Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
курсовая чистовик.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
14.05.2015
Размер:
169.47 Кб
Скачать

Глава II. Сословный строй Московской Руси(XV –XVII вв).

2.1. Вотчина и поместье.

Происходило дальнейшее юридическое оформление сословий (обязанностей и привилегий). Правящий класс достаточно четко разделился на феодальную аристократию — бояр и служилое сословие — дворян. Экономическая база первой группы — вотчинное землевладение, второй — поместное.

Источниками существования служилого класса в XIV—XV вв. были вотчины, полученные от князя, денежное жалование и кормления, т.е. доходы с государственных должностей.

К концу XV в. эти источники становятся недостаточными и государство находит новый — земли пустые или населенные, земли, которые в большом количестве концентрируются в руках правителя Московского государства. Раздачей этих земель в среде служилого сословия, государство, с одной стороны, стремилось обеспечить определенный уровень его существования, с другой — использовать силы этого сословия для оборонных (войско, дворянская конница) и управленческих (дьяки приказов, чиновники) целей. Служилые — землевладельцы должны были расселяться по окраинам государства, создавая живой щит прежде всего против набегов степняков. С середины XV в. начинает складываться целая поместная система.

Поместное землевладение носило условный (давалось при условии службы), личный (давалось конкретному лицу, а не роду) и временный (давалось на срок службы или пожизненно) характер.

Вотчина была полной (с правом распоряжения) и наследственной (передавалась по наследству) собственностью своего владельца.

Происхождение поместного землевладения связывают с аналогичным

институтом, существовавшим в Византии. Во всяком случае, к середине XV в. поместное землевладение становится определяющей формой хозяйствования в северо-восточной Руси. Слуги вольные, княжеские дружинники сливаются со слугами дворовыми, княжеской челядью на основе поместного землевладения: служба тех и других теперь связывается с земельными пожалованиями от князя, независимо от того какую службу они несли — ратную или дворцовую (такое уравнивание произошло задолго до петровской Табели о рангах).

Поземельным устройством служилых людей заведовал Поместный приказ, их военно-служебные отношения регламентировались Разрядным приказом. Как заметил В.О. Ключевский, служилые люди владели землей по месту службы, а служили по месту, где владели землей, отсюда само название «поместье».

К середине XVI в. были установлены точные нормы военной (ратной) повинности, приходившейся на служилого человека, в соответствии с размерами выделенной ему земли: со 150 десятин земли, будь то вотчина или поместье, должен был выставляться один экипированный конный ратник.

Поместные наделы или оклады назначались по отчеству и по службе, т.е. в соответствии с родовитостью служилого человека, занимаемой им должностью и качеством службы.

Размер оклада был прямо пропорционален чину служилого человека, размер дачи был обусловлен размером вотчины, которой уже владел претендент (чем больше у него была вотчина, тем меньшую дачу он получал) и сроком его службы. И к окладу, и к даче полагалась еще придача, как премия за выслугу и службу.

К земельным окладам иногда добавлялись оклады денежные (ежегодные или разовые, «подъемные» перед походом).

В XVI в. дворянская (ратная и дворовая) служба стала сословной и наследственной повинностью. Дворянские дети с 15 лет записывались в службу, становились новиками. Новика верстали поместьем, затем денежным окладом, и, наконец, он становился полноценным служилым человеком с полным («свершенным») окладом.

Если отец молодого дворянина все еще служил, то сына его верстали в отвод, наделяли особым от отца поместьем. Когда отец уже не мог служить, молодого дворянина припускали к нему, т.е. вводили во владение отцовским поместьем. Как правило, это был младший из сыновей, иногда «припускались» сразу несколько сыновей.

После смерти служилого человека поместье нередко оставляли за недорослями — сиротами (не достигшими 15 летнего возраста). Из поместья выделялись доли на прожиток (пенсии) вдове и дочерям умершего. Если у дочери был жених из служилых людей, «прожиток» могли закрепить за ним. Вдова владела «прожитком» до смерти, нового замужества или ухода в монастырь.

Если помещик умирал своей смертью, вдова получала 10% из его поместья, дочери — по 5%; если он погибал в походе, оклады удваивались.

В.О. Ключевский полагал, что именно поместное землевладение повлияло на перемену юридического статуса землевладения. В период феодальной раздробленности на Руси служба была делом личным и не связанным с землевладением.

До середины XVI в. земли бояр, вольных слуг, дворян, купленные ими у чернотяглых общин (т.е. государственные земли, приобретенные частными владельцами) облагались поземельными повинностями, также как и земли служилого человека, на которых работали его дворовые люди.

Только с середины XVI в. часть этих земель, пропорциональная поместному окладу их владельца, «обелялась». (Т.е. освобождалась от тягла, государственных повинностей и налогов).