Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
131
Добавлен:
17.04.2015
Размер:
94.21 Кб
Скачать

В современных условиях существования и развития отечествен­ной художественной культуры возникла острая потребность в специ­фической аккумуляции произведений современного искусства. Таким аккумулятором стали художественные галереи. Как оказалось на прак­тике, музейная работа, на каком бы современном уровне она ни была, не в состоянии заменить то, почти включённое в художественно-твор­ческий процесс, бытие, в котором может находиться галерея.

В конце 80-х годов отечественное искусство вступило в новый этап — закончилась изоляция, оказавшаяся одновременно трагиче­ской и плодотворной.

Создание художественных галерей началось в 1987-1988 годах. В числе первых возникли галереи: «Анна» (1988), «Ариадна» (1988), «10-10» (1988), Гуманитарный фонд «Свободная культура», «Ленинград­ское товарищество свободных художников» (Невский пр., 20 в 1988), «Дельта» (1990), «Палитра» (1990), «Гильдия мастеров», «С.П.А.С», «Форум», «Галерея Михайлова», творческий центр «Борей-Арт» (1991), некоммерческая галерея «Арг-коллегия» (1991), выступившая в каче­стве организатора нескольких «Бьеннале современного искусства», «Адам» (1991), «Ева» (1993) и другие. Некоторые галереи позднее за­крылись по разным причинам, но практически каждый год продолжа­ли открываться новые.

Галереи сразу приобрели популярность в среде художников, кол­лекционеров, любителей современного искусства и начали выполнять функцию отбора и распространения произведений искусства. Этот отбор осуществлялся не по принципам, созвучным «социалистическо­му реализму», а по принципам художественной значимости и оригинальности творческой манеры автора. Владельцами первых галерей становились инициативные люди, пытавшиеся соединить различные направления деятельности, такие как меценатство, открытие новых ху­дожественных ценностей и имён в искусстве, но также — арт-бизнес. Природные способности галеристов толкали их к тому, чтобы быть посредниками между художниками и публикой, между создателями художественных ценностей и теми, кто эти ценности способен приоб­рести.

Первые галереи, как и всё, появляющееся впервые, носили сти­хийный характер, то есть галерея и галерейная деятельность не были предметами специального исследования и изучения, без чего деятель­ность в сфере художественного бизнеса не могла носить устойчиво успешный характер. Первые галеристы опирались в своих действиях на природное чутьё и надежду на успех. Мировой опыт арт-бизнеса плохо подходил к отечественным условиям. Галерейная практика ещё не имела ни истории, ни традиции. (Прежняя история была забыта, а традиции утрачены.) Поэтому многие галереи, просуществовав год или два, закрывались, их организаторы прогорали или охладевали к этому занятию, уставали от бесконечных трудностей, сопровождаю­щих арт-бизнес. Сохранялись те галереи, организаторам которых со­путствовала удача и верная стратегия ведения арт-бизнеса.

Однако общественная потребность в существовании такой струк­туры, как художественная галерея, давно назрела. Об этом заявляла, с одной стороны, невероятно активная художественная практика, тре­бующая разнообразия и частоты экспонирования произведений, а с другой стороны, всегда активный и особенно возросший за последнее десятилетие интерес всего общества к изобразительному искусству, к новейшим его направлениям. Появилась острая потребность тесного общения зрителя с художником, объясняемая, прежде всего, ускоре­нием динамики художественных вкусов и ориентации, стремлением зрителя непосредственно участвовать в художественно-творческом процессе, а также сложностью и многозначностью языка современ­ного искусства. Желание понимать этот язык стимулировало зрителя к непосредственному общению с художником, к частому посещению выставок и изучению современного мирового опыта, к приобретению произведений.

Личность художника всегда привлекала внимание массового зри­теля своей необычностью, оригинальностью и внутренней свободой.

Следует заметить, что притягательным и зачаровывающим в про­фессии художника было не только само искусство, но и стиль жизни художника. Братья Гонкуры в романе «Манет Соломон» очень точно описали это очарование жизни художника: «В глубине души искусство притягивало Анатоля меньше, чем жизнь художника. Он бредил ма­стерской. Он стремился к ней с воображением школьника и страст­ностью, присущей его натуре. Ему виделись в ней зачаровывающие на расстоянии горизонты Богемы; роман Нищеты; освобождение от обя­занностей и правил; свободная, бесшабашная, беспорядочная жизнь; дни, полные случайностей, приключений и неожиданностей; побег из домашней аккуратности и размеренности, из семьи с её непереносимо скучными воскресеньями; глумление над буржуа; чувственная тайна натурщицы; работа, не требующая никаких усилий; право одеваться весь год причудливо и прихотливо; какой-то нескончаемый карнавал. Такие образы и соблазны пробуждал в его сердце суровый труд ху­дожника». Поэтому каждый стремится не только побыть в жизненном пространстве искусства, но и «взять с собой» кусочек этого простран­ства, поместить его в свою жизненную среду.

Оригинальные качества, вырабатываемые в деятельности особого рода — в художественном творчестве, — ценятся обществом как наи­более свободные и потенциально креативные. Они помогают челове­ку избирательно относиться к нестандартным ситуациям, развивают способность свободно комбинировать различные варианты и возмож­ности поведения, находить решение сложных житейских и научных проблем. Приобщённость к художественному творчеству помогает че­ловеку постигать скрытые закономерности и отношения в мире людей и вещей, осваивать «пространство возможного».

Современный художник также испытывает стремление к частой демонстрации своих произведений, сверяя реакции зрителя, его во­просы и высказывания, а также отзывы критики со своими проекта­ми и идеями. Ему важно видеть воплощение своих творческих идей в художественном материале, ощущать то общественное впечатление, которое вызывается его творчеством.

Специфическая для нашего времени скорость творческого про­цесса в искусстве, сравнительно быстрое создание произведений, обусловленное реакцией художника на изменчивость социальной и психологической реальности, а также быстрота изобретений и особен­ности современных художественных приёмов обостряют стремление художника к частому показу своих произведений зрителю. Динамика социальной жизни, смена вкусов и ценностей диктуют всякому творцу необходимость постоянно находиться в изменчивом поле этих вкусов и ценностей. Субъективные оценки собратьев по творчеству могут быть предвзятыми, тенденциозными или узкопрофессиональными. Поэтому они не всегда удовлетворяют художника. Он может ревниво оберегать свои произведения от нескромного любопытства других ху­дожников, боясь раскрыть секреты создаваемого произведения. Между тем оценка среднего зрителя чаще всего не совпадает с оценкой коллег и знатоков, но она очень важна для автора как залог его общественного успеха. Художник стремится демонстрировать произведения для субъ­ективного ощущения своей своевременности (современности).

Соседние файлы в папке Уч-к Галерейное дело