Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
второй период вартаньян.docx
Скачиваний:
24
Добавлен:
09.05.2015
Размер:
110.01 Кб
Скачать

Вопрос 2.

«Реформы Мэйдзи» означали первый важный шаг на пути превращения японской феодальной монархии в буржуазную монархию. В свою очередь, сравнительно быстрое капиталистическое развитие страны создавало предпосылки для дальнейшего продолжения и развития этого процесса. Однако значительная часть высшего дворянства и самураев стремилась к сохранению феодально-абсолютистских порядков. Внутри правящего лагеря шла острая борьба.

Князья и самураи, выступавшие во время гражданской войны против сегуната, рассчитывали укрепить свое господство, занять место дома Токугава и использовать императорскую власть для 'спасения феодального строя.

Недовольство части самураев усилилось после отмены в 1876 г. их пенсий, замененных единовременной компенсацией в размере 5—14-летней суммы прежнего содержания. В результате этого акта бывшие князья и самураи высших рангов получили от государства огромные деньги. Многие из них скупили по низким ценам казенные земли, основали промышленные предприятия и банки. Но суммы, полученные рядовыми самураями, были сравнительно невелики. Часть низшего самурайства восприняла отмену пенсий как новый удар по своим привилегиям.

Такамори Сайго готовил антиправительственный мятеж. Непосредственным поводом для выступления послужил изданный правительством закон, запрещавший носить мечи всем лицам, не находящимся на действительной военной службе. Самурайство лишалось привилегии носить оружие. В начале 1877 г. самурайские отряды во главе с Такамори Сайго начали боевые действия против правительственных войск, но В результате нескольких кровопролитных боев реакционный самурайский мятеж был подавлен.

Ход военных действий показал превосходство регулярной армии над самурайскими дружинами. Поражение мятежа означало поражение сил, которые выступали за возвращение к старому.

Возросла товарность сельскохозяйственного производства, наблюдался известный рост посевных площадей, увеличился вывоз шелка-сырца и чая — главных японских экспортных товаров того времени. Развитие капитализма в японской деревне сочеталось с укреплением помещичьего землевладения и сохранением полуфеодальных методов эксплуатации крестьянства.

В 70-х и особенно в 80-х годах развернулось интенсивное промышленное строительство. В 1868—1877 гг. было создано 489, а в 1878—1885 гг. — 800 новых промышленных предприятий.

Но капиталами для создания крупных фабричных предприятий обладали лишь богатые купеческие дома, сложившиеся еще в феодальную эпоху (Мицуи и др.), которые предпочитали заниматься кредитными и торгово-ростовщическими операциями, приносившими большую прибыль.

В таких условиях важную роль в индустриализации Японии сыграло вмешательство государства. Крупные средства, мобилизованные правительством за счет огромных налогов с населения (главным образом с крестьянства), вкладывались в строительство промышленных предприятий.

В 80-х годах 'большинство «образцовых предприятий» было по очень низкой цене продано частным предпринимателям. Львиная доля предприятий попала в руки крупнейших капиталистических компаний — Мицуи, Мицубиси, Фурукава, Ясуда.

В 70—90-е годы промышленное производство развивалось в Японии более высокими темпами, чем в других капиталистических государствах. Однако его уровень и объем были в Японии значительно ниже, чем в «старых» капиталистических странах. В 1888 г. лишь 15,3% японских промышленных предприятий применяли механические двигатели. До конца 90-х годов почти отсутствовало производство чугуна и стали. Развитие промышленности в Японии серьезно тормозилось сильными пережитками феодализма и отсутствием таможенной самостоятельности.

Развитие капитализма в Японии сопровождалось усилением классовых противоречий. Буржуазия и связанные с предпринимательской деятельностью помещики стали играть все 'более возраставшую роль в экономике страны. Между тем важнейшие посты в государственном аппарате почти монопольно занимала группировка самураев из юго-западных княжеств Сацума и Тесю. Политика правительства вызывала растущее недовольство в различных слоях японского народа.

В начале 1880 годов в Японии стали оформляться первые политические партии, социальной базой и опорой которых были помещичье-буржуазные круги. Эти партии были либеральными по своим политическим установкам. Либеральные помещики критиковали модель абсолютизма и деятельность правительства. Основные причины их недовольства вызывали высокий поземельный налог, снижавший их доходы, и всевластие узкой группы полуфеодальной бюрократии, «узурпировавшей правительственные посты». Радикальные лозунги помещичьей оппозиции привлекали на ее сторону часть самурайства, интеллигенции и даже верхушечные слои крестьянства. Деятельность оппозиции вылилась в формирование в 1881 г. политической партии — «дзиюто» (либеральная партия).

В то же время оппозиционные настроения получили широкое распространение среди японской буржуазии как среди тор-гово-финансовой, так и среди быстро набиравшей силу национальной (промышленной). Либеральная буржуазия требовала скорейшего проведения некоторых реформ, которые должны были облегчить буржуазии захват командных высот в экономике, а также путь к власти. Среди выдвигаемых требований важнейшими были следующие: реформа денежной системы, поощрение внешней торговли, скорейший пересмотр неравноправных договоров, а также активной внешней политики, т.е.

колониальных захватов и завоеваний, которые должны были открыть японской буржуазии доступ к внешним рынкам. На такой платформе в 1882 г. была основана партия либеральной буржуазии, получившей название «кайсинто» («партия реформы»).

С ростом удельного веса буржуазии в экономике страны активизировалась и ее политическая деятельность. В 1880 годы обе партии начали движение за конституцию. В это движение включились также широкие демократические круги (часть мелкой буржуазии города и деревни, интеллигенция, отдельные выходцы из пролетарской среды). В силу этого на отдельных этапах оно имело ярко выраженный радикальный характер. Критика императорского правительства превращалась в борьбу против засилья феодальных элементов (например, титулованных землевладельцев) в государственном аппарате. Конституционное движение получило в Японии название «минкенундо» («движение за народные права»).

Деятельности «минкенундо» объективно способствовало самостоятельно развивавшееся рабочее движение. Японский рабочий класс рос вместе с развитием японской промышленности. Первое выступление рабочих относится к семидесятым годам.

Вначале правительство резко подавляло деятельность «минкенундо». Однако наиболее дальновидные руководители японского абсолютизма понимали необходимость ограниченных реформ и уступок, включая конституцию, ради сохранения равновесия в обществе и строя в целом.

В 1889 г. была провозглашена японская конституция.

Важнейшей особенностью конституции 1889 г. являлось подтверждение власти японской монархии. Конституция провозгласила исключительно широкие права императора: ему принадлежало'утверждение и издание законов; созыв и роспуск парламента; объявление войны и заключение мира; верховное командование вооруженными силами; назначение и увольнение всех гражданских и военных чинов и т.д. Вторая глава конституции оговаривала формально предоставленные буржуазные свободы многочисленными изъятиями и оговорками. Четвертая глава (55 статья) отмечала, что министры в Японии ответственны только перед императором. Шестая глава предоставляла возможность правительству, не считаясь с парламентом, утверждать бюджет и в том случае, если он не получил санкции представительных учреждений. Следует также напомнить, что персона императора продолжала обожествляться.

Японский парламент был образован в составе двух палат. Верхняя палата состояла из принцев крови, высшей титулованной знати, лиц лично назначавшихся императором, представителей крупных налогоплательщиков. Нижняя палата избиралась мужским населением страны из числа лиц достигших 30-летнего возраста. Избирательными правами пользовались лишь те, кто уплачивал не менее 15 йен прямых налогов в год и достигшие 25 лет. Исходя из этого, право участия в выборах было предоставлено лишь одному проценту населения страны. Таким образом, конституция не посягала на права японского абсолютизма, а лишь являлась его фасадом и прикрытием. Несмотря на то, что японский парламент был сконструирован на весьма узкой базе, первые годы его существования ознаменовались частыми конфликтами между парламентом и правительством. Парламентская буржуазная оппозиция резко критиковала методы правительственной бюрократии и выражала недовольство огромными военными расходами. За первые четыре года своего существования японский парламент был трижды распущен императором (в 1891, 1893 и 1894 гг.).

Японские монополии были тесно связаны с помещиками и монархией. Характерно, что многие японские концерны эпохи империализма выросли из старых купеческих монопольных тор-гово-ростовщических домов, возникших еще в феодальную эпоху и пользовавшихся покровительством сегуна и князей. Японская монополистическая буржуазия использовала такие формы докапиталистической эксплуатации трудящихся, как кабальная контрактация детей и женщин-работниц, система принудительных общежитий полутюремного типа и т. п. Нищета, безземелье японского крестьянства обеспечивали постоянный приток на предприятия дешевой рабочей силы. Вследствие этого в Японии уровень жизни рабочих был значительно ниже, чем в других капиталистических странах, и приближался к уровню жизни рабочих колоний и зависимых стран.

Получая обильные субсидии, главным образом за счет налогов, выжимаемых из крестьян, монополистическая буржуазия непосредственно участвовала в полуфеодальной эксплуатации крестьянства. Японские монополии использовали феодальные пережитки с целью получения сверхприбылей и были заинтересованы в их сохранении.

Существование большого количества феодальных пережитков определяло финансово-экономическую слабость японского империализма по сравнению с более развитыми капиталистическими странами Запада.

Вопрос 3. Среди китайской интеллигенции, помещичьей и чиновничьей по своему происхождению, появилась прослойка, выражавшая ин­тересы формирующейся национальной буржуазии. Из ее среды вышли люди, призывавшие к осуществлению реформ, которые могли бы укрепить страну и спасти ее от иностранного порабо­щения.

Призывы к реформам стали раздаваться вскоре после фран­ко-китайской войны 1884—1885 гг. Появились книги и брошюры, авторы которых настаивали на проведении серьезных экономи­ческих и политических преобразований.К этому времени наиболее видным представителем реформаторского движения становится Кан Ювэй (1858—1927). Кан Ювэй был знатоком древней китайской литературы, истории и философии.В своих книгах Кан Ювэй призывал проникнуться духом патриотизма. Он выдвинул программу реформ, которая, по его мнению, могла спасти Китай от порабощения. При этом Кан Ювэй выступал как убежденный сторонник монархической власти, считая, что реформы должны быть осуществлены им­ператором.

В 1888 г. в качестве экзаменационной работы на право заня­тия государственной должности он составил «Письмо к импе­ратору», в котором говорил об опасности, угрожавшей Китаю, и призывал императора «изменить существующий порядок, проникнуть в душу народа».В 1896—1897 гг. Кан Ювэй вел пропаганду в Цзянсу, Чжэц-зяне, Гуандуне, Гуанси. В провинциях стали возникать группы и общества сторонников реформ, учреждавшие свои школы, издававшие газеты.Кан Ювэй основал «Союз защиты государства», центры которого находились в Пекине и Шанхае. Это была первая попытка создать в Китае политическую партию.

Движение за реформы совпало с обострением борьбы в лагере правящей маньчжурской феодальной верхушки между сторонниками императора Гуансюя и кликой Цыси. Сторонники императора склонялись к сближению с реформаторами, рассчитывая таким путем оттеснить клику Цыси и укрепить свою власть.

В начале 1898 г. Гуансюй, ознакомившись с программой Кан Ювэя, одобрил его планы. 11 июня был издан императорский указ «О планах государства», провозглашавший политику реформ. Проекты реформ были разработаны Кан Ювэем, Лян Цичао, Тань Сытуном и другими деятелями, получившими теперь доступ к политической власти. В течение 103 дней, с 11 июня по 21 сентября 1898 г., которые вошли в историю Китая под именем «ста дней реформ», реформаторы, опираясь на поддержку Гуансюя, пытались осуществить свои планы.За это время были изданы указы, предусматривавшие реорганизацию государственного аппарата и сокращение численности «знаменных» войск, провозглашалось, что на государственные посты будут назначаться «талантливые люди из народа». В указах говорилось о поощрении национального железнодорожного строительства, фабрично-заводской промышленности, ремесла, об улучшении техники сельского хозяйства. Они предусматривали серьезные преобразования в области культуры: реорганизацию школ, открытие специальных технических училищ, разрешение свободной организации издательств и научных обществ, освобождение всех газет от налогов. Подготавливалось открытие Пекинского университета.

Однако политика реформаторов встретила решительное сопротивление реакционеров, объединившихся вокруг Цыси.В этой сложной обстановке реформаторы пытались привлечь на свою сторону офицеров «новой армии» во главе с ее командиром Юань Шикаем, рассчитывая при их помощи предотвратить захват власти кликой Цыси. Однако Юань Шикай, видя слабость реформаторов, выдал их планы Цыси. 21 сентября клика Цыси совершила дворцовый переворот. Гуансюя отстранили от власти и заточили в одном из дворцов. Тань Сытун и несколько других видных реформаторов были казнены. Кан Ювэю удалось бежать в Гонконг, а Лян Цичао — в Японию. В течение месяца почти все указы о реформах были отменены правительством Цыси.