Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
29-01-2013_16-20-52 / Шпаргалки Политология 2.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
22.03.2015
Размер:
345.6 Кб
Скачать

55.Эфективность полит-ой системы. Понятие политической стабильности

Эффективность Политической Системы - степень реализации основных функций государственного управления, способность удовлетворять интересы как большинства членов общества, так и наиболее влиятельных элит и групп (напр., армии), имеющих возможность угрожать системе. Количественные показатели Э.п.с.: уровень инфляции; динамика оценок социально-экономической и политической ситуации населением; уровень эмиграции населения; снижение объема иностранных инвестиций в экономику страны и др. политической власти. Термин связан со зданием бывшего монастыря св. Якова в Париже, где во время Французской революции заседал политический клуб, выдвинувший своими лидерами Марата, Робеспьера, Дантона, Сен-Жюста - якобинских деятелей Французской революции 1789.

Под политической стабильностью мы понимаем систему "общественного гомеостаза", опирающуюся на динамичное равновесие социальных интересов, легитимную и дееспособную государственную власть. В технологическом плане - надежную управляемость, обеспечивающую нормальное функционирование всех служб жизнеобеспечения и тем самым гарантии безопасности граждан и общества.

56.Институты представительства и согласования интересов.

В 90-е годы по мере обретения субъектами РФ новых полномочий в экономической и политической сферах позиции регионов окрепли, а их руководители превратились в серьезную политическую силу общефедерального масштаба. В списке ста наиболее влиятельных политиков России в июле 2000 г. на долю региональных руководителей приходилось четырнадцать мест (еще в середине 90-ых годов они занимали не более 6 – 7 мест в рейтингах общероссийской политической влиятельности) (4). Существенно возросла способность регионов осознавать и отстаивать свои интересы.

К началу первого президентского срока В. Путина в России сложилась разветвленная система представительства региональных интересов в федеральном Центре. Для нее были характерны следующие черты:

наличие институтов, позволяющих агрегировать и отстаивать региональные интересы;

существование отстроенных формальных и неформальных каналов взаимодействия между Центром и регионами;

персонифицированный и публичный характер представительства региональных интересов на федеральном уровне, в котором были заинтересованы прежде всего региональные лидеры, претендовавшие на роль влиятельных российских политиков и равных партнеров Кремля.

В политической системе, выстроенной В. Путиным, была значительно снижена роль законодательной ветви власти, через которую региональные элиты могли позиционировать свои интересы в ельцинское время. Обе палаты российского парламента лишились политической автономии и превратились в «юридические отделы» при администрации Президента и правительстве, автоматически принимающие инициируемые «сверху» законопроекты.

В результате изменения принципа формирования утратила прежний политический «вес» верхняя палата парламента – Совет Федерации. В прошлом высокий политический статус Сената обеспечивался представительством в нем «влиятельных политиков – губернаторов, к мнению которых прислушивались». Это позволяло верхней палате быть «реальным механизмом влияния региональных элит на федеральную политику». Замена глав исполнительной и представительной власти регионов на назначенцев привело к ряду серьезных последствий.

1. Региональные лидеры лишились прямого политического представительства в федеральном Центре и утратили, по словам руководителя управления по внутренней политике администрации Пермской области С. Неганова, «коллективный политический ресурс».

2. С потерей сенаторского кресла автоматически снизился политический «вес» глав региональных законодательных собраний.

3. Назначенные сенаторы лишались политической автономии. Отныне в случае «неправильного» поведения они могли навлечь на себя гнев властных структур в Москве, но при возникновении напряжений с региональными властями – лишиться сенаторского кресла. В этой связи назначаемые сенаторы, считает первый заместитель председателя правительства Свердловской области Г. Ковалева, «находятся между молотом и наковальней. Здесь будут плохи, если не поддержат и не проведут региональные интересы. Там будут плохи, если не поймут ситуации в Москве».