Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Diplom-glava_1_literatura (2).doc
Скачиваний:
30
Добавлен:
15.04.2015
Размер:
266.24 Кб
Скачать

1.4. Социально-психологичес­кие особенности женщин, успешных в карьере

Наиболее близким по значению термину «психологический пол личности» в англоязычной литературе изначально выступал термин «gender» (гендер), означающий «приобретенный в результате социализации психологический половой диморфизм», в отличие от биологического полового диморфизма, обусловленного генетически (О.Г. Лопухова). Каждый этап жизненного пути женщины формируется через взаимодействие между особенностями ее биологического, психологического и социального существования. Понятийная сложность понятий «гендер» и «пол» указывает на необходимость их четкого определения. С точки зрения С. Бем, людей можно разделить на 4 категории по гендерным различиям (маскулинный, феминный, андрогинный и недифференцированный).

Маскулинные женщины отличаются склонностью к доминированию, к риску и самостоятельности, они решительны и физически выносливы. Такие женщины часто усваивают мужскую манеру поведения, осваивают «не женские» виды работы или спорта, стремятся сделать карьеру, проявляют агрессивность и властность. Феминные женщины характеризуются повышенной эмоциональностью и непредсказуемостью; они в большей степени нуждаются в ласке и заботе окружающих, в материальном обеспечении и зависимости от других (Овсяник, О.А., 2012, С.115-127). Андрогинные женщины стараются соединить в себе обе характеристики (и феминную, и маскулинную), они стремятся преуспеть в карьере, желают быть сильными и независимыми, однако они часто ранимы, зависимы от общества и стараются быть (в соответствии с традиционными канонами) хорошими женами и матерями. Все это часто приводит к ролевому конфликту, который может привести к социально-психологической дезадаптации женщин в различных ее проявлениях (соматическом, психическом и социальном).

Последствия социализации женщин порождают гендерные проблемы их жизнедеятельности (К. Хорни, 1993). Среди них: боязнь неудачи, утраты женственности, общественного отвержения; неуверенность в себе, снижение настойчивости в достижении цели. Постоянный выбор женщиной привычных способов реагирования в новой ситуации, гендерный паттерн поведения, обусловленный стремлением к комфорту и безопасности, через некоторое время приводит к однозначности ее отношения с миром, к жизненному застою, ощущению собственного бессилия.

В психологическом подходе карьера рассмат­ривается как серия исполняемых личностью ролей, выбор которых и успех в их исполнении детерми­нированы потребностями, ценностями, установка­ми, интересами, предшествующим опытом и ожи­даниями в будущем. На основе анализа определений понятия «профессиональная карьера», представлен­ных в научной литературе, С. Т. Джанерьян выде­ляет следующие трактовки его понимания (Джанеръян, С. Т., 2005):

  • вид профессиональной деятельности на отдель­ных этапах трудового пути личности (Е. А. Климов);

  • последовательность должностей, профес­сий, мест и позиций в течение трудовой жизни лич­ности, включая до- и постпрофессиональные позиции (студенчество и выход на пенсию) (О. А. Гаврилица, Е. Г. Молл);

  • вид деятельности, слитый с образом жизни и включающий различные сферы жизни (Л. Волкова);

  • призвание как деятельность, наилучшим образом исполняемая и согласующаяся с жизнен­ной задачей человека (А. Маслоу, В. Франкл);

  • профессиональный опыт, не сводимый к профессии или профессиональной роли, который выражается через общественную активность (Н. С. Пряжников);

  • профессиональный путь человека, в кото­ром происходит развитие субъекта (К. А. Абульханова-Славская, А. Р. Фонарев, Е. Г. Молл).

Карьерные ориентации рассматриваются как базовые социальные цен­ностно-смысловые установки, часть Я-концепции и жизненных перспектив личности (Киселева, Е. В., 2006), результат социально-профессионального самоопределения, ценностные ориентации, способствующие жизненной и профессиональной карьере.

Таким образом, отличительной особенностью психологического подхода к пониманию карьеры является контекст личностных преобразований субъекта профессиональной деятельности.

В зарубежной психологии понятию «карьерная ориентация» синонимичны «карьерная цель или ори­ентации» (G. A. Miller, E. V. Morse, G. Gorden), «цель работы» (T. J. Alien), «карьерные предпочтения» (R. Katz), «якоря карьеры» (Э. Г. Шейн) (Cha J., Y. 2000). В оте­чественной психологии до недавнего времени в ка­честве альтернативы этому понятию выступала «профессиональная направленность личности», по­нимаемая как система побуждений, обеспечивающая активное избирательное отношение к профессио­нальной деятельности. Рассматриваемые понятия не являются тождественными, из них более широкое - профессиональная направленность, включающая в себя, в противоположность карьерной ориентации, не только социально-, но и индивидуально-типоло­гические обусловленные побуждения.

В настоящее время в русскоязычных публи­кациях карьерная ориентация определяется через такие родовые признаки, как потребность, мотив, установка (E. A. Зубкова), диспозиция (Е. И. Остащенко, Л. Г. Почебут, В. А. Чикер), стремление (Л. Ш. Махмудов), представление (Н. Л. Кирт), цен­ностно-ориентационное регулятивное образование (Е. И. Остащенко). Психологический подход к изу­чению карьеры и карьерной ориентации личности конкретизируется в таких научно-исследовательских направлениях, как социально-экономическое, кросс- культурное, гендерное, субъектно-акмеологическое.

В рамках гендерного направления психологиче­ского подхода карьера рассматривается как культур­но обусловленное диалектическое единство процесса достижения социально-профессионального статуса и характеристик социокультурного пола личности. В этом направлении изучается влияние родительских установок и стереотипов относительно женской и мужской роли в обществе, а также характера иден­тификации с одним из родителей на формирова­ние карьерных ориентаций. Основываясь на анализе жизненных сценариев женщин-менеджеров, B. C. Rosen показал, что наиболее успешны­ми из них являются идентифицированные с отцом «папины дочки», которые заимствовали из опыта взаимодействия с ним традиционные мужские ка­чества, а также дочери матерей-одиночек, вынуж­денные выполнять в семье мужскую роль. На примере изучения карьерно успешных жен­щин М. В. Сафоновой были получены сходные ре­зультаты: женщины, находящиеся под влиянием отца, выбирают карьерные стратегии, позволяющие им реализовывать ценности достижений и незави­симости, способствующие приобретению высоко­го материального положения и социального статуса. В противоположность этому, женщины, находящи­еся под влиянием матери, выбирают карьерную ори­ентацию, связанную со стремлением помогать людям, отражающую такую тенденцию поведения, как стремление к сотрудничеству.

Существующая на рынке труда гендерная асим­метрия профессий определяет более легкое профес­сиональное продвижение в традиционных «женских» и «мужских» сферах субъектов соответствующего пола. При этом лица, реализующие себя в про­фессиях, противоречащих гендерным стереотипам, обнаруживают определенные характеристики проти­воположного пола. Так, женщины, занятые в «муж­ских» областях деятельности, более сдержанны в общении, придерживаются делового стиля во взаи­моотношениях с людьми, более практичны и реали­стичны, склонны работать в команде, в служебном продвижении опираются на помощь коллег. В то же время женщины, реализующие себя в традиционно «женских» профессиях, более открыты и эмоцио­нальны в общении и взаимодействии с людьми, бо­лее чувствительны и мечтательны, демонстрируют большую независимость от коллег.

В субъектно-акмеологическом направлении карьера рассматривается как траектория движения человека к вершинам, «акме» профессионализма. Данное направление предполагает исследование личности специалиста как субъекта профессио­нальной деятельности; при этом в качестве крите­риев субъектности выделяются:

- способность к разрешению различного рода противоречий (Абулъханова-Славская К.А., 1991), которая рассматривается как источник карьерного продвижения личности. В акмеологических исследованиях была показана целесообразность подразделения противоречий на внешние, отражающие взаимодействие различных систем, и внутренние, содержащиеся в самой сис­теме как некой целостности (Деркач, А. А., 2004);

  • свобода владения внешними и внутренни­ми условиями своей жизнедеятельности для по­строения «стратегии жизни» как некий способ самоосуществления человека в различных сферах его жизни, стратегия реализации своей личности путем соотношения жизненных требований с лич­ностной активностью, ценностями и способом са­моутверждения (Абулъханова-Славская, К. А., 1991, с. 244). Выбранная стратегия жизни позволяет личности разрешать обозначен­ные выше противоречия;

  • сформированная Я-концепция, которая рас­сматривается в качестве акмеологического усло­вия развития профессионала.

В субъектно-акмеологическом направлении особое внимание обращается на додеятельностные характеристики личности, например на способности. При этом предполагается что субъект, обладая боль­шими компенсаторными возможностями, «достраи­вает» отсутствующие у него способности для осуществления деятельности на основе ее эталон­ных моделей, в которых зафиксирован накопленный в профессиях культурно-исторический опыт (Деркач, А. А., 2004). В контексте этого направления Е. А. Климовым от­мечается необходимость изучения стратегий разви­тия профессионала с учетом индивидуальных особенностей профессионального продвижения (Климов, Е. А., 1996).

Среди психолого-акмеологических детерми­нант карьерного продвижения Е. А. Могилевкин рассматривает такие личностные параметры, как самоэффективность, общая интернальность, эмо­циональная стабильность, мотивация к карьере. При этом автор отмечает особую значимость осо­знания субъектом своих сильных и слабых сторон («карьерный инсайт»).

Сложность изучения карьеры обусловлена мно­жеством факторов, связанных с личностными характе­ристиками субъекта профессиональной деятельности, особенностями его семейно- профессиональной со­циализации, а также социально-культурным контек­стом. Многогранность карьеры предполагает необходимость рассмотрения карьерных ориентаций личности с разных сторон и использования при их исследовании различных подходов.

Смысловые образования выступают в каче­стве психологических квазиобъектов, замещаю­щих в структуре личности ее действительные отношения. В зависимости от их вида Д. А. Леон­тьев выделяет следующие смысловые структуры: личностная ценность, смысловой конструкт, смыс­ловая диспозиция, мотив, смысловая установка, личностный смысл (Леонтъев, Д. А., 2003). Вступая между собой в разнообразные связи, смысловые структуры обра­зуют динамическую систему.

Динамическая смысловая система включает три уровня смысловой регуляции: высший, образо­ванный ценностями, выступающими системообра­зующим фактором; смыслообразующих структур, обладающих свойством «трансситуативности»; низ­ший, участвующий в непосредственной регуляции деятельности. При этом в определенной сфере жиз­недеятельности, например профессиональной, функционируют относительно автономные подси­стемы, определяя специфическое содержание вхо­дящих в них смысловых структур. Отражая сущностные характеристики личности как целого, отдельная динамическая система может рассматри­ваться в качестве единицы ее анализа (Леонтъев, Д. А., 2003).

В контексте деятельно смысловой концепции Д. А. Леонтьева и теоретических представлений Э. Г. Шейна карьерная ориентация определяется нами как элемент профессиональной Я-концепции. Представляя собой смысловую диспозицию, близ­кими по содержанию которой выступают понятия «отношение личности» (В. Н. Мясищев), «фикси­рованная установка» (Д. Н. Узнадзе), «диспозиэмоционалъный - отношение субъекта к профес­сиональной карьере и ее основным разновидностям.

Вслед за Д. А. Леонтьевым, мы не выделяем поведенческий компонент в структуре карьерной ориентации личности, так как конкретное действие определяется актуальной установкой с учетом на­правленности деятельности, задаваемой мотивом (Леонтъев, Д. А., 2003). Как смысловая диспозиция карьерная ориен­тация выполняет в деятельности следующие функ­ции: смыслообразующую, порождая производные от нее личностные смыслы и смысловые установ­ки; смыслорегулирующую, приводя в соответствие ценности, установки, мотивы и потребности субъекта профессиональной деятельности.

Таким образом, карьерная ориентация рас­сматривается нами в контексте деятельностно-­смыслового подхода и определяется как элемент профессиональной Я-концепции. Представляя со­бой смысловую диспозицию, содержательно от­ражающую отношение к профессиональному продвижению, она имеет для субъекта устойчивый жизненный смысл и проявляется в эффектах лично­стно-смысловой, установочно-смысловой регуляции, не связанной с мотивом актуальной деятельности.

Выводы

Анализ литературы показал, что личность рассматривается как субъект жизненного пути и субъект деятельности. В основе развития личности лежит формирование таких качеств, как активность, способность к организации времени, социальное мышление.

Таким образом, личность может быть понята только в системе устойчивых связей с социумом. Источником развития личности выступает противоречие между потребностью личности в самореализации и желанием общества принимать те проявления, которые соответствуют его запросам. Наконец, именно личность как социально-психологическое образование человека является наиболее существенным фактором его успешности.

Б.В.Зейгарник и Б.С. Братусь указывают, что для личности основная плоскость движения – нравственно-ценностная. Ценность обретается личностью, поскольку «... иного способа обращаться с ценностью, кроме ее целостно-личностного переживания, не существует». Таким образом, обретение ценности есть обретение личностью самой себя.

Итак, отечественные исследователи пришли к выводу, что социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей, являющихся одним из источников осознанной мотивации поведения Ценностные ориентации личности, связывающие ее внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую и динамическую систему, является одним из важнейших компонентов структуры личности, занимая пограничное положение между ее мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов. Система ценностных ориентаций является важным регулятором активности человека, поскольку она позволяет соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными и принятыми личностью ценностями и нормами социума. Развитие системы ценностных ориентаций личности осуществляется в процессе адаптации, социализации и индивидуализации посредством действия соответствующих механизмов

Важнейшей характеристикой в системе отношений человека с окружающим миром является оценка его успешности/неуспешности.

Анализ литературы показал, что успешность рассматривается как особая направленность личности с характерной мотивацией на достижение, ценностями, коммуникативными навыками, когнитивными способностями, умением контролировать эмоции. Социальная успешность в исследованиях характеризуется как совокупность качеств личности, связанная с удовлетворением относительно своего положения в социальном окружении, а также как результат интеграции человека в данную социальную среду.

Представление о социальной успешности – это социально-психологическое явление, включающее оценочные суждения об эффективности личности, ее социально-психологической деятельности и поведении в социальном пространстве. Оно выполняет важную роль в выборе направлений самореализации личности в обществе, характеризует сложившиеся способы взаимодействия с окружающими, ценности и установки.

В зависимости от социально-демографических (пола, возраста) и социально-психологических (преобладающего стиля межличностного взаимодействия, объективной (определяемой экспертами) и субъективной (определяемой испытуемыми) успешности/неуспешности) характеристик существуют различия в формировании представлений о социальной успешности, которые определяют особенности социально-психологической интерпретации поведения окружающих, доминирующую систему ценностей, значений, намерений и приоритетов, особенности когнитивных структур, а также связь между особенностями познания социальных объектов и способом действия.

Представления о социальной успешности оказывают влияние на процесс самоопределения личности. Высокий уровень самоопределения обусловливается интегрированностью структуры представлений, включением в нее качеств, подчеркивающих значимость активной жизненной позиции, целеустремленность. Низкий уровень самоопределения связан с неустойчивой структурой представлений.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]