Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
166
Добавлен:
11.12.2015
Размер:
572.42 Кб
Скачать

3. Целеполагающие принципы

Структурные целеполагающие принципы определяют направлен-ность деятельности специалиста в сфере здравоохранения в аспекте обеспечения безопасности пациента и достижение максимально возможного клинического эффекта лечения – это принципы «не навреди!» и «делай благо!».

Принцип «не навреди!» В латинской формулировке название принципа звучит как афоризм: «primumnonnocere», т.е. «прежде всего – не навреди!». Слова «прежде всего» могут быть поняты в том смысле, что этот принцип является первостепенным в деятельности врача. Он является, безусловно, старейшим. Воздерживаться от причинения всякого вреда обещано еще в клятве Гиппократа.

Биоэтика рассматривает, прежде всего, вопрос о том, что именно понимается под словом «вред» в медицине? Если подходить к ситуации со стороны врача, можно различить такие разновидности «вреда»:

- вред, вызванный бездействием, неоказанием помощи нуждающемуся;

- вред, вызванный неосторожными либо умышленными действиями врача;

- вред, вызванный неверными, неквалифицированными действиями;

- вред, вызванный объективно необходимыми в ситуации действиями.

Каждую из этих форм вреда необходимо оценивать не только с позиции этики, но и для того, чтобы определить меру ответственности врача за нарушение нормы поведения. Первая форма вреда - неоказание помощибольномуморально предосудительна, но в некоторых случаях ситуация здесь оказывается не столько моральной, сколько юридической. Тогда ответственность врача определяется ст. 124 Уголовного кодекса РФ. В некоторых случаях неоказание помощи имеет объективную причину, по которой например, врач был вызван на помощь к другому пациенту, и морально он может быть оправдан. Но пациент, не получивший вовремя помощи, может предъявить врачу претензию, вплоть до судебного иска.

Вторая разновидность вреда (неосторожные или умышленные действия врача) является объектом скорее юридического характера, хотя заслуживает, безусловно, морального осуждения.

Третья разновидность вреда для оценки проста, т.к. неопытность не может быть осуждена законом, хотя заслуживает морального осуждения по отношению к дипломированным врачам. Все три первых формы вреда могут быть объединены как теоретически недопустимый вред, От него-то врач должен был воздерживаться со времен Клятвы Гиппократа.

Четвертая же разновидность вреда должна быть поставлена в особое положение, т.к. это вред, обусловленный объективно необходимыми действиями, его даже называют объективно необходимый вред. Здесь надо взглянуть на ситуацию глазами пациента. Визит к врачу, покупка дорогого лекарства, госпитализация, информация о тяжелом диагнозе – все это приносит моральный, но необходимый вред. Болезненные процедуры, физические страдания, калечащие операции – по сути, физический вред, который также неизбежен. Причиняют его пациенту во имя блага, которое предполагается принести больному в результате названных действий. Здесь получается двойной эффект от объективно необходимых действий: вред и благо. И здесь важно, чтобы вред не превышал того блага, которое приобретается в результате вмешательства, и чтобы он был минимальным. Это все врач должен рассчитывать в процессе морального выбора.

Принцип «делай благо!». В отличие от предыдущего запрещающего принципа, принцип «делай благо!» или «твори добро!» не запрет, а норма, которая требует позитивных действий. Его смысл передается иногда с помощью русских слов, почти вышедших из нашего лексикона: благодеяние, благотворительность, милосердие. За прошедшие десятилетия у некоторых людей сложилось пренебрежительное, порой циничное отношение к тем действиям, что стоят за этими словами. Оно связано с чувствами сострадания и жалости. Это традиционные нравственные ценности. Принцип «делай добро» указывает на необходимость активных действий ради претворения блага, а не только предотвращения тех разновидностей вреда, которые рассмотрены выше.

Обязанность делать добро обосновывается этическими теориями. Утилитаристы считают ее следствием принципа пользы (ее увеличение). Деонтологическая этика Канта считает ее требованием, вытекающим из категорического императива: если ты хочешь, что бы делание добра стало всеобщей нормой, делай сам добро.

Указанные выше принципы нашли отражение в ст. 4 «Благо и вред» Декларации, в которой указано: «В процессе применения и развития научных знаний, медицинской практики и связанных с ними технологий следует добиваться получения максимальных прямых и косвенных благ для пациентов, участников исследований и других затрагиваемых лиц и сводить к минимуму любой возможный для них вред».

Соседние файлы в папке Лекции по биоэтике.Соцработа