Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
DIPLOM рома.docx
Скачиваний:
36
Добавлен:
12.05.2015
Размер:
161.5 Кб
Скачать

Глава 1. Общая характеристика договора транспортной экспедиции

    1. История договора транспортной экспедиции

Более или менее целостного учения о договоре транспортной экспедиции в дореволюционных учебниках и научных трудах по гражданскому праву нет. Существуют только фрагменты, свидетельствующие о том, что российским цивилистам были известны экспедиционные сделки, а также положения некоторых зарубежных законодательств (германского, швейцарского), регламентирующих подобные сделки.

Пытаясь отграничить договор экспедиции от договора перевозки, Г.Ф. Шершеневич писал: "Перевозка производится своими средствами передвижения, принадлежащими железной дороге на праве собственности или по найму. Если лицо принимает на себя доставку в другое место груза, не имея само средств передвижения, то оно будет не перевозчиком, а экспедитором. Таковы наши общества транспортирования кладей".1

Однако в материалах Редакционной комиссии при подготовке проекта Гражданского уложения есть следующее указание на то, что не различаются перевозчики в тесном смысле от лиц (напр., транспортных обществ), принимающих на себя доставку грузов через посредство перевозчиков, но понимается под перевозчиком всякое лицо, обязавшееся к "доставке" и "сдаче" груза, независимо от способов исполнения такого обязательства. Объяснялось это тем, что "перевозчик, как и подрядчик, но еще в большей мере пользуется правом передавать исполнение перевозки... посторонним самостоятельным перевозчикам". Следовательно "транспортные общества, обыкновенно передающие принятый для доставки груз от своего имени (по своим накладным) железным дорогам, пароходам или иным перевозчикам, подходят под установленное... понятие перевозчиков ... и не должны быть смешиваемы с комиссионерами, так как транспортные общества принимают

не поручение заключить лишь договор с тем или другим перевозчиком, но берут на себя обязательство "доставки" груза".2

М.И. Брагинский и В.В. Витрянский объясняют это тем, что в период подготовки проекта Гражданского уложения сам договор перевозки рассматривался в качестве вида договора подряда, а непременным признаком последнего в юридической литературе той поры признавалось то обстоятельство, что подрядчик выполнял работу не сам лично, а путем привлечения наемных работников и, таким образом, выступал организатором выполнения работы.

Таким образом, договору транспортной экспедиции не нашлось места в проекте Гражданского уложения среди иных общепризнанных гражданско- правовых договоров.

В торговой практике того времени экспедиторами признавались лица, "исполняющие купеческие приказы по перевозке грузов... " Подобные лица, исполняя от своего имени поручения, относящиеся к перевозке, как, например, отправку или получение грузов, не имели своим предметом исполнение всей операции перевозки, а потому подводились судебной практикой, а также проектированными правилами о договоре комиссии под понятие комиссионеров.

В этой связи "признано за лучшее не выделять экспедиционных сделок из общей массы сделок комиссионных, а придать правилам о договоре комиссии такую редакцию, чтобы они могли быть применяемы и к сделкам по поручению и отправке товаров".

Как видно договор экспедиции поглощался, с одной стороны, договором перевозки в результате излишне широкой трактовки понятия перевозчика, а с другой стороны - договором комиссии, что явилось результатом чрезмерно узкого понимания содержания договора экспедиции (совершение экспедитором сделок от своего имени, но за счет клиента без учета необходимости фактических действий). А договор перевозки грузов в том же проекте Гражданского уложения сконструирован по модели реального договора: перевозчик обязывался доставить в пункт назначения вверенный ему груз.

Объясняется такое недостаточное внимание со стороны разработчиков проекта российского Гражданского уложения к договору экспедиции, видимо, неразвитостью рынка транспортных услуг в условиях дореволюционной России. Эта же причина сохраняла свое действие и в первые десятилетия советского периода развития гражданского права. Во всяком случае, ни Гражданский кодекс РСФСР 1922 г., ни Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г., ни Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. не включали в себя каких-либо правил о договоре транспортной экспедиции.

И в юридической литературе договор экспедиции определялся как договор, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется вступить в договор перевозки груза от своего имени, но за счет другой стороны (клиента).

Первым толчком к тому, что интерес к вопросам транспортно- экспедиционного обслуживания предприятий и организаций стал повышаться, стала реформа управления автомобильным транспортом, имевшая место в конце 50-х гг. XX в., когда функции, полномочия и организации упраздненного Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР были переданы в ведение союзных республик, где на их основе были созданы соответствующие республиканские министерства. В РСФСР Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог в 1969 г. было реорганизовано в Министерство автомобильного транспорта РСФСР и Министерство строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР.3

Стали создаваться транспортно-экспедиционные предприятия и организации, а многие из созданных ранее транспортно-экспедиционных контор, действовавших при организациях железнодорожного транспорта, были упразднены. Постепенно функции по управлению транспортно- экспедиционными операциями сосредоточивались у республиканских министерств автомобильного транспорта.

Появились специальные подразделения - транспортно-экспедиционные отделы и службы. Вскоре на территории РСФСР именно автотранспортные предприятия и организации общего пользования осуществляли транспортно- экспедиционное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей при перевозке грузов как в прямом автомобильном сообщении, так и в смешанном автомобильно-железнодорожном, автомобильно-водном, автомобильно- авиационном сообщении.4

В этот же период стало складываться представление о целях транспортно-экспедиционной деятельности, а также о круге транспортно-экспедиционных операций и услуг, составляющих содержание такой деятельности. Цели транспортно-экспедиционного обслуживания объяснялись в юридической литературе, как с позиции интересов хозяйствующих субъектов, так и с точки зрения обеспечения эффективного функционирования народного хозяйства в целом.

Определяя место договора экспедиции среди других гражданско-правовых договоров и сферу его применения, О.С. Иоффе подчеркивал, что отдельные элементы работы экспедитора как будто бы полностью укладываются в рамки других договоров: погрузочно-разгрузочные работы охватываются договором подряда; доставка груза - договором перевозки; обеспечение его сохранности - договором хранения; оформление сдачи и приемки груза - договорами поручения и комиссии.

О.С. Иоффе определял транспортную экспедицию как "договор, в силу которого одна сторона, экспедитор, обязуется отправлять или получать грузы для другой стороны, клиента, обязующегося, в свою очередь, передавать для отправки и принимать прибывшие грузы, а также уплачивать экспедитору обусловленное вознаграждение".5

Определяя сферу применения договорных отношений по транспортной экспедиции, Х.И. Шварц указывал: "Развитие транспорта привело к созданию экспедиции. С одной стороны, экспедиция специализировалась и породила договор... о полном экспедиционном обслуживании, с другой - она стала неотъемлемым элементом транспортного процесса, в котором за ней закреплена роль дополнительной к перемещению груза услуги. Это свидетельствует о неосновательности попыток отрыва экспедиции от перевозки и, наоборот, подтверждает неразрывную связь этих элементов транспортного процесса".6

И наконец В.К. Андреевым понятие договора, опосредующего соответствующие правоотношения, определялось следующим образом: "...по договору транспортно-экспедиционного обслуживания экспедитор обязуется отправлять и получать грузы для клиента с доставкой их на станцию, в порт (пристань) или на склад, а клиент в свою очередь обязуется передавать для отправки и принимать доставляемые экспедитором грузы, а также уплачивать обусловленное вознаграждение". Кроме того, подчеркивал В.К. Андреев, "экспедитор может принять на себя по договору обязанности по выполнению операций, связанных с перевозкой (погрузочно-разгрузочные, складские и другие работы)".

И конечно же основная сложность при изучении вопросов, связанных с транспортно-экспедиционной деятельностью, заключалась в том, что российское гражданское законодательство до 80-х гг. XX в. не содержало понятия договора транспортной экспедиции и не обеспечивало более или менее внятного правового регулирования правоотношений, возникавших при транспортно-экспедиционном обслуживании грузоотправителей и грузополучателей.

В ходе кодификации гражданского законодательства, которая имела место в СССР и в РСФСР в 60-е гг. XX в., договор транспортной экспедиции остался вне поля зрения законодателя: Основы гражданского законодательства 1961 г. и Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. не содержали каких-либо норм, которые регулировали бы договор транспортной экспедиции как самостоятельный договор либо в качестве разновидности иного гражданско-правового договора.

Однако в Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. N 12, был включен раздел VIII "Транспортно-экспедиционные операции и услуги, оказываемые предприятиями и организациями автомобильного транспорта общего пользования". Согласно ст. 124 УАТ РСФСР предприятия и организации автомобильного транспорта общего пользования выполняли для предприятий, организаций, учреждений и населения связанные с перевозками транспортно-экспедиционные операции и услуги при доставках грузов как в прямом автомобильном сообщении, так и в смешанном автомобильно-железнодорожном, автомобильно-водном, автомобильно-авиационном сообщении. Что касается перечня транспортно-экспедиционных операций и услуг, осуществляемых предприятиями и организациями автомобильного транспорта, а также порядка их осуществления, то в этой части УАТ РСФСР (ст. 125) отсылал к правилам перевозок грузов автомобильным транспортом.

11 ноября 1980 г. были утверждены Правила транспортно- экспедиционного обслуживания предприятий, организаций и учреждений в РСФСР, которые (как это объявлялось самими Правилами) были призваны урегулировать порядок осуществления на территории РСФСР транспортно- экспедиционного обслуживания предприятий, организаций и учреждений - грузоотправителей и грузополучателей предприятиями и организациями автомобильного транспорта общего пользования (узловыми транспортно-экспедиционными предприятиями, производственными объединениями, автокомбинатами и др.). В качестве цели транспортно-экспедиционного обслуживания провозглашалось выполнение для грузоотправителей и грузополучателей связанных с перевозкой грузов операций и услуг (транспортно-экспедиционных операций и услуг).

Указанные Правила лишь обеспечивали регламентацию некоторых операций и услуг, выполняемых автотранспортными организациями в качестве дополнительных при осуществлении как обычных, так и централизованных перевозок грузов. Но признавать их нормативным актом, регулирующим договор транспортной экспедиции, нельзя.

Нормотворчество в области правового регулирования деятельности транспорта в советский период носило ведомственный характер. Это не позволяло учитывать в полной мере интересы грузоотправителей и грузополучателей, а, напротив, предопределил заведомые преимущества в отношении транспортных организаций. Да и хронологически нормативные акты, регулирующие взаимоотношения, складывающиеся между автотранспортными предприятиями и организациями иных видов транспорта при централизованном завозе (вывозе) грузов на станции железных дорог, в порты (на пристани), аэропорты, появились задолго до издания Правил транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий, организаций и учреждений в РСФСР. Например, Правила централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом общего пользования на станции железных дорог, расположенные на территории РСФСР, были утверждены Министерством путей сообщения СССР и Министерством автомобильного транспорта РСФСР 27 октября 1976 г.7

К концу 80-х - началу 90-х гг. XX в. начинается вестись работа по подготовке проекта новых Основ гражданского законодательства. В это же время Ассоциацией международных экспедиторов СССР были подготовлены Общие условия деятельности советских экспедиторов, которые были рекомендованы Торгово-промышленной палатой СССР к применению. Основной задачей Общих условий было - урегулировать взаимоотношения экспедиторов и заказчиков при организации перевозок и транспортно-экспедиционном обслуживании различных грузов при осуществлении международных экономических связей.

По договору транспортной экспедиции экспедитор обязуется от имени и за счет заказчика либо от своего имени, но за счет заказчика организовать перевозки грузов любым видом транспорта в прямом и смешанном сообщении, обеспечить транспортно-экспедиторское обслуживание грузов в процессе их перемещения от отправителя до получателя в соответствии с поручением, а заказчик обязуется возместить экспедитору расходы, понесенные в ходе исполнения договора, и уплатить ему согласованное вознаграждение. Договор транспортной экспедиции должен быть заключен в письменной форме и содержать конкретный перечень транспортно- экспедиционных услуг, предоставляемых заказчику со стороны экспедитора.8

Общими условиями предусматривались разные варианты исполнения экспедиторского поручения, в качестве которого признавался документ, выдаваемый заказчиком экспедитору на организацию перевозки и транспортно-экспедиционное обслуживание груза заказчика. В этих целях экспедитор, в частности, вправе был привлекать для исполнения поручения заказчика третьих лиц либо осуществлять перевозку собственным транспортом.

По Общим условиям на заказчика по договору транспортной экспедиции возлагались следующие обязанности: сообщить экспедитору всю необходимую для осуществления перевозки информацию о грузе и способе перевозки и своевременно предоставить в распоряжение экспедитора все документы, необходимые для выполнения экспедиторского поручения; при выдаче экспедитору поручения указать особые свойства груза, вследствие которых может быть нанесен вред другим грузам, людям или окружающей среде, а также груза, подверженного быстрой порче; возместить все понесенные экспедитором расходы при исполнении поручения и уплатить экспедитору согласованное вознаграждение в соответствии с договором.

Важной заслугой Общих условий деятельности советских экспедиторов стало то, что они довольно детально регламентировали отношения между заказчиком и экспедиторами, возникающие при заключении и исполнении договоров транспортной экспедиции. А это в свою очередь послужило фундаментом для подготовки норм о договоре транспортной экспедиции и включения их в проект новых Основ гражданского законодательства.

Однако в первый вариант проекта Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик нормы, регулирующие экспедиционную деятельность, в качестве самостоятельного гражданско- правового договора включены не были.

Особенности договора транспортной экспедиции, которые должны были найти отражение в Основах гражданского законодательства, состоят в том, что указанный договор, находясь в тесной связи с договором перевозки, содержит в себе также элементы договоров поручения, комиссии, подряда, хранения, что придает ему комплексный характер и выделяет его в самостоятельный договор из числа договоров по предоставлению услуг. В связи с этим предлагалось включить в проект Основ гражданского законодательства нормы о договоре транспортной экспедиции в качестве самостоятельного гражданско-правового договора.

В скором времени в проекте Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик появились нормы, регулирующие договор транспортной экспедиции в качестве самостоятельного гражданско-правового договора, которые после принятия Основ стали действующими правилами, регламентирующими соответствующие договорные обязательства. Речь идет о нормах, сосредоточенных в ст. 105 Основ гражданского законодательства, которая имеет название "Договор транспортной экспедиции".

Согласно Основам гражданского законодательства 1991 г. (ст. 105) по договору транспортной экспедиции экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет отправителя груза заключить от его или своего имени один или несколько договоров перевозки груза и выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции дополнительных услуг, связанных с перевозкой. Выработанные при подготовке Основ понятия, основные признаки договора транспортной экспедиции, предмет соответствующего обязательства, а также основные параметры его правового регулирования, за некоторыми исключениями были сохранены и в процессе работы над проектом Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, именно при подготовке Основ гражданского законодательства сложилась действующая и сегодня конструкция договора транспортной экспедиции.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]