Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КП / !!КП всё.docx
Скачиваний:
59
Добавлен:
16.05.2015
Размер:
268.5 Кб
Скачать

13) Основы конституционного строя (Россия – демократическое государство; политический и идеологический плюрализм; разделение власти; местное самоуправление).

Россия — демократическое государство. Это наиболее общая, важная и емкая характеристика современной российской государст¬венности, в сущности, включающая в себя и другие его общие призна¬ки. Совершенно ясно, что действительно и последовательно демокра¬тическое государство не может не быть правовым и социальным, ибо вне подчинения праву, вне соблюдения и защиты прав человека, вне служения государства гражданскому обществу нет и не может быть сегодня подлинной демократии. Точно так же трудно себе представить реально демократическими общества и государства, основывающиеся на теократических или клерикальных началах, поскольку это не может не нарушать или серьезно ограничивать права и свободы людей иных конфессий. Произвольно именоваться демократическими могут и дей-ствительно именуются, в том числе в их конституциях, и теократичес¬кие, и тоталитарные государства. Но от этого они не становятся в дей¬ствительности таковыми, ибо вся их реальная организация и деятель¬ность подчинены антидемократическим устоям и принципам.

Демократизм РФ базируется прежде всего на конституционном закреплении народовластия, всеобщих прав и свобод человека, разде¬ления властей, выборности основных государственных органов, свобо¬ды общественной самоорганизации и самодеятельности, политическо¬го плюрализма и идеологического многообразия, местного самоуправ-ления и др. Статья 3 Конституции РФ устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ; ст. 2 — что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства; ст. 10 — что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а органы этих влас¬тей самостоятельны. В Конституции РФ признается и гарантируется местное самоуправление, органы которого не входят в систему органов государственной власти и в пределах своих полномочий самостоятель¬ны (ст. 12, 130—133), а также признаются идеологическое и политичес¬кое многообразие, многопартийность (ст. 13). Как уже подробно гово¬рилось в главе 4 учебника, в Конституции РФ закрепляется и гарантируется широкий спектр прав и свобод человека и гражданина. В целом ряде других статей (ст. 81, 96, 97 и др.) четко определяются демократи¬ческие принципы избирательной системы РФ.

В трактовке демократического характера РФ особенно важен тезис о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в стране является ее многонациональный народ.* Не тот или иной класс, социальный слой или группа людей, не та или иная нация или иная этносоциальная общность, а именно российский многонацио¬нальный народ как целое, как общегосударственное единство граждан страны независимо от их социальных, этнических, конфессиональных и иных различий. Не случайно та же ст. 3 Конституции РФ в своей четвертой части заявляет, что никто не может присваивать власть в РФ, что захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону. Это положение прямо вытекает из того, что суверенитет в РФ непосредственно принадлежит всему многонацио¬нальному российскому народу, а не его части и никакого другого источ¬ника власти здесь нет и быть не может. А это в свою очередь означает, что любая власть в стране призвана выражать и защищать волю и интересы суверенного российского народа и только такая государст¬венная власть может и должна признаваться легитимной и законной. В Уголовном кодексе РФ (ст. 278, 280), в частности, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, публичные при¬зывы к насильственному изменению конституционного строя рассмат¬риваются как преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. Все это означает, что только сам народ, его волеизъявление могут служить легитимной и правовой основой изменения существующего государственного строя.

В соответствии со стандартами демократических конституций многих стран мира Конституция РФ (ч. 2 и 3 ст. 3) говорит об осу¬ществлении народом своей власти непосредственно (непосредствен¬ная, прямая демократия), а также через органы государственной влас¬ти и органы местного самоуправления (представительная, опосредованная демократия). Сочетание таких двух форм и механизмов наро¬довластия, как непосредственная демократия и представительная де-мократия, — один из важнейших признаков демократического госу¬дарства. Непосредственная демократия — это форма и механизм осу¬ществления народовластия, опирающиеся на прямое, неопосредован¬ное кем-либо волеизъявление народа или какой-либо части граждан. Конституция РФ рассматривает референдум и свободные выборы как высшее непосредственное выражение власти народа (подробнее об этом см. в гл. 9 учебника). Другими формами и механизмами непо¬средственного выражения власти народа можно считать общие собра¬ния (сходы) и конференции граждан села или района, собрания из¬бирателей, индивидуальные и коллективные обращения, петиции в государственные органы и органы местного самоуправления. В отли¬чие от этого, представительная демократия — это форма и механизм осуществления народовластия опосредованно, через органы государ¬ственной власти и органы местного самоуправления, прежде всего выборные. В основе представительной демократии в РФ лежит вы¬борность Государственной Думы, конституционные принципы фор¬мирования Совета Федерации, выборность законодательных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления, о чем подробно говорится в последующих главах.

Суверенитет государства и его территория — это неразрывно свя¬занные явления, поскольку последняя определяет пространственные границы первого. Согласно ст. 67 Конституции РФ, территория РФ включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и террито¬риальное море, воздушное пространство над ними. Суверенитет РФ распространяется также на континентальный шельф и на исключи¬тельную экономическую зону РФ, хотя права и юрисдикция тут опре¬деляются федеральным законом и международным правом. Приведен¬ные выше конституционные положения подчеркивают верховенство и единство государственной власти РФ, что особенно важно в федера¬тивном государстве. Из этого вытекает разноуровневый характер суве¬ренитетов РФ и ее субъектов — республик.

Разделение ветвей государственной власти — еще одна важная черта РФ как демократического государства. Государственная власть в РФ, гласит ст. 10 Конституции РФ, осуществляется на основе разделе¬ния на законодательную, исполнительную и судебную; органы этих ветвей власти самостоятельны. В условиях, когда принцип разделения ветвей власти десятилетиями и даже столетиями с порога отбрасывал¬ся и признавался принципиально негодным для российской государст¬венности, четкое конституционное закрепление данного положения имело особое, фундаментальное значение. Без этого переход на путь реального демократизма был бы невозможен, ибо этот принцип служит важной гарантией обеспечения свободы, подчинения государства праву и закону, предотвращения возврата к самовластию, беззаконию и тоталитарному режиму. Впервые принцип разделения властей был провозглашен у нас Декларацией о государственном суверенитете РСФСР как важнейший принцип ее организации и функционирова¬ния как правового государства, а в апреле 1992 г. он был включен в Конституцию РФ в качестве одной из незыблемых основ конституци¬онного строя России. Указанные общие положения Конституции РФ конкретизируются во многих других ее статьях при определении ста¬туса и компетенции Президента РФ, Федерального Собрания, Прави¬тельства, судов РФ, ее субъектов и т.д., о чем подробно говорится в дельнейшем.

Не предвосхищая последующее изложение, важно обратить внима¬ние на пути реализации принципа равновесия ветвей власти и их вза¬имных сдержек и противовесов в Конституции РФ даже в условиях имеющегося в ней серьезного перекоса в пользу исполнительной влас¬ти. Так, Государственная Дума, Федеральное Собрание как законодательная ветвь власти обладает исключительным правом принятия за¬конов, но они вступают в силу только после подписания и обнародова¬ния Президентом, имеющим право отлагательного вето; в свою очередь Федеральное Собрание имеет возможность преодолеть это вето квали¬фицированным большинством каждой из двух его палат. Другой при¬мер. Президент РФ обладает правом при определенных условиях рас¬пустить Государственную Думу, а Федеральное Собрание в свою оче¬редь при определенных условиях имеет право отстранить Президента от власти. Еще пример. Председателя Правительства назначает Прези¬дент, но Государственная Дума обладает конституционным правом вы¬ражения на то своего согласия или несогласия. Кроме того, только Совет Федерации обладает правом назначать на должности Генераль¬ного прокурора РФ и судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов, но право представления кандидатур на эти долж¬ности сохраняется лишь за Президентом РФ. Важная роль в регулиро¬вании взаимоотношений между законодательной и исполнительной ветвями власти принадлежит судебной власти, прежде всего Конститу¬ционному Суду РФ, независимому от двух других ветвей власти и подчиняющегося только закону.

Для того чтобы обеспечить разделение власти по вертикали, ст. 5 Конституции РФ предусматривает в качестве основ федеративного устройства РФ не только ее государственную целостность и единство системы государственной власти, но и разграничение предметов веде¬ния и полномочий между органами государственной власти РФ и ор¬ганами государственной власти субъектов РФ, равноправие и самооп¬ределение народов в РФ. Она устанавливает, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Часть 3 ст. 11 Конституции РФ устанавли¬вает, что разграничение предметов ведения и полномочий между орга¬нами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов осуществляется настоящей Конституцией, Федератив¬ным и иными договорами о разграничении предметов ведения и пол¬номочий. Более подробно об этом говорится в главе 8 учебника.

Идеологическое многообразие и политический плюрализм в РФ. Об этом уже немало было сказано при освещении основ конституцион¬ного строя РФ (§ 5 гл. 3) и конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ (§ 6 гл. 4). В связи с этим остановимся здесь специ¬ально и более подробно на таком важном аспекте демократизма РФ, как свобода общественных объединений и их политико-правовой ста¬тус. Закрепляя, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 2 ст. 13), Конституция РФ вместе с тем признает политическое многообразие, многопартий¬ность и равноправие общественных объединений (ч. 3 и 4 ст. 13). В то же время она запрещает создание и деятельность общественных объ¬единений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных форми¬рований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиоз¬ной розни (ч. 5 ст. 13). Данные конституционные установления направ¬лены как против монополии одной партии или привилегированного положения какой-либо одной или нескольких организаций, что особен¬но важно в свете нашего негативного политического опыта прошлого, так и против таких общественных объединений, которые преследуют явно антидемократические, антиобщественные, антиконституционные цели, чаще всего осуждаемые и мировым сообществом.

Федеральный закон «Об общественных объединениях» (май 1995г.)* определяет эти объединения как «добровольное, самоуправ¬ляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализа¬ции общих целей, указанных в уставе общественного объединения». Согласно этому закону организационно-правовыми формами таких объединений могут быть: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган об¬щественной самодеятельности. Отмеченные выше положения Консти¬туции РФ конкретизируются и развиваются и в других принятых позд¬нее федеральных законах, например, в законах «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (август 1995 г.), «О некоммерческих организациях» (январь 1996), «О профессиональ¬ных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (январь 1996 г.) и др.

Общественные объединения могут носить различный характер: по¬литический, социально-экономический, социокультурный, религиоз¬ный и др. Политические общественные объединения — это прежде всего политические партии, их союзы, блоки и иные объединения. По¬литическую деятельность могут вести и профсоюзы при условии вклю¬чения соответствующих целей в их устав. К числу общественных объ¬единений должны быть отнесены и разнообразные молодежные и дет¬ские объединения. Особое место среди общественных объединений у нас занимает казачество, их организации как своеобразная форма мест¬ного самоуправления, отражающая историческую традицию страны. Создание общественных объединений не нуждается в получении пред¬варительного разрешения от государства, которое не вправе ограничи¬вать законные цели и задачи общественных объединений, вмешиваться в их внутреннюю правомерную деятельность. Они самостоятельно раз¬рабатывают свои уставы и только затем регистрируют их в Министер¬стве юстиции РФ и его органах. Это министерство контролирует закон¬ность целей и задач общественных объединений, а финансовые орга¬ны — источники их доходов.

Вместе с тем Конституция РФ и иное российское законодательст¬во, как и конституции других демократических стран и международно-правовые документы, о которых говорилось выше, ставят и определен¬ные ограничения, преграды для организации и деятельности общест¬венных объединений определенного толка, о чем говорится в ч. 5 ст. 13 этой Конституции. Имея в виду понимание положения этой статьи о «разжигании социальной розни», указанный Закон «Об общественных объединениях» разъяснил, в частности, что «включение в учредитель¬ные и программные документы общественных объединений положе¬ний о защите идей социальной справедливости не может рассматри¬ваться как разжигание социальной розни» (ст. 16). Вообще же ликви¬дация общественного объединения и запрет его деятельности в РФ возможны только на основе решения суда и лишь в двух случаях: а) в результате нарушения приведенной выше ч. 5 ст. 13 Конституции РФ, иных уголовно наказуемых деяний; б) повторного в течение года совер¬шения действий, выходящих за пределы уставных целей и задач, или нарушений закона.

Соседние файлы в папке КП