Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Абрамова Г.С, Практическая психология.doc
Скачиваний:
493
Добавлен:
30.04.2015
Размер:
2.43 Mб
Скачать

Глава VIII

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПСИХОЛОГА С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ СМЕЖНЫХ ПРОФЕССИЙ

— Ты же психолог, ты же все понимаешь, почему ты ничего не можешь сделать?!

(Нериторический вопрос в дружеской беседе)

— Психологи — они тоже раз­ные бывают.. Люди все-таки... (Мнение подростка)

§ 1.Учитель (педагог) и психолог

В номенклатурной практике обозначения профес­сий присутствуют три обозначения отношений «обуча­емый—обучающий»: учитель, педагог, преподаватель. Бытовой язык широко использует из этих понятий понятие учителя, обозначая им всех, кто дает самые разные знания, в том числе и саму жизнь называют лучшим учителем.

Попробуем ввести различия в этих видах профес­сиональной деятельности, пользуясь психологическими критериями, содержательно, по нашему мнению, опи­сывающие варианты отношений обучаемый—обучаю­щийся. Какие же это будут критерии? Их несколько:

• степень ответственности обучаемого за результат обуче­ния;

• степень ответственности обучающего за результат обу­чения;

• понятийное строение предмета обучения (уровень обоб­щения в понятие);

• психологическая дистанция;

• воздействие на перспективы личного развития. В этом смысле различие между профессиями учителя, педагога,

Whw mwiiiam шит t щцтшит ттш дрпфесс»»

преподавателя можно представить в следующей таблице, где для удобства ее прочтения введены градации разных критериев: максимально, средне, минимально:

профессия

учитель

педагог

преподаватель

критерий 1

мин —> макс

средне

макс

критерий 2

макс

средне

мин

критерий 3

мин —> маке

средне

макс

критерий 4

мин

средне

макс

критерий 5

макс

средне

мин

Учитывая известную произвольность в выборе кри­териев и, естественно, не претендуя на их полноту, хо­телось бы показать в этой таблице, что не случайно как бытовой, так и профессиональный язык фиксирует раз­личия в этих видах деятельности, думается, что в об­щем виде они отличаются друг от друга допустимой глубиной воздействия профессионала на характерис­тики внутреннего мира обучающегося. Учитель в этом плане обладает максимальными возможностями, а пре­подаватель — минимальными. Субъективно это пере­живается в возможности установления тесных, дове­рительных, личностных отношений между обучаемым и обучающимся, которое связано с переживанием со­циальной и психологической дистанции по отношению к другому человеку.

Для нашего анализа важно, что все три категории профессионалов — учитель, педагог, преподаватель — принимают решение о глубине воздействия на другого человека (или группу) и осуществляют непосредствен­но это воздействие. Естественно, что такое решение невозможно принять без ориентации на психологичес­кую информацию о другом человеке.

Какой информацией могут и должны пользоваться профессионалы для принятия адекватных их деятель­ности решений?

Вот здесь, в ответе на этот вопрос, остро возни­кает проблема функционирования в этих профессиях

средств и способов мышления о норме общего психи­ческого и личностного развития лиц разного возраста, с которыми имеют дело учителя, педагоги, преподава­тели. В процессе принятия ими конкретных решений о конкретном воздействии понятие о норме общего пси­хического и личностного развития является главным средством для осуществления конкретных способов профессионального действия.

Естественно, что психологическая информация, отражающаяся в понятии о норме общего психичес­кого и личностного развития является обобщенной и включает необходимость обращения ко всей системе понятий его порождающих, понятие о периодах, по­нятие о механизмах и движущих силах психического развития, само понятие психического развития и т. п.

Но думается, что эти понятия осознаются профес­сионалами в меньшей степени, чем понятие о норме психического развития, хотя бы потому, что они более абстрактны и чаще всего в практике отношений с дру­гим человеком используются как обобщенные пережи­вания ценности другого человека, концепции жизни, собственной ценности, то есть в уже описываемой раньше парадигме жизни.

Психолог и представители этих профессий могут и должны находить общий язык, связанный с понимани­ем возможного соответствия или несоответствия фак­тов конкретного проявления психической жизни чело­века и нормы психического или личностного развития данного периода жизни. При этом естественным огра­ничением на использование информации о степени этого соответствия в работе учителя, педагога, препода­вателя будут нормы профессионального воздействия на жизнь человека и нормы юридической ответственнос­ти, охраняющие человека от возможного морального ущерба.

Думается, что возможный заказ на сотрудничество педагога, учителя, преподавателя и психолога может и должен строиться как взаимодействие с психологичес­кой информацией, структурируемой понятием норма психического и личностного развития.

llpalHMiii взатцеинш ттт с ярщшитеим» смены» пририи»______

Изобразим это в виде следующей схемы, предста­вив все три профессии в виде одной графической фигуры — учитель.

Таким образом, предметом взаимодействия обуча­емого и обучающего является учебный предмет, струк­турируемый в виде понятий разного уровня обобще­ния. Психолог может и должен своим присутствием в этой ситуации решить следующие проблемы:

• проблему адекватности отражения учеником (обучае­мым) учебного предмета;

• проблему адекватности отражения обучающим возмож­ностей ученика (обучаемого);

• проблему адекватности отражения учителем (педагогом, преподавателем) учебного предмета как предмета взаимо­действия;

• проблему адекватности отражения учеником (обучае­мым) роли и места учителя в его жизни;

• проблему адекватности отражения учителем (педагогом, преподавателем) роли и места ученика (обучаемым) в его жизни.

Через решение этих проблем возможно оказание психологической помощи всем участникам професси­онального взаимодействия — через трансляцию для их содержания психологической информации, связанно­го с понятием нормы общего психического и личнос­тного развития.

r«iia Vlli