоднозначный. Напр., Германия: для применения концепции – исключительно налоговая цель (узкий подход). У нас – достаточно превалирующей налоговой цели (широкий подход)

Доктрина деловой цели заимствована из опыта западных стран

Дело Оренбургоблгаз. Компания купила у банкрота оборудование; и был предусмотрен расчет с лицом через 40 лет. Суды посчитали, что сделка была совершена для целей получения налоговой выгоды (в нормальной ситуации компания в предбанкротном состоянии желала бы получить деньги сейчас). Вроде бы есть и деловая цель – тем не менее, применен широкий подход, признана необоснованность налоговой выгоды.

ОКС 320-О-П от 4 июня 2007г: налоговые органы не могут навязывать способ ведения бизнеса. Органы не должны оценивать эффективность решения.

Еще кейс из текущей практики Щекина – обычно убытки

Постановление Президиума ВАС от 5 апреля 2010 по делу Алтайского бекона

Дело Вымпелкома: планировалась сделка по покупке активов во Вьетнаме, но потом она не состоялась; налоговая сказала, что не было деловой цели. Но это неверно. Доктрина не должна штрафовать за отказ от сделки, за неудачу.

Доказывание деловой цели

  • Деловая цель предполагается при обычном ведении хозяйственной деятельности

  • Критерий анормальных управленческих решений (Франция): при нетипичных условиях ведения деятельности, явном отсутствии экономического смысла в сделках бремя доказывания может быть перенесено на налогоплательщик

Пример с золотыми дверными ручками. В офисе компании, торгующей яхтами – это ок. В магазике, торгующим секонд-хендом – нет.

Хотя по общему правилу бизнес сам определяет, как вести дела.

Дело Эконефти. Компания реализовала оборудование компании, которая применяла упрощенку по небольшой цене (250 тыс.). Далее первая компания взяла в аренду у покупателя то же оборудование за 1,5 млн. в месяц. Налоговый смысл: у компании затраты по аренде относятся на расходы, минимизируется прибыль, облагаемая по 20%, у арендодателя же ставка будет 6%. Суд: деловой цели здесь, конечно, нет.

  1. Доктрина фиктивных операций

Вообще нет действий на самом деле.

Обман в отношении фактических обстоятельств

Отсутствие реальности сделок (лжеэкспорт, обналичивание)

  • Лжеэкспорт – напр., прописали в отчетности, что шкур крупного рогатого скота было вывезено в два раза более, чем вообще все поголовье в РФ. Есть таможенные документы, приход денег на счет. Налоговый смысл: купили за 1 млн, продали за 1 млн. 100 тыс.; НДС к возврату из бюджета – 180 тыс. (который был уплачен при покупке шкур; изначальный поставщик шкур будет однодневкой). Это деяние, строго говоря, вообще даже не налоговое преступление, а мошенничество.

  • Обналичивание – напр., фиктивное оказание услуг по маркетингу

Сейчас с этим более-менее борются.

Строго говоря, бороться с такой темой

Дело Тулажелдормаша. Компания продала хохлам подвижную технику. Сделка была совершена с помощью консультанта с Маршалловых островов, чьи услуги стоили 2 млн. долл.

Щекин: тут был, наверное, откат – потому что российский бизнес редко использует Маршалловы острова, слишком глубокий офшор. А откат не должен относиться на затраты, лол.

Доказывание фиктивных операций

Отсутствие операций доказывается косвенными доказательствами: что за контрагент, есть ли у него материальные ресурсы для оказания услуг. Пленум ВАС:

  • Невозможность реального осуществления налогоплательщиком операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов

  • Бла бла бла копирнуть

Пример Щекина: компания сотовой связи доказывала, что она экспортировала конденсаторы (ни с того, ни с сего!). По документам было написано, что 100 тыс. конденсаторов весили 100 тонн. А они фактически не могли даже столько весить. К тому же, в РФ не произвели столько конденсаторов за год.