Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2 семестр 4.1.с / гумер классика соц / Харчева Валентина Геннадьевна - Основы социологии. Учебник.doc
Скачиваний:
163
Добавлен:
17.05.2015
Размер:
1.43 Mб
Скачать

Социальный конфликт

Социальные конфликты являются непременным атрибутом социальных взаимодействий индивидов, групп, общностей. Они могут стимулироваться борьбой личности за свои права, необходимостью общества защищаться от внешних врагов, а также корыстными и преступными интересами отдельных лиц, групп, государств. Если в результате такого конфликта человеку удается защитить свои права, то он оценивает такой конфликт как положительное событие. Не случайно Г. Спенсер рассматривал социальные конфликты не только как неизбежное явление в истории человечества, но и как стимул социального развития. Почти что аналогичную позицию занимал по отношению к роли конфликта в общественном развитии и М. Вебер, представляющий его как своего рода «борьбу» между субъектами социальных взаимодействий.

Наиболее глубокие теоретические обоснования получили проблемы социальных конфликтов в работах немецко-английского социолога Р. Дарендорфа (р. 1929), определяющего свою социологическую концепцию как «теорию конфликта» [5. 8], и американского социолога Р. Э. Парка (1864-1944) – основателя чикагской социально-экономической школы, рассматривающего социальный конфликт как элемент основных четы

141

рех видов взаимодействия: соревнования, приспособления, ассимиляции и конфликта. Парк считал, что взаимодействиесоревнование превращается в конфликт лишь тогда, когда возникающие между субъектами проблемы осознаются ими как неразрешимые никакими иными путями, ощущаются как угроза своему существованию. Парк утверждал, что в процессе конфликта субъекты взаимодействий более основательно познают друг друга и противоречия, порождающие конфликт, что приводит к дальнейшим прочным контактам и различного рода сотрудничеству.

Важнейшим элементом социального взаимодействия считали конфликт и такие крупные исследователи, как Л. Козер [5. 10], Л. Гумплович, Л. Ф. Уорд, Дж. Бернард, К. Маркс и многие другие.

Если социальные конфликты – непременный атрибут общественных отношений, то в чем же их причины? Во-первых, социальным конфликтам способствует само несовершенство общественных отношений: социальная неоднородность общества, различия в уровнях доходов, власти, социальном престиже, доступе к образованию, религиозные различия и многие другие факторы. Во-вторых, социальные конфликты стимулируются социально-психологическими предпосылками: восприятием личностью своих социальных проблем, возможностью их самостоятельного разрешения. В значительной мере поведение человека детерминируется социально-психологическими чертами личности: темпераментом, эмоциональностью, интеллектом, общей культурой.

Какой бы уровень конфликтов мы не рассматривали: межличностный, групповой или общесоциальный, – в нем всегда представлены индивиды с их социальными ориентациями, установками, мнениями и ожиданиями. На уровне социальных общностей, социальных классов эти ожидания могут быть выражены компромиссными мнениями, однако неизменным остается их субъективный характер. Значит, конфликт всегда связан с субъективными оценками и осознанием людьми противоречивости своих интересов интересам других лиц, групп, общностей или обществ. Это положение существенно расходится с марксистской концепцией конфликтов, где причинами конфликтов считаются неразрешимые объективные противоречия между большими социальными группами или классами.

142

Согласно концепции К. Маркса, господствующий класс владеет средствами производства и поэтому осуществляет социальный контроль над другими классами. По мере осознания рабочим классом своего угнетенного положения отношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми становятся все более конфликтными, что приводит к социальной революции. Процесс этот, по мнению Маркса, носит всемирный характер и со временем должен привести к бесклассовому обществу. Абсолютизация экономических отношений, игнорирование субъективных оценок и форм поведения в конкретной реальной жизни, выявленные критиками марксизма, и, наконец, сама социально-историческая практика доказали несостоятельность идеологической концепции Маркса.

Противоположную точку зрения на причины конфликтов высказал Дарендорф, считающий основой конфликтов политические факторы: борьбу за власть, престиж, авторитет. По его мнению, конфликт может возникнуть во всех социальных группах и общностях, где есть отношения господства и подчинения. Борьба за власть, доминирование и становятся причиной конфликта. Однако и в этой концепции фактор сознания играет главную роль: человек должен осознать, сопоставить свое положение с положением другого и сформировать установку на борьбу за власть, престиж и др.

Социальные противоречия пронизывают всю сферу жизнедеятельности человека: экономическую, политическую и духовную. Массовое сознание различает проблемы общественные, затрагивающие большие социальные группы, и проблемы личностные, касающиеся непосредственно каждого человека.

Степень актуальности в массовом сознании общезначимых и личностных проблем не всегда совпадает, что проявляется и в характере социальных конфликтов, уровнях их распространения и глубине. Кризис общественных отношений наступает тогда, когда большая часть населения одновременно осознает обострение противоречий во всех, сферах жизни. В этом случае общество нуждается в тотальных революционных переменах. Если они не проводятся правительством, то их осуществляет народ. Примером этого являются революционные процессы, происходящие в российском обществе после глубокого кризиса тоталитарного коммунисти

143

ческого режима, загонявшего вглубь назревавшие социально-экономические и нравственные проблемы. Крайними формами конфликтов являются войны.

Итак: конфликт – это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и интересов, которое приводит к реальной борьбе между субъектами взаимодействий независимо от истоков, способов и характера этой борьбы.

Как мы показали выше, социальные конфликты имеют наряду с негативными сторонами, часто трагическими для общества или человека, и позитивные. Так, конфликт позволяет дезавуировать социальную напряженность, побуждает людей к поиску выхода из создавшейся проблемной ситуации, что и приводит к соответствующим социальным изменениям. На эту сторону социальных конфликтов указывает американский социолог Л. Козер (р. 1913), утверждающий, что конфликт несет в себе не только деструктивную (разрушительную) функцию, но и большой позитивный потенциал. Среди факторов, благотворно отражающихся на состоянии общества, Козер выделяет следующие [5. 10]:

образование групп, установление и поддержание физических границ групп;

установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений;

социализацию и адаптацию индивидов и социальных групп;

создание и поддержание баланса сил и, в частности, власти;

получение информации об окружающей среде, что сигнализирует о тех или иных проблемах, подлежащих решению;

стимулирование нормотворчества и социального контроля;

создание новых социальных институтов.

Козер справедливо указывает, что в любой структуре всегда есть повод для конфликтной ситуации: «каждое общество содержит некоторые элементы напряжения и потенциального конфликта». Если так, то все мировое сообщество должно было бы постоянно находиться в состоянии «войны». Для избежания ряда социальных конфликтов не только создаются целые системы социокультурных и правовых норм, регулирующих социальные взаимодействия, но и определяются дозволен

144

ные формы выражения несогласий, антагонистических притязаний и уровни терпимости в социальных отношениях. В сфере межгосударственных отношений это могут быть дипломатические ноты протеста против каких-либо нарушений в отношениях между странами, экономические эмбарго – запреты на ввоз в страну или вывоз из нее товаров и др.

Отсутствие терпимости и агрессивность в межличностных отношениях, неспособность найти пути к согласию на уровне групп и общностей перерастают в крайние формы конфликтов – войны, при которых та и другая стороны несут социально-экономические и людские потери.

Чтобы избежать наиболее острых форм социальных конфликтов, ученые разрабатывают концепции поиска путей к согласию, технологии социальной инженерии и социальной терапии общества. В значительной степени сокращению социальных конфликтов, особенно на межличностном и групповом уровнях, способствует и рост духовной культуры общества, что помогает более цивилизованному общению. Последнее обстоятельство весьма важно, так как отечественные и западные социологи и психологи обращают особое внимание на рост межличностных конфликтов. За последнее десятилетие в мире увеличивается число лиц, считающих себя вне формальных социальных структур: бомжей, наркоманов, алкоголиков, преступников. Эти люди не придерживаются господствующих в обществе социальных норм, а чаще отвергают их и генерируют чувства враждебности по отношению к другим людям. Этот «патологический груз» – неизбежный продукт социальных систем, усложняющейся общественной жизни, который (по мнению Дюркгейма) при незначительном объеме не вносит серьезную дестабилизацию в общественные отношения и не приводит к большому росту социальных конфликтов. Однако на микроуровне такие субъекты всегда продуцируют конфликтные ситуации.

Хотя личностный уровень конфликтов занимает в научном направлении – конфликтологии незначительное место, его роль в жизни каждого конкретного человека весьма велика. Достаточно сказать, что почти 85% разводящихся супругов считают основной причиной распада семьи различного рода конфликты. Более 40% увольняющихся с работы также указывают на конфликт как на причину увольнения.

145

Если основными субъектами конфликта выступают большие социальные общности, потребности и интересы которых реализуются через властные структуры и социальные институты, то в разрешении конфликтов участвуют и их представители: политические организации, правительства, парламенты, а иногда и сами люди, когда речь идет о военных конфликтах. Именно от них, в конечном счете, зависит характер разрешения конфликта, хотя внутри государства могут существовать различные социальные группы «давления», которые имеют отличное от политиков мнение на те или иные проблемы.

Современная конфликтология выработала две модели анализа социальных конфликтов: структурную и процессуальную. В структурной модели акцент делается на анализе причин, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику, а также установлении параметров, влияющих на конфликтное поведение и его формы. Процессуальная модель анализирует возникновение конфликтной ситуации, динамику конфликта, его фазы и характер его разрешения. В рамках этих моделей исследования работает отечественная и западная конфликтология.

Любой социальный конфликт в какой-то мере уникален, в нем задействованы различные интересы и группы, поэтому характер разрешения конфликтов также имеет свою специфику. Итогом разрешения конфликтов является изменяющаяся проблемная ситуация, т. е. человеческие отношения. Как правило, «образ врага» трансформируется в образ «партнера», что и способствует в дальнейшем развитию новых форм социальных взаимодействий, в частности соревнования или сотрудничества. Этот факт подтверждает вся мировая практика (например, отношения Германии и России) [5. 11].