Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Никольская, В. В. О естественных тенденциях развития физико-географических провинций юга Дальнего Востока [монография]

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
19.10.2023
Размер:
7.44 Mб
Скачать

А К А Д Е М И Я Н А У К С С С Р

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ТИХООКЕАНСКИЙ ИНСТИТУТ ГЕОГРАФИИ

В. В. НИКОЛЬСКАЯ

О ЕСТЕСТВЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРОВИНЦИЙ

ЮГА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Ответственный редактор член-корреспондент АН СССР А. П. Капица

Контрольный экземпляр ;

И З Д А Т Е Л Ь С Т В О « Н А У К А » СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Новосибирск • 1974

УДК 551.4(57.34)

Монография послящсла раскрытию естественных тенденций раз­ вития физико-географических провинций Дальнего Востока (Ку­ рильских островов, Сахалина, Сихотэ-Алиня, Приханкайской и Зейско-Буреннской равнин, а также долины Амура в целом), необ­ ходимому для выявления фона, на котором развертывается хозяйст­ венная деятельность человека. Монография основана на материалах многолетних и специальных полевых исследований автора, а также обобщении литературного материала. В ней рассмотрены поиски методики изучения естественных тенденций развития, приведены опыты применения метода аналогов, метода актуализма (изучения стадийности развития), палеогеографического п графического мето­ дов и синтетического метода картографического моделирования для перечисленных физико-географических провинций. В итоге иссле­ дования для Дальнего Востока в целом выявлены естественные тенденции: затухания эвстатических колебаний уровня моря, похо­ лодания климата и продвижения сибирских представителей расти­ тельного и животного мира на восток. Книга представляет интерес для естествоиспытателей широкого профиля: географов, геологов, почвоведов, геоботаников и др.

© Издательство «Наука», 1074

ОТ РЕДАКТОРА

В современной географической науке все большее внимание уделяется проблеме географического прогноза, причем выде­ ляется два направления. Первое — изучение естественных изме­ нений географического ландшафта, связанных с закономерностями развития географической среды под воздействием внутренних и внешних природных сил. Его можно назвать направлением изучения изменений фона, на котором разворачивается хозяйст­ венная деятельность человека. Второе направление — это изу­ чение влияния воздействия человечества на природную среду. Соотношение величин естественных и антропогенных сил, воз­ действующих на природную среду, до недавнего времени было явно в пользу природных. Человек воздействовал в основном на поверхность Земли, вырубая леса, распахивая большие площади задернованных земель, меняя гидрологический режим, обвод­ няя или осушая почву. При этом в основном происходило нару­ шение биосферы, которое последовательно влекло за собой

изменение

рельефа, микроклимата, геохимических процессов.

В XX в.

энерговооруженность человечества стала развиваться

по экспоненте. Диссипированное при сгорании миллиардов тонн нефти, газа, угля и выработанное гигантскими гидростанциями огромное количество энергии стало сопоставимо с величиной сол­ нечной инсоляции — источника большинства процессов на Земле. Эта величина пока меньше 1 % энергии Солнца, приходящей на поверхность нашей планеты, но она уже вполне ощутима и мо­ жет сильно повлиять на тепловой баланс Земли. Кроме чисто энергетического воздействия, надо помнить и об изменении соста­ ва атмосферы (увеличение количества СОг и пыли) и гидросферы (нефтяные пленки на поверхности океанов и морей, загрязнение стока рек и озер) и о многих других факторах. При бурном разви­ тии хозяйственной деятельности (использование в недалеком будущем термоядерной энергии) преобразовательная деятель­ ность человека будет с каждым десятилетием резко возрастать. В одних случаях тенденции нарушений, вызванных человечеством, могут совпадать с естественной тенденцией развития природной среды, в других,— наоборот, взаимно уничтожаться. В связи с этим возможны серьезные изменения в географической оболочке.

Изучение естественного хода и тенденций развития физикогеографических явлений, необходимое для выявления фона, на котором развивается хозяйственная деятельность человека, име­

ет огромное значение в прогнозо-географических работах. Именно этой проблеме и посвящена предлагаемая читателю монография В. В. Никольской «О естественных тенденциях развития физикогеографических провинций юга Дальнего Востока». Автор из­ вестен своими трудами по географии Дальнего Востока. Много­ летний личный опыт работы в поле, прекрасное знание факти­ ческого материала позволяют автору весьма квалифицированно, на уровне современных географических представлений, провести анализ изменения фона географической среды на юге Дальнего Востока в течение ближайшего геологического будущего. Автор предлагает для обозначения этого геологического периода тер­ мин «мэллоцен». Не споря о правомерности этого термина, трудно, естественно, говорить о его временной границе в будущем. Грубо говоря, он такой границы не имеет, хотя и можно предположить, что прогнозные работы географов и геологов смогут предсказать резкие качественные изменения в природной среде, которые и смогут определить его верхнюю временную границу.

Хотя редактор и не всегда согласен с выводами автора, тем не менее он считает, что такие работы чрезвычайно полезны для географической науки и многие поставленные автором проблемы требуют решения при дальнейшей работе. Тихоокеанский инсти­ тут географии Дальневосточного научного центра Академии наук

СССР одной из основных проблем считает географический про­ гноз, т. е. прогноз изменения географической среды под воздейст­ вием человеческой деятельности, поэтому исследов'ание тенден­ ций физико-географической среды имеет первостепенную важ­ ность для его работы.

А. П. Капица

В В Е Д Е Н И Е

Рациональное использование человечеством природных усло­ вий и ресурсов требует познания хода и направления развития, предвидения и учета будущих естественных, многовековых изме­ нений физико-географической среды. Длительные естественные тенденции (направления) развития объекта исследования геогра­ фы-природоведы наиболее глубоко анализируют, как правило, при изучении прошлого тех или иных природных регионов. При характеристике современных физико-географических условий рас­ сматриваются главным образом краткосрочные, суточные и се­ зонные изменения, а многовековые тенденции хода природных процессов раскрываются редко. Еще реже бросается взгляд вперед, чтобы попытаться определить основные естественные тенденции изменения природных объектов и явлений в бу­ дущем.

Однако выявление тенденций развития необходимо, в частно­ сти, для определения будущего потенциального возраста при­

родных

комплексов, т. е. отрезка будущего времени, в течение

которого данный

комплекс

будет существовать, не переходя

в иное

качество

(равнина

будет оставаться равниной, гора —

горой, лес — лесом и т. п.).

Будущий потенциальный возраст обязательно должен вхо­ дить в характеристику природных комплексов разных рангов наряду с такими временными показателями, как возраст, вели­ чина ритмов многолетнего хода развития и продолжительность сезонов. Только после получения всех этих показателей может быть сделана оценка объекта и осуществлен правильный хозяйст­ венный подход к планированию использования естественной сре­ ды. Для этой цели необходимо раскрытие случайных и необхо­ димых (закономерных) тенденций развития природы.

Вопрос о непрерывности, бесконечности и возможности поз­ нания развития природы во времени стихийно вставал еще в ан­ тичной древности. В дальнейшем длительное время развитие при­ роды в настоящем и будущем считалось непознаваемым как в идеалистической, так и в материалистической философии. Воз­ можность познания процесса будущего развития была доказана впервые лишь материалистами-диалектиками одновременно с признанием ими познаваемости мира вообще.

Познание начинается с ощущения. В. И. Ленин отмечал, что «отображаемый нашим сознанием внешний мир существует неза-

5

висимо от нашего сознания»1, и далее: «Наши ощущения, наше сознание есть лишь образ внешнего мира...»2

Имеют ли значение ощущения в футурологических исследо­ ваниях? Несомненно, имеют, так как сумма ощущений, прошед­ ших через сознание, создает человеческий опыт, который дает исследователю возможность предсказать будущие ощущения.

Однако при исследовании будущего развития природы осо­ бенно расширяется значение второго этапа процесса отражения— этапа абстрактного мышления. При абстрактном мышлении из восприятия ощущений и экстраполяции их на будущее выводят­ ся закономерности, применяются расчеты, как и в других вре­ менных исследованиях, используются математические методы. Третье звено теории отражения — проверка умозаключения на практике, — казалось бы, при изучении будущего развития не может иметь места. Однако это не так. Проверка на практике в случае футурологических исследований усложняется тем, что используется, как и в случае первого звена (т. е. ощущений), накопленный опыт. Происходит дополнительная операция пере­ несения синтеза результатов проверки на практике путем экстра­ поляции, на будущее.

Значит, при исследовании будущего развития природы не может быть непосредственно использован эксперимент, но может быть применено моделирование. Познание основывается в пер­ вую очередь на сравнении с прошлым (палеогеографический ме­ тод), сравнении с настоящим (метод актуализма, или изучения стадийности), на основании чего определяются тенденции разви­ тия и закономерности его экстраполируются на будущее.

Марксистская философия

признает,

что мир бесконечен

во

в р е м е н и и пространстве.

В связи

с этим несомненно,

что

исследоваться должно не только прошлое и настоящее, но и бу­ дущее развитие природы. Чем больший отрезок времени существо­ вания природы познает исследователь, тем полнее будет его представление об объекте изучения. Таким образом, первой фи­ лософской основой, ставящей перед исследователем задачу изу­ чения будущего, является п р и з н а н и е б е с к о н е ч н о ­ с т и п р и р о д ы во в р е м е н и .

При изучении будущего природы ход исследования будет нап­ равлен от знания отдельных явлений к раскрытию новых зако­ нов развития. В будущей природе будет существовать измененное старое, которое сохранится от прошлого и настоящего вре­ мени, и возникнет новое, ранее не существовавшее. В исследо­ вании будущего, познав отдельные относительные истины с по­ мощью диалектического мышления, можно приблизиться к позна­ нию абсолютной истины. При этом особенно необходимо правильное абстрагирование. Напомним, что В. И. Ленин при­ давал абстракции очень большое значение и отмечал, что самое

1

Ленин В. И. Поли. собр. соч. Изд. 5-е, т. 18, с. 77.

2

Там же, с. 66

Г.

простое обобщение — первое и простейшее образование поня­ тий — означает начало познания человеком все более и более глубокой объективной связи мира. Одну из ступеней приближе­ ния к абсолютной истине он видел в возможности и необходи­ мости познания будущего развития природы и общества.

В. И. Ленин также писал: «...диалектический материализм настаивает на временном относительном, приблизительном харак­ тере всех этих вех познания природы прогрессирующей наукой человека. Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна, но она бесконечно существует...»1

В. И. Лениным великолепно сказано о том, как будущее изучал Карл Маркс, рассматривавший движение «...не только с точки зрения прошлого, но и с точки зрения будущего и при­ том не в пошлом понимании «эволюционистов», видящих лишь медленные изменения, а диалектически...»123

Так что второй философской основой изучения будущего при­

роды является п р и з н а н и е

п о з н а в а е м о с т и

не

т о л ь к о о т н о с и т е л ь н ы х ,

но и а б с о л ю т н ы х

и с т и н .

 

суще­

При изучении будущего развития природы особенно

ственно основываться на диалектико-материалистическом подходе к пониманию необходимости как развития явлений, неизбежно вытекающих из закономерной внутренней взаимосвязи причин и следствий, так и признания объективного существования слу­ чайности. Основываться надо на взаимосвязи необходимости и случайности. Фридрих Энгельс отмечал: «...где на поверхности происходит игра случая, там сама эта случайность всегда ока­ зывается подчиненной внутренним, скрытым законам. Все дело лишь в том, чтобы открыть эти законы»3.

Так, строя прогноз будущего естественного развития суши Дальнего Востока на основании закономерного колебания уров­ ня моря, мы должны учитывать возможность местного случайного прироста суши в результате возникновения и выхода из-под уровня вод новых вулканов. Эта случайность в пределах Ку­ рильской островной дуги превращается в закономерную необходимость.

Таким образом, третью философскую основу изучения буду­

щего развития природы представляет п р и з н а н и е

о б ъ е к ­

т и в н о г о

с у щ е с т в о в а н и я

н е о б х о д и м о с т и

я в л е н и й и и х в з а и м о с в я з и .

при изуче­

Четвертой

философской основой,

очень важной

нии будущего природы, является признание таких категорий материалистической диалектики, которые выражают объективный

з а к о н

р а з в и т и я — р е а л ь н о й

в о з м о ж н о с т и

1

Ленин В.

И. Поли. собр. соч. Изд. 5-е, т. 18,

с.

277.

2

Там

же,

т. 20, с. 77—78.

т.

21, с. 300.

3

Маркс К.

и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е,

7

и д е й с т в и т е л ь н о с т и ( у же о с у щ е с т в л е н н о й

в о з м о ж н о с т и ) .

Естественно, что при определении тенденций будущего разви­ тия природы следует опираться и на все три основных закона диалектики (единства противоположностей, перехода количества в качество и отрицания отрицания).

Таким образом, диалектический материализм дает философские основы естественным и общественным наукам для футурологи­ ческих исследований изучаемого объекта.

Футурологические построения в последнее десятилетие были высказаны в печати в области гидрологии М. И. Львовичем (1963), в климатологии — М. И. Будыко, Л. Р. Ракиповой, Д. А. Дроз­ довым (Современные проблемы климатологии, 1966), по общей физической географии — А. В. Сидоренко (1967), М. М. Ермо­ лаевым (1967), Д. Л. Армандом (1968), И. Г1. Герасимовым (1969а), в экономической географии — В. В. Покшишевским (1968). Интересный опыт такого построения в области геохимии ландшафта проведен М. А. Глазовской (1968).

Состояние исследований будущего развития в советской гео­ графии освещается И. П. Герасимовым (19696). Рассматриваются опыты футурологических построений как в работах широкого плана, таких как статья М. М. Ермолаева (1967), которая, по определению И. П. Герасимова, представляет «очень интересный пример совершенно закономерного в наше время конструктивного прогностического исследования широкого масштаба, «наводящего» мост между современной географией и космологией...» (с. 125), так и в работах, посвященных общим вопросам климатологии, гидрологии, географии почв и экономической географии. Отме­ чается, что «...подобная широта географических прогнозов впол­ не закономерна и весьма ценна. Она расширяет и укрепляет междисциплинарные связи наук, особенно важные в нашу эпоху все более глубокой и часто односторонней специализации и диф­ ференциации научных знаний и представлений» (с. 126). Следует отметить, что все существующие опыты футурологических по­ строений в географии нацелены на прогноз тех изменений природ­ ной среды, которые внесет человеческое общество в предстоящие десятки лет, реже делается прогноз на столетие. Естественные же многовековые тенденции будущего развития в перечисленных трудах специально не выделяются и отдельно не анализируются.

Высказывание в пользу прогноза на несколько веков вперед мы находим у специалиста по общим вопросам научного прогно­ за. Так, В. И. Сифоров (1968), обобщая литературные данные по прогнозированию, отмечает, что прогнозы строятся на 15—20 лет вперед, на первые десятилетия XXI в. и примерно на 100 лет вперед. Для нас представляет особый интерес то, что этот иссле­ дователь считает необходимым «добавить четвертый эшелон даль­ несрочного прогноза, т. е. прогноза на еще больший срок — на несколько столетий, а может быть и более...» Предвидя, что может возникнуть сомнение в необходимости заниматься «столь

8

дальним прогнозом» в свете решения задач, которые стоят перед нами в настоящее время, В. И. Сифоров, приводя доводы в поль­ зу ’многовековых прогнозов, пишет, что результаты этих про­ гнозов окажут положительное ускоряющее влияние на темпы научно-технического прогресса и в более близком будущем, и будут полезны для дальнесрочного планирования. Он отмечает, что дальнесрочный прогноз и в наши дни вполне возможен «в общих чертах» и будет верным, если его осуществлять, применяя наибо­ лее общие законы природы.

Человеческая деятельность, накладывающая свой отпечаток на природу, часто затушевывает естественные тенденции разви­ тия физико-географической среды настолько, что они местами становятся малозаметными. Особенно трудно определимы самые длительные многовековые тенденции естественного развития, вы­ явление которых, как мы отметили, имеет не только теоретиче­ ский интерес. Учет их будущего хода при многих капитальных проектных работах весьма существен. Академик В. М. Глушков и Г. Г. Добров в поддержку научного прогноза при быстром рос­ те техники привели следующее образное сравнение: «Если ско­ рость движения велика, а машина тяжело нагружена, успешно управлять ею немыслимо, если водитель не видит обстановку на дороге, хотя бы на сотню метров вперед. Точно так же сов­ ременный маневр при управлении любыми системами требует предвидения потребностей и результатов управляющих воздей­ ствий»1 .

В последние годы, выявив новые многовековые ритмы раз­

вития

природы, географы

приблизились к решению задачи прог­

ноза

самых длительных

тенденций ее развития (Максимов,

1972).

 

 

Однако пока не проводилось специальных работ, посвящен­ ных футуральному ландшафтоведенпю, рассматривающему отре­ зок будущего времени, измеряющийся первым тысячелетием. Ме­ тодика определения длительных тенденций будущего естествен­ ного развития природных комплексов до сих пор еще не разра­ ботана, поэтому пришлось испробовать для этого изучения ряд обычных методов, применяемых при ландшафтных, палеогеогра­ фических и геологических работах.

Дальний Восток, простирающийся по растущему краю Евразиатского материка и состоящий в значительной своей части из полуостровов, островов и мелководных акваторий, в связи с та­ ким своим географическим разнообразием удобен для разработки методики выявления длительных тенденций развития природы и проведения опыта определения будущего этих тенденций.

Настоящая монография посвящена результатам опыта иссле­ дования направлений естественного развития физико-географи­ ческих провинций южной части Дальнего Востока путем приме­ нения ряда методов.

1 «Известия», 1968, 3 декабря.

9

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ