Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Лит / 53_derevenskaya_proza

.docx
Скачиваний:
21
Добавлен:
31.03.2015
Размер:
16.8 Кб
Скачать

В 60 - 80-е годы проблема народного характера затрагивалась критикой гораздо чаще, чем в предыдущие десятилетия. Интерес к данному явлению связан главным образом с необходимостью осмыслить творчество ряда советских прозаиков, которые в это время обратились к углубленному художественно-философскому исследованию коренных основ народной жизни.  Из невнимания “деревенщиков” к реалиям жизни деревни 60-х годов, из сосредоточения на образах уходящего, из мотивов ностальгии по старине и идеализации ее, из тем непреходящей или (наоборот) не глазах утрачиваемой ценности патриархальных крестьянских идеалов: любви к земле, труду, природе, верности семейным и мирским традициям - изо всего этого Ковский делает парадоксальный вывод: “Отказ от броских примет сегодняшнего дня это художественное осмысление новой действительности”.

Под “художественным осмыслением” нужно понимать замаскированную критику нашей действительности. И вот подтверждение того, что я правильно понял Ковского. На совсем другой странице - он разжижает ведь - книги Ковского сказано: “Нарастало... стремление пристальнее вглядеться в самую субстанцию народного бытия, в те неразрывно связанные с землей, трудом на земле, с национальной психологией и культурой начала, которые и делают народ - народом, дают ему возможность выжить и укрепиться наперекор любым внешним и ВНУТРЕННИМ (выделил я) катаклизмам исторического процесса”.

Что это за внутренние катаклизмы? Мне ни к чему пиетет, как у Ковского: время “серьезных общественных перемен, которыми обозначена вторая половив 50-х годов...” Я скажу прямо: внутренние катаклизмы это - словами Хрущева - культ личности Сталина, словами Брежнева - волюнтаризм Хрущева, словами Горбачева - застой при Брежневе.

Таким будет - если концентрированно - предвзятое мнение о “деревенской прозе”.

Уж не знаю, кем себя покажет тот, кто подумает, будто я подвожу к тому, что Шукшин, мол, впрямую против всего перечисленного... Образом, образом это ему служит, образом оппозиции к головотяпской активности, к дурному рационализму, образом оппозиции к непризнанию того, что было признано через одно-полтора десятилетия спустя - Андроповым,- когда он заявил, что мы еще не изучили в должной мере общество, в котором живем.

Вот потому-то и высокохудожественна “деревенская проза”, что говорит образами. И чем необычнее тот текст (отрицание семьи, родины), что несет в себе подтекст (отрицание фальши рационализма),- тем свежее выражен образ, тем выше художественность.

Деревенская тема в литературе в конце 40-х - начале 50-х годов стала интенсивно развиваться, о чём свидетельствуют произведения С.Абрамова, В.Овечкина, В.Тендрякова, Г.Троепольского и других.  Писатели-деревенщики существенно повлияли на эволюцию литературного процесса. они выработали тактику развития деревенской прозы по пути углубления художественного конфликта. Данная тенденция особенно чётко прослеживается в «Районных буднях» В.Овечкина, «Деревенском дневнике» Е.Дороша, очерках и рассказах В.Тендрякова.  В 50–60-е годы «деревенская проза» в целом видела в деревне хранительницу духовных и нравственных ценностей народной жизни. • резкой реакцией на литературную мифологию 40-х годов; • возвращением «деревенской» прозы на позиции реализма, возрождением в ней принципов социально-психологического анализа;

• отличительные признаки «овечкинской» «деревенской прозы» с точки зрения проблематики, авторской позиции и пафоса – острота социального зрения, обличительная резкость и глубина критики, соединявшиеся с социальным оптимизмом и верой в будущее; отсюда ее «конструктивность» и некоторый социальный утопизм; • с художественной точки зрения ей были свойственны очеркизм, публицистичность, пристрастие к сюжетным формам организации прозы и соответствующим жанровым типам. К концу 50-х – началу 60-х годов «овечкинское» направление переживает кризис.

Как деревенщик начинал свой творческий путь Шукшин, хотя в дальнейшем ушёл к постановке проблем общечеловеческого характера. Родился он на Алтае в селе Сростки, сменил ряд специальностей, Как писатель Шукшин занимает промежуточное место между представителями деревенской и городской прозы, так как герои его произведений – и сельские жители, и горожане (как правило, в первом поколении). Писателя интересует не советский, а русский национальный характер, но в его постижении он более, сравнительно с деревенщиками, бестенденциозен и далеко не всегда оценивает его позитивно. Национальное получает у Шукшина гораздо более разнообразное выражение. (У почвенников – один и тот же человеческий тип.)

Наша страна переживала глубокие и не всеми принимаемые социальные изменения. Научно-техническая революция одурманила горячие головы, породила миф о спасительной роли науки и техники для всего человечества, а для России особенно. Поэзия в этот момент отдала предпочтение крайним урбанистам, вышла на эстраду. Поэты, воспевающие деревню, такие, как Николай Рубцов, оставались в тени. Этот явно разрушительный процесс оправдывался отчасти успехами в покорении космоса, возникновением атомной энергетики, новых заводов и городов. О последствиях никто, вернее, почти никто не задумывался. Сейчас мы видим, к чему привело увлечение научно-техническим прогрессом. Мир ужаснулся перед чернобыльской катастрофой, пересох Арал, искусственные моря превратились в болота. Миллионы людей срывались с насиженных мест, отправляясь на “великие стройки коммунизма”. Люди, отрываясь от своих корней, нищали духовно. Особенно пострадала русская деревня. Вообще, если задуматься, сколько невзгод выпало на плечи сельчан, страшно становится. Диву даешься, что, несмотря на сплошной многовековой разор, деревня трудилась не покладая рук и кормила страну. Не случайно в конце 60-х годов в нашей литературе возникает такое явление, как “деревенская проза”. Потому что писатели не могли мириться с таким положением русской деревни. Движение выдвинуло на первый план общественной жизни страны талантливых писателей — Распутина, Белова, Абрамова, Носова, Шукшина. Их еще называют “почвенниками”, потому что они ратуют за сохранение родовых корней.

Особое место среди человеческих ценностей занимает у Шукшина доброта: жизнь только тогда будет прекрасна, когда люди будут делать добро друг другу. Рядом с добром стоит жалость - участливое отношение близким к нему героям.  У Шукшина обострённое чувство правды "полной правды о человеке". Василий Шукшин унаследовал от русской литературы высокую гражданственность, понимание того, что судьба художника и судьба народа и Родины неразъединимы.