Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Экзамен зачет 2023 год / Саватье_Теория_обязательств_1937.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
1.9 Mб
Скачать

10La. Ручательство 1.

Если в договоре легко сделать третье лицо кредитором, то очень трудно сделать его должником, кроме случаев представительства и коллективного договора. Однако можно гарантировать контрагенту под свою собственную ответственность, что третье лицо примет на себя обязательства из договора, которые заключаются за него. Это называется «ручательством», поскольку лицо, заключающее договор, ручается за то, что третье лицо выполнит данный договор.

Здесь третье лицо не связано договором, но если оно откажется его выполнять, то ручавшийся за него контрагент должен возместить ущерб, причиненный другой стороне.

1 Термин «porte — fort» в советской литературе переводился как «обеспечение за другого» и как «выступление за другого». Представляется более точным термин «ручательство». При этом следует иметь в виду существенное различие между ручательством и поручительством.— Прим. перев.

200

Глава III публичный порядок и договоры

1. Публичный порядок имеет целью ограничивать в общих интересах автономию воли договаривающихся сторон

102. Необходимость такого ограничения.

Мы знаем, что воля лица создает право, поскольку в результате договора возникают права и обязанности. Но воля не всемогуща. Индивидуальная воля должна всегда считаться с требованиями общего блага. Закон выражает это тогда, когда он ограничивает свободу договора императивными и запретительными нормами. По отношению к договору они составляют то, что называется публичным порядком. Соглашения, противоречащие правилам, устанавливаемым публичным порядком, признаются недействительными (см. п. 166). Императивные и запретительные нормы следует тщательно отличать от тех норм, которые являются только дополнительными либо помогающими толковать волеизъявление; и ничто не препятствует контрагентам отказаться от их применения (см. п. 91).

103. Эволюция публичного права.

Когда сравнивают современное право с правом периода создания Гражданского кодекса, то поражает бурное развитие правил публичного порядка и их воздействие на договор. В 1804 г. императивные и запретительные нормы, ограничивающие волю сторон, были весьма немногочисленны. Почти все они были включены в Гражданский кодекс и заняли там очень мало места; большая часть правил относительно договоров, которые содержались в Гражданском кодексе, были дополнительными, и применение их зависело от воли сторон.

В настоящее время веления и запрещения, диктуемые публичным порядком, намного расширились. Они содержатся не только в Гражданском кодексе, но и в параллельно действующем законодательстве. Некоторые договоры, как, например, трудовой договор, все виды банковских договоров, договоров перевозки, страхования (мы приводим лишь некоторые примеры), так детально регламентируются

201

законами, декретами, правилами и коллективными соглашениями, что очень мало условий могут быть установлены соглашениями сторон.

Рассматривая более глубоко эту эволюцию, можно прийти к выводу, что общее распространение публичного порядка объясняется изменением его принципов.

Публичный порядок прежнего времени, тот, который закреплен в Кодексе 1804 г., был направлен только на решение трех задач: прежде всего на охрану индивидуальной свободы, затем на обеспечение суверенитета государства и прочности семьи и, наконец, на соблюдение общих правил морали. Но с тех пор в результате значительного расширения функций публичной власти появились две новые сферы применения публичного порядка: социальный публичный порядок, направленный на то, чтобы сглаживать классовое неравенство, и экономический публичный порядок, направленный на создание управляемой экономики. Таким образом, сейчас появилась уже возможность классификации отдельных направлений публичного порядка.

Важность ограничений, которые публичный порядок в различных своих аспектах устанавливает для свободы договора, не может не произвести большого впечатления. Вместе с тем представляется, что это не ограничивает творческого динамизма. Наоборот, именно публичный порядок питает экономическую и юридическую жизнь.