Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Большой бросок от 11до 14 лет.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
02.05.2015
Размер:
509.64 Кб
Скачать

3. Школа и установка на завтрашний день

• «Мой сын учится в 7 классе, и я его больше не узнаю: в начальной школе он выделялся своими успехами, а сейчас учится с большим трудом и еле держится на поверхности».

• «Наша девочка не ладит с преподавателем французского языка; она ненавидит французский язык».

• «Наш сын всегда был откровенным с нами; теперь он скры­вает от нас замечания преподавателей и оценки».

• «После обеда невозможно увидеть его за уроками из-за этого проклятого телевизора!»

• «Девочка часто невнимательна - нам это сказала препо­давательница; мы уже и по-хорошему пробовали, и наказыва­ли, и даже строго наказывали. Бесполезно: никакого улучше­ния».

Эти несколько высказываний, взятые случайно среди мно­гих подобных во время родительского собрания, на котором обсуждалась тема «проблемы воспитания подростков», позво­ляют понять, что многие родители думают и чувствуют, что школа - это главная проблема их детей. И в каком-то смысле это вполне естественно: по мере того как ребенок продолжает учиться, растут внутренние трудности, связанные с различны­ми изучаемыми предметами:

• учащегося средней школы призывают к все большей са­мостоятельности и самоконтролю, но достичь этого труднее, если в начальной школе родители, особенно мама, помогали ему и чрезмерно его контролировали;

• к сложностям, связанным с содержанием изучаемых пред­метов, добавляются проблемы, вызванные отношениями с преподавателями: учитель (проекция родительской фигуры) заменяется преподавательским составом, более профессио­нальным и сложным; это требует от ученика большей гибкос-

15

ти, чтобы приспособиться к разным преподавателям и разным методам обучения;

• класс в целом тоже более пестрый, часто более беспо­койный, не только из-за возраста, отличительной чертой ко­торого является эмоциональная нестабильность и неполный контроль над собой, но также косвенно и из-за семейной об­становки: если она сложная и травмирует подростка, то в душе у него, уже более чувствительного и понимающего, остается глубокий след;

Не стоит драматизировать: когда первый этап неуравнове­шенности проходит, ребятам в основном удается понять, чего новая школа требует от них, достигнуть взаимопонимания с преподавателями, или с каким-нибудь одним преподавателем (которого они склонны даже идеализировать), получать удов­летворение от учебы, достигать успехов в ней и устанавливать дружеские отношения с товарищами, из которых они часто выбирают себе самых близких друзей.

Отношение родителей

Необходима твердость при требовании от ребенка дисцип­лины в классе и должного усердия при выполнении домашне­го задания: он должен чувствовать, что для нас очень важны не только выполнение им своего долга, но и формирование его ума и характера. Некоторая невнимательность родителей при контроле школьной жизни ребенка производит на него впечатление их негативного отношения к нему: «Ты мало нас интересуешь, кроме того, школа - это не очень важно»

Помогите ребенку в моменты сомнений или проблем, под­бодрите его, помогите ему хорошо организовать свое время;

если можете, начните с ним сложное сочинение или трудную задачу, послушайте, как он отвечает урок, помогите ему най­ти материалы для его исследований; но пусть он работает сам. Гораздо важнее подготовить ребенка к решению задач в буду­щем, чем произвести на преподавателя хорошее впечатление.

Постарайтесь найти причину неудач: если он ленив или не справляется, лучше контролируйте состояние его здоровья, еду, часы отдыха и развлечений, его отношения с преподава-

16

телями и одноклассниками, домашнюю атмосферу, компанию, с которой он ходит, книги, которые он читает, друзей, с кото­рыми он встречается.

В случае неудач не чувствуйте себя обиженными, избегай­те бессмысленных, расплывчатых, унизительных упреков, яр­лыков: «Ты негодяй, ничего не понимаешь; ты ничего не дос­тигнешь в жизни; вместо того, чтобы продвигаться вперед, мы топчемся на месте; ты только и умеешь, что телевизор смот­реть...» Гораздо лучше попасть в точку замечанием четким, но оставляющим место надежде, и даже уверенности: «Плохо получилось, может быть потому, что ты хотел посмотреть этот фильм до конца: было бы лучше выключить телевизор немно­го раньше...», «В следующий раз лучше получится, я в этом уверена», «Завтра еще поучишь эту главу, и я в твоем распо­ряжении: объясню тебе что-нибудь из того, что ты не понял или побуду с тобой, пока ты работаешь».

• Если учитель упрекнул вашего ребенка, сделал ему замеча­ние или накричал на него, избегайте сравнений с одноклассни­ками, братьями, родными или двоюродными, но и не объеди­няйтесь с ребенком против преподавателя; будьте с ним в его горе: «Я понимаю, как тебе сейчас неприятно, и как унизитель­но, что это произошло перед всем классом; я думаю, ты хотел бы сквозь землю провалиться...». Потом, только потом попы­тайтесь понять, что произошло, насколько ребенок виноват и наказан, какие видятся средства для того, чтобы это не повто­рилось в будущем. В подобный момент избегайте стыдить или унижать его, это часто служит причиной вранья и уверток.

В случае успехов и побед не надо общих и неопределенных похвал, обратитесь к частностям: «Твой рисунок действитель­но симпатичный по цветовой гамме; ты решил задачу уверен­но и точно; мне тоже очень нравится, как ты раскрыл тему; я счастлива вместе с тобой, что ты пожинаешь хорошие плоды своей учебы...».

В случае настоящих конфликтов с несколько неуравнове­шенным или не слишком способным с педагогической точки зрения преподавателем необходимо:

• продемонстрировать заинтересованность в проблеме, но

17

не нападать на преподавателя («Это неприятная ситуация, я понимаю»);

— постараться помочь ребенку понять, что когда мы вы­нуждены общаться с людьми, которые нам не нравятся, мы не можем их изменить; можно либо принять сложившееся поло­жение дел, либо искать какой-то достойный выход;

— позвольте ему высказать те чувства, которые он испы­тывает, даже если вы их не одобряете («Ты его почти ненави­дишь, ты хотел бы, чтобы с тобой обращались иначе, я тебя понимаю»); но как только он выскажется, надо направить его к более спокойному суждению;

— не разжигайте его гнев, добавляя масла в огонь («Твой учитель прав: у тебя нет своего мнения»), верните ребенку уважение к себе: «Сегодня ты ошибся, но я знаю, что это не всегда так; неоднократно ты демонстрировал, что знаешь свои обязанности, что у тебя есть чувство меры, и что ты че­стен».

Воспитательная и школьная установка.

Каждая жизнь - это призвание, в том смысле, что надо по­строить ее так, чтобы способности и достоинства приносили плоды, а желания осуществлялись. Семья в первую очередь должна помочь подростку найти самые подходящие средства для достижения этой цели: не только выбрать подходящий тип школы и истинную профессию, но и узнать себя и выяснить для себя свои жизненные планы.

Сами родители должны обладать достаточно ясными ори­ентировочными принципами как в своих действиях, так и в требованиях от школы достойного выполнения ее задач.

— Школа, давая физическое, религиозное (по просьбе роди­телей) и интеллектуальное воспитание (это последнее, конеч­но, не должно сводиться к забиванию детских голов знания­ми), не должна забывать, что ребенку требуется полное вос­питание, которое включает в себя также нравственную сферу (инстинкты, чувства, воля). Каким-либо образом школа дол­жна удовлетворить эту потребность, не претендуя на монопо­лию и не заявляя о своей непричастности.

18

• Подростки не могут жить только ради учебы, они долж­ны иметь возможность расширять сферу своих интересов и применять свои силы и вне школы. Надо помочь им найти дополнительное поле деятельности, которое бы способство­вало развитию их ума и самосознания. Сегодня они чаще стре­мятся к «нецеленаправленному» использованию свободного времени (посещение баров, игровых залов, дискотек, соби­раются вместе чтобы убить время и т.д.), тогда как всесто­роннее воспитание требует уравновешенного сочетания иг­ровой и образовательной деятельности. Не надо также пере­гружать ребенка занятиями. Иностранные языки, спорт, ис­кусство и т.д. часто привлекают родителей по двум причи­нам: они хотят, с одной стороны, занять ребенка и помешать ему предаваться своим прихотям, а с другой стороны, - «по­пробовать» различные сферы деятельности в надежде от­крыть в ребенке скрытые возможности. Эти желания закон­ны, но осуществлять их надо с некоторой сдержанностью и самоиронией, чтобы, по крайней мере, избежать фанатизма, который подстерегает нас в подобных случаях.

И все же завтра, когда молодой дипломированный специа­лист, закончив обучение, должен будет столкнуться с трудно­стями поиска работы, знания и умения, приобретенные с по­мощью «целенаправленного» использования свободного вре­мени, позволят ему лучше приспособиться к требованиям рын­ка. Не говоря уже о том, что взрослому человеку будут полез­ны эти выбранные им самим свободные занятия, когда он по­чувствует потребность в отдыхе, творческом стимуле или спо­койном самовыражении.

Возвращаясь к сегодняшнему дню, заметим, что также хо­рошо, когда ребенок не слоняется без дела и не открыт для любого дурного влияния, когда он учится организовывать свое время, в то время как наша сдержанная бдительность помога­ет ему не переутомляться и не разбрасываться.

Выбор после 9 класса

После того, как наш ребенок получил аттестат, мы ясно ощущаем, что стоим на пороге очень важного события... и мы спрашиваем себя: что делать?

19

Очень не хотелось бы, чтобы решение было принято слу­чайно или по инерции. Попытаемся ясно понять: кто должен выбирать: мы или он? Вот впечатляющее оправдание: «Но как может ребенок 14-ти лет отвечать за свои решения?» После чего, чтобы навязать ребенку наш выбор, в дело вступает наш дар убеждения.

Не будем забывать, что мало кто из подростков имеет яс­ное представление о своем будущем. Часто это является след­ствием их недостаточной информированности о тех возмож­ностях, которые перед ними открываются. Значит надо под­готовить ребенка, исследуя с ним различные возможности и соизмеряя каждый вариант с теми силами, которыми вы об­ладаете. Но будем помнить: мы не можем заставить ребенка, мы должны помочь ему сделать выбор; только свободное ре­шение (даже если оно принято с помощью родителей) возла­гает на него ответственность и к тому же позволит избежать его упреков в сторону родителей в случае возможного измене­ния его намерений.

Первая дилемма: продолжать учиться или пойти работать?

Если подросток выбрал работу, обязательно нужно посове­товать ему пройти подготовительное обучение. Это прекрас­ное решение для тех, у кого призвание быть ремесленником, но не лучший выход для ребят, которые не особенно нуждаются в обучении и, тем не менее, должны согласиться на него, посколь­ку его поддерживает закон: они могут подвергнуться злоупот­реблениям со стороны работодателя, заинтересованного в том, чтобы подольше продлить срок обучения. Необходимо быть предусмотрительными и помочь ребенку избежать необдуман­ного решения; но проявленное им желание так рано начать тру­довую деятельность надо оценить и поддержать.

Что если впоследствии он пожалеет о своем решении? Ни­чего страшного, если суровый опыт работы заставит его вспом­нить об учебе и у него возникнет твердое желание возобно­вить ее. Но даже если он не собирается больше учиться, тру­довое начало - лучшая подготовка к будущей карьере.

20

Бессмысленно заставлять ребенка продолжать обучение для ' того, чтобы он любой ценой получил аттестат или диплом. Вполне может получиться так, что если вы его заставите учить­ся, то по успеваемости он будет плестись в самом хвосте клас­са и будет испытывать унижения, которые не будут способ­ствовать его взрослению. Гораздо лучше, если он выберет что-либо, во что он верит и что соответствует его дарованиям.

Ну а для тех, кто хочет работать, но отдает себе отчет в том, что следует сначала получить соответствующую подго­товку, существуют профессиональные училища на полдороге между школой и работой. Это прекрасное решение, остается позаботиться только о том, чтобы довериться компетентной организации (для нашего спокойствия не достаточно знать, что она находится на государственном финансировании), пред­лагающей реальное трудоустройство.

В итоге ребенок должен быть подведен к вопросу: «Что я могу делать лучше всего?» Нельзя мотивировать выбор выс­шего образования так: все в нашей семье имеют высшее обра­зование, надо заботиться о своем социальном статусе и обес­печить себе наиболее выгодное экономическое положение. Нельзя также настраиваться на модную профессию или про­фессию, связанную со стремлением к славе (манекенщица, фут­болист, певец, стюардесса...), не отдавая себе отчета в связан­ных с ними трудностях: соревновательность, которая разди­рает некоторые круги, нравственные компромиссы, на кото­рые приходится идти, чтобы пробить себе дорогу и победить. Повторяем, выбор должен быть сделан на реальных основа­ниях, таких как: ресурсы семьи, уровень и характер личных качеств, здоровье и т.д.

Одаренные дети, которые не имеют возможности учиться

Несколько слов об одаренных детей, не имеющих возмож­ности продолжать обучение по семейным обстоятельствам. Социальная помощь и стипендии редко соответствуют нуж­дам и компенсируют ребенку плохое экономическое положе­ние семьи. Необходимо беспристрастно оценить свои силы, но в любом случае способствовать обучению ребенка, кото-

21

рый подает большие надежды. Реальный компромисс - вечер­няя школа, это утомительно, но позволяет осуществить куль­турные и профессиональные стремления подростка.

Совершенно иная ситуация у детей, не имеющих экономи­ческих проблем, которые продолжают обучение без усердия и самодисциплины. Им помогают товарищи, их с помощью ча­стных уроков поддерживают состоятельные родители. Но кто приходит в высшее учебное заведение «посредственным», по­средственным из него и выходит.

Поэтому непростой момент, когда ребенок после 9-го клас­са ступает на самый сложный отрезок пути, требует и от роди­телей проверки их добросовестности по отношению к своим жизненным установкам и тем ожиданиям и стремлениям, ко­торые они испытывают по поводу будущего своего ребенка. Не «самая оплачиваемая» и не «самая надежная» карьера (ко­торая, возможно окажется подавляющей и принудительной) составляет счастье человека, а такая карьера, которая соот­ветствует личным наклонностям и стремлениям.

22