Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Расстройства личности_2.doc
Скачиваний:
49
Добавлен:
25.03.2015
Размер:
324.61 Кб
Скачать

Социокультурные причины и психопатия

Изучение психопатии показывает, что это расстройство возникает во многих культурах, включая доиндустриальные, начиная от инуитов Северо-Западной Аляски и заканчивая нигерийскими йоруба. У йоруба психопат определяется так: «Чело­век, который всегда поступает по-своему и без оглядки на окружающих; он злона­мерен, глуп, и от него не дождешься поддержки». Инуиты представляют его челове­ком, чей «разум знает, как поступить, но он не прислушивается к голосу рассудка... Это абстрактный термин для описания нарушения многих правил, осведомленность в которых не вызывает сомнений» (Murphy, 1976, р. 1026, цит. по Cooke, 1996, р. 23). Тем не менее непосредственные проявления расстройства, основанные на культур­ных факторах, равно как и его распространенность, также варьируют в зависимо­сти от социокультурных влияний, которые побуждают или препятствуют его раз­витию.

Что касается различных межкультурных проявлений расстройства, то одним из главных симптомов среди них служит частота агрессивного поведения, сопровож­дающегося насилием. Социальные устои оказывают колоссальное влияние на вы­ражение агрессивных импульсов, и потому неудивительно, что в некоторых куль­турах люди, которых мы назвали бы психопатами, бывают гораздо меньше распо­ложены к агрессивному поведению, сопровождающемуся социальным насилием (Cooke, 1996). Не стоит, следовательно, удивляться тому, что в культурах, подоб­ных китайской, агрессивное поведение наблюдается намного реже, чем в боль­шинстве западных культур.

Кроме того, культуры можно классифицировать по таким параметрам, как ин­дивидуализм и коллективизм. Состязательность, уверенность в себе и независи­мость от других акцентуируются в сравнительно индивидуалистических обще­ствах, тогда как в обществах с традициями коллективизма подчеркиваются заслу­ги перед группой, одобрение властных фигур и стабильность отношений (Cooke, 1996). Неудивительно, что от обществ индивидуалистического типа (как наше) мы вправе ждать большего сочувствия к поведенческим характеристикам, которые, в конечном итоге, приводят к психопатии. К этим характеристикам относятся «бойкость и поверхностность, претенциозность, неразборчивость... наряду с безот­ветственностью в отношениях» и «состязательность... с которой связан не только повышенный уровень преступности, но и учащение... мошеннического, манипулятивного и паразитирующего поведения» (Cooke, 1996, р. 27). При всей скудости имеющихся у нас данных интересно отметить, что распространенность асоциаль­ного расстройства личности на Тайване — в государстве скорее коллективистско­го толка — намного ниже, чем в Соединенных Штатах (приблизительно 0,1-0,2% против 1,5-5%). Это интригующее предварительное изучение социокультурных факторов, способствующих как развитию симптоматики психопатии, так и ее рас­пространенности, в настоящее время только начинается, но в будущем наверняка принесет новые важные открытия относительно причин данного расстройства.

Лечение и исходы при психопатии и асоциальной личности

Поскольку большинство людей с психопатической и асоциальной личностью не выказывает явной психопатологии и во многих отношениях способно к эффектив­ному функционированию, постольку эти люди редко попадают в поле зрения вра­чей психиатрических больниц и клиник. Те, кто нарушает закон, могут участвовать в реабилитационных программах, находясь в заключении, но это редко помогает им измениться. Даже в случае существования для этих целей большего числа тера­певтических учреждений, эффективное лечение представляло бы собой по-преж­нему труднейшую задачу.

Традиционные психотерапевтические методы оказались неэффективными в отношении коррекции психопатических и асоциальных личностей. Факторы, за­ложенные в психопатическую личность — неспособность к доверию, сочувствию, научению из опыта и ответственности за свои действия, — явно и в крайней степе­ни ухудшают прогноз при психодинамической психотерапии (Losel, 1998). Тера­певты должны учитывать возможность попытки манипулировать ими со стороны психопатического пациента, и то, что сведения о его жизни, которые он сообщит, будут искажены и подтасованы (Losel, 1998).

Не намного лучше оказались и биологические методы лечения психопатических личностей, включая электросу­дорожную и медикаментозную терапию. Антипсихотические препараты, вызыва­ющие снижение агрессивных поведенческих нарушений у психопатов с дополни­тельной шизотипичной симптоматикой, могут оказывать благоприятные эффек­ты на отдельные симптомы (Losel, 1998). Однако анксиолитические препараты представляются противопоказанными, так как могут вызывать ослабление функ­ционирования системы торможения поведения, которая при психопатии и так гипоактивна (Losel, 1998). Некоторого успеха в лечении импульсивного поведения у агрессивных и склонных к насилию преступников удалось добиться при помощи таких препаратов, как литий и карбамазепин, которые применяются в лечении биполярного расстройства (Gitlin, 1996; Losel, 1998). Наконец, недавно были по­лучены предварительные, но обнадеживающие данные о применении препаратов из класса селективных блокаторов обратного захвата серотонина (SSRI), которые иногда способны смягчить агрессивное импульсивное поведение и улучшить навы­ки межличностного общения (Losel, 1998). Однако ни один из указанных методов биологического лечения не оказывает значимого воздействия на расстройство в целом, и многое еще предстоит сделать для поиска препаратов, наиболее эффек­тивно влияющих на те или иные симптомы.