Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Filosofia_SPbTEU.doc
Скачиваний:
50
Добавлен:
18.04.2015
Размер:
449.02 Кб
Скачать

2. Многообразие трактовок бытия.

Понятие бытия - исключительно сложное философское понятие. С одной стороны, это самое общее понятие: что бы мы ни воспринимали, о чем бы мы ни думали, все это обладает бытием, иначе оно никогда не выступило ни предметом мышления, ни предметом восприятия. Поэтому, говорят философы, его невозможно определить, так как любое понятие мы определяем на основе родового (более общего) понятия, а что может быть более общим понятием, чем бытие? С другой стороны, «бытие» употребляют в значении «существующее», «данное», «наличное», а также в значении «предмет мысли». В работах М. Хайдеггера проведена онтологическая дифференция, т.е. различение основополагающих смыслов бытия: бытие как то, что есть, и бытие как способ существования чего-то определенного (как оно есть). В первом случае речь идет о том сущем, которое существует, во втором - бытие понимается как единство форм и способов существования. И поэтому философская мысль работала как бы в двух направлениях, пытаясь определить: что значит подлинным образом быть? Что существует поистине?

Что значит быть? Для предметов опытных наук быть – следовательно, быть представленным в опыте, все то, что не обнаруживает себя в опыте и эксперименте, для них не существует (в основе онтологии и гносеологии позитивных наук лежит принцип наблюдаемости). И это представление хорошо согласуется с убеждением обыденного сознания: все то, с чем мы сталкиваемся на опыте, то для нас и существует. Надо сказать, что и среди философских учений есть разделяющие эту точку зрения: сенсуалисты (софисты, Кондильяк), представители эмпиризма – Д. Локк, Ф.Бэкон и др, в какой-то мере и немецкий философ И. Кант: для них всех бытие – это данное чувствам, а подлинный способ бытия – быть обнаруживаемым в опыте.

Однако сомнение в подлинном бытии чувственных вещей существует в философии с самого ее зарождения. Почему? Дело в том, что еще на заре древнегреческой философии мыслителями был поставлен вопрос о способе бытия целого, всего существующего, а именно с познания мира как целого, а не его частей, начинается вообще процесс познания (поэтому именно философия – наука о бытии в целом, а не частные науки, является исторически первой формой теоретического знания). В результате было обнаружено, что способ бытия целого совершенно иной, чем способ бытия отдельных вещей, с которыми мы встречаемся на опыте. Отдельные вещи подвержены рождению и гибели, они изменчивы, преходящи, а мировое целое есть, есть и есть, оно существует вечно, несмотря на возникновение и гибель своих частей. Поскольку все, что существует, существует по законам целого, то способ бытия целого и есть подлинный способ бытия. Поэтому для большинства греческих философов быть неизменным, вечным, самотождественным, единым (ведь целое единственно, нет другого, а вот отдельных вещей множество) – это и значит быть подлинным образом, существовать поистине. Впервые о способе бытия всего задумался древнегреческий философ Парменид, он и ввел в философию понятия бытия.

Открытие собственного способа бытия целого заставило поставить проблему бытия отдельных вещей: каким образом существуют изменчивые вещи, как они участвуют в бытии, как они поддерживают общий порядок существования? Что в каждой вещи есть вечного, самотождественного, пребывающего, а что влечет ее к гибели? Это вопрос о сущности вещи – некой устойчивой и необходимой основе ее существования. Поэтому в философии различаются понятие существования – простого наличия в реальности, и понятие сущности – самой основы, причины существования. Большинство философов признавало, что бытием в подлинном смысле обладает сущность, ибо она является основой существования всех других признаков и качеств вещи.

Бытие также понимается как всеобщий предмет мышления: на что бы ни была направлена мысль, она направлена на то, что есть. «О том, чего нет, мысли тебе не найти» - утверждает Парменид в своей поэме «О природе». При всем бесконечном разнообразии предметов мышления и их различия друг от друга они обладают общим свойством – существованием, «естьностью». Мысль всегда есть мысль о чем-то (мысли ни о чем не бывает), мышление по самой своей природе соотнесено с чем-то иным. Каждая мысль направлена на какой-либо предмет. Например, есть мысли о соотношении сторон в равнобедренном треугольнике, или мысли о природе государства и. д. А как назвать одним словом то, на что направлена любая мысль, мышление вообще? Парменид обнаружил, что всеобщим предметом мысли является бытие – то, что есть. Истина – единая цель всякого познания – и понимается как тождество мысли и бытия. Мысли, соответствующие реальности, признаются истинными, не соответствующие – ложными. Как видим, проблема бытия связана с проблемой истины.

Поскольку бытие, согласно принципу онтологической дифференции, не сводится лишь к тому, что есть, но это и то, как нечто есть, то относительно всеобщего способа бытия в истории философии сложились две основных точки зрения: метафизическая и диалектическая. Метафизическая полагает, что подлинная реальность неизменна, самотождественна, изменчив лишь мир феноменов. Диалектическая же полагает, что способ бытия мирового целого представляет собой вечное становление, развитие.

Без преувеличения можно сказать, что в основе различия философских доктрин лежит различие в понимании бытия. Более того, многообразие мировоззрений вызвано также множеством точек зрения на бытие.

Можно выделить следующие трактовки бытия, сложившиеся в ходе развития философии:

1. Бытие как вещность, сущее как вещь. Это самое наивное отношение к реальности, присущее обыденному сознанию. Простое рассуждение приводит к тому, что необходимо признать существование и чего-то не вещного, например, души, государства.

2. Бытие как данное чувствам. Понимание бытия как того, о чем свидетельствуют чувства, принадлежит софистам (в первую очередь Протагору), а также сенсуалистам Нового времени – Кондильяку, Дж. Беркли. Последний даже выдвинул принцип: быть – значит быть воспринимаемым. Сюда можно отнести и эмпиризм, представители которого считали, что о существовании предмета мы узнаем лишь на основании чувственного опыта.

3. Бытие как данное разуму. О том, что единое бытие обнаруживается лишь на основе заключений разума, об этом первым отчетливо заявил Парменид. Истинное бытие умопостигаемо, а чувствами воспринимается лишь кажущееся бытие. То, что истинное бытие открывается только мышлению, эту точку зрения разделяло большинство философов – Сократ, Платон, Аристотель, неоплатоники, все рационалисты Нового времени (Декарт, Спиноза, Лейбниц), Гегель и пр.

4. Бытие как сущность. Философия дошла до различения внешнего бытия, т.е. явлений (феноменов), доступных чувствам, и внутреннего бытия – того, что стоит за явлениями, их сущности, до которых добраться может только мышление. При этой точке зрения собственно бытием признается именно внутреннее, умопостигаемое бытие. Все чувственное таким образом обесценивается. Оно объявляется лишь кажущимся в противовес умопостигаемому – подлинному, действительному бытию. (Платон, Кант с его «вещью в себе» и «вещью для нас»). Наиболее четко понимание бытия как сущности принадлежит Аристотелю: у него сущность есть основа единичной вещи, ее единство, определенность (форма), а также внутренняя цель становления (как предел совершенства данной вещи).

5. Бытие как определенность. Такое понимание бытия особенно было присуще грекам с их любовью к красоте, мере. Ведь определенность есть обладание пределом, форма, мера, однозначность, а следовательно, и понятность. Хаос – состояние мира, предшествующее возникновению упорядоченного Космоса, согласно мифологическим представлениям греков, это и есть состояние неопределенности, ужасавшее эллинов. Для Аристотеля в действительности существует лишь нечто определенное, т.е. имеющее форму, неопределенное же (а это материя как таковая, которую философ понимает как «лишенность» формы) существует только в возможности. В Средние века в схоластике был принят такой принцип: чем больше в вещи определенности, тем более она реальна. Вещь, обладающая высшей определенностью (а это и есть Бог), обладает вечным бытием.

  1. Бытие как благо. Такое понимание бытия вводит в философию Сократ. Именно благо для Сократа является высшей единой целью всех действий человека, выступая, таким образом, единым организующим началом человеческого опыта. Великие классики древнегреческой философии – Платон и Аристотель – также разделяли такое понимание бытия: у Платона верховной идеей, идеей идей является именно Благо – причина бытия всех вещей и их познаваемости. У Аристотеля его космический Ум является единой целью (а благо по понятию и есть высшая цель, высший предмет желания) всех процессов становления в подлунном мире. В средневековой философии существовал такой принцип: сущее наиреальнейшее есть сущее наисовершеннейшее, т.е. наибольшей степенью бытия наделялось сущее, наиболее совершенное (т.е. обладающее наибольшим числом благ).

  2. Бытие как всеобщее и бытие как единичное. Каким образом существует общее (всеобщее) – это различным образом уже толковали Платон и Аристотель. В Средние века спор о природе универсалий – общих понятий - привел к возникновению двух противоборствующих направлений в средневековой философии: номинализму и реализму. Суть проблемы заключалась в следующем: существуют ли универсалии независимо от единичных вещей и познающего их субъекта? Каков способ бытия общих понятий? Реалисты утверждали, что универсалии обладают самостоятельным, т.е. отдельным от единичных вещей, существованием, и существуют независимо от познающего субъекта. Номиналисты же считали, что реально существуют лишь единичные вещи, общие же понятия существуют лишь как имена и возникают лишь благодаря мыслительной деятельности субъекта. Другими словами, для последних общее – только название какого-то класса предметов.

  3. Бытие как присутствующее в настоящем. Эту точку зрения впервые выразил Парменид. В соответствии с ней прошлого не существует, как и будущего, все сущее присутствует целиком и без остатка в настоящем. Такое бытие, увековеченное в точке «теперь», всегда дано разуму. Эта точка зрения элиминирует время, для истинного нет времени, оно вечно.

9. Бытие как материя. Согласно материализму именно материя является единой основой многообразия всего сущего. Все существующее в мире, в том числе и духовное, идеальное, есть результат развивающейся материи. Всеобщим способом существования материи является движение, а всеобщими формами движущейся материи – пространство и время. Ф. Энгельс полагал в качестве бытия совокупность различных форм движения материи – механической, физической, химической, биологической и социальной.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]