Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
партии России.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
14.08.2013
Размер:
239.62 Кб
Скачать

22 Апреля 2005 в связи с завершением судебного процесса над Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым Григорий Явлинский выступил с открытым заявлением, в котором указал:

«этот процесс не имеет ничего общего с укреплением законности в стране или хотя бы установлением какого-то порядка… Вместо этого он создал в стране атмосферу запугивания и правового хаоса… Число процедурных нарушений в ходе процесса превзошло все возможные пределы, и последствия этого преодолевать придётся очень долго. Наверное, со времён Сталина и расстрельных „антиворовских“ указов Хрущёва 50-х гг. так показательно и грубо не нарушалось право. И после такого громкого прецедента это повлечёт роковые последствия для тысяч предпринимателей по всей стране».

По мнению Явлинского, организуя судебный процесс, российские власти ставили три задачи: не допустить продажи компании «ЮКОС» иностранцам, запугать и подчинить себе российский крупный бизнес, а также поставить «ЮКОС» под контроль определенной группы государственных чиновников. При этом,

«поскольку ни одна из задач не могла быть достигнута законными методами…, использована была грубая сила, под прикрытием, насколько возможно, квазиправовых процедур».

Явлинский считает, что этим процессом «политическая верхушка страны начинает новый этап: физическое преследование и, возможно, уничтожение друг друга… Это война, не имеющая конца. Ее цель — уничтожение людей из высших эшелонов власти и бизнеса, нынешних и бывших, уничтожение судеб их близких и семей».

«Такое колесо только покати — и его не остановить. Репрессии — месть, новые репрессии — новая месть. Неужели непонятно, что с нынешней верхушкой будет всё то же самое уже через несколько лет…? Сталинское кровавое двадцатилетие показало, что репрессии внутри политического класса непрерывны и бессмысленны — все живут в атмосфере страха перед будущим. Потому. что, если наша страна учует запах репрессий и крови, она долго не остановится. Расстрел 93-го и последовавшая война 94-го, продолжающаяся более 10 лет, — это из этой области… Посадка в тюрьму Ходорковского и Лебедева — путь именно туда, в репрессии и месть. После этого в безопасности не может уже себя чувствовать никто — ни обвиняемые, ни обвинители, ни члены их семей. Это путь к самоуничтожению нации и страны. Политический класс и верхушка бизнеса России должны понять, что день объявления приговора о тюремном заключении является фактическим началом физического взаимоуничтожения»… Явлинский призывает к достижению соглашения между бывшим и нынешним политическим руководством России и представителями крупного бизнеса о прекращении личных репрессий. Такое соглашение может быть неприемлемым с формальной точки зрения, но оно диктуется «реальными законами российской жизни». Он предлагает «поставить вопрос о принятии пакета законов, раз и навсегда дающих правовую и политическую оценку итогам приватизации 90-х гг., однозначно подтверждающих неприкосновенность прав частной собственности, но при этом защищающих власть от агрессии крупного бизнеса и устанавливающих определенные ограничения, в частности антимонопольные… Вне сомнения, принять решение может только президент Путин. Нужно исходить из реальностей — итог дела „ЮКОСа“, заключение или незаключение Ходорковского в тюрьму, как и срок этого заключения, всецело зависят от решения Владимира Путина. Он фактически несёт за него политическую и моральную ответственность. Не надо, пользуясь своим властным положением, сажать своих противников (или противников своего окружения) в тюрьму. И так уже многое произошло, чтобы сделать ситуацию необратимой, но в главном — в том, что касается жизни людей, еще есть возможность остановиться».

(цит. по статье в газете «Ведомости» от 22 апреля 2005).

Яблоко и чеченский конфликт

По мнению партии «Яблоко», чеченская проблема — одна из самых сложных и болезненных в российской политике 1990—2000-х годов. Она возникла как результат трагического пересечения различных факторов, прежде всего авантюризма тогдашнего российского руководства, втянувшего Россию в затяжной кровавый конфликт, который унёс сотни тысяч жизней и создал условия для криминального бизнеса в Чечне. Чеченская война обременила экономику огромными военными расходами, создала реальную угрозу безопасности жизни сотен тысяч людей, существенно подорвала общественную мораль и репутацию России на международной арене.

Позиция партии по чеченской проблеме на различных этапах её развития не была одинаковой. Так, «Яблоко» заняло однозначную антивоенную позицию в ходе Первой чеченской войны.

После разгрома Верховного Совета в 1993, постоянных провалов в экономической политике ситуация в Чечне — вооружённый сепаратизм на юге России — давал руководству страны удобный повод решить сразу несколько проблем федеральной власти. Многие из окружения президента Ельцина считали, что быстрая и победоносная военная акция в Чечне предоставит отличную возможность продемонстрировать силу, решительность и способность навести порядок в стране. К тому же на тот момент чрезвычайно возросла мощь чеченских криминальных сообществ на российской территории, а Джохар Дудаев своими действиями довел республику до полной экономической деградации, постоянных внутренних вооружённых конфликтов и открыто стал на путь сепаратизма.

Партия «Яблоко», однако, полагает, что восстановление конституционного порядка в стране и демонстрация силы — это совершенно разные вещи, тем более когда демонстрация силы проводится исключительно с целью повышения рейтинга власти и отвлечения народа от социально-экономического кризиса в стране.

29 ноября 1994 президент России Борис Ельцин выступил по радио с обращением, в котором предъявил ультиматум всем участникам вооружённого противоборства в Чечне с требованием в течение 48 часов с момента обращения прекратить огонь, сложить оружие, распустить все вооружённые формирования, освободить всех захваченных и насильственно удерживаемых граждан. В противном случае Ельцин обещал использовать все имеющиеся силы для наведения конституционного порядка в Чечне.

9 декабря 1994 президент подписал очередной указ, фактически открывший дорогу началу военных действий федеральных сил против чеченских сепаратистов.

Уже 5 декабря «Яблоко» получило информацию о подготовке крупной войсковой операции по захвату Грозного. В этот же день Григорий Явлинский выступил в Думе с заявлением от имени фракции с целью предотвращения войны. Лидер «Яблока» предложил немедленно начать переговоры с Джохаром Дудаевым о путях решения проблемы. Кроме того, в этом заявлении предлагалось отправить в Чечню делегацию, состоящую из Явлинского и ряда других депутатов, готовых заменить в Чечне российских военнопленных танкистов — офицеров и солдат Кантемировской дивизии, участвовавших в неудачной попытке штурма Грозного 26 ноября, якобы осуществлявшегося силами антидудаевской оппозиции — и остаться на положении заложников вплоть до начала переговоров власти с Дудаевым.

Джохар Дудаев согласился встретиться с российскими депутатами, в числе которых были Григорий Явлинский и Сергей Юшенков. Депутаты прибыли в Грозный, но переговорный процесс был сорван — по мнению Явлинского, это произошло потому, что «переговоры не входили в план властей на маленькую победоносную войну».

Мирные инициативы «Яблока» не были восприняты ни широкими массами, ни Государственной Думой. Явлинского обвинили в стремлении сделать политическую рекламу на вызволении из плена российских военнослужащих, а внесённый фракцией «Яблоко» 20 декабря 1994 на рассмотрение Государственной Думы законопроект «О делегациях по урегулированию вооружённого конфликта в Чеченской республике» большинство депутатов Думы отказалось рассматривать.

В законопроекте были сформулированы основные принципы мирного урегулирования: прекращение огня, развод войск, поэтапное разоружение чеченских группировок и поэтапный отвод федеральных войск, обмен пленными, гуманитарная помощь. Решение политических вопросов, прежде всего о статусе Чечни, предлагалось отложить на будущее для отдельных переговоров.

«Лёгкой войны», однако, не получилось. Война нанесла тяжёлый удар по российскому обществу. Ужасные реалии боевых действий, огромные потери в войсках, нарушения прав человека благодаря средствам массовой информации стали достоянием широкой общественности. В результате этого у большей части населения вскоре сформировалось негативное отношение к этой войне.

Захват Грозного боевиками в марте 1996, через год после того, как город был взят федеральными войсками, продемонстрировал неспособность российских сил контролировать занятую с большими потерями территорию.

Полная бесперспективность военных действий в Чечне и президентские выборы в России в 1996 подстегнули руководство страны к мирному урегулированию конфликта. В июне 1996 после ряда неудачных попыток в Назрани было подписано соглашение о прекращении боевых действий и последующем мирном процессе между Грозным и Москвой.

Но вскоре эти договорённости были сорваны, в августе 1996 сепаратисты вновь заняли Грозный. В конце августа в Хасавюрте был подписан новый договор на худших для федеральных властей условиях.

В Государственной Думе на Хасавюртовские соглашения обрушилась волна критики, обвинения в пораженческих настроениях и антипатриотизме. Единственной фракцией, поддержавшей Хасавюртовские соглашения, была фракция «Яблоко».

Спустя 3 года, когда Дума пыталась решить вопрос об отрешении Бориса Ельцина от власти, «Яблоко» поддержало обвинения президента в развязывании войны в Чечне. В своем выступлении Григорий Явлинский подчеркнул, что «Яблоко» принимает участие в процедуре обвинения президента потому, что

«…российская власть должна знать, что за все свои противоправные действия, умышленные или не вполне осмысленные, она неотвратимо будет нести ответственность. Этого не было в российской истории ни при монархии, ни тем более при коммунистах. Эта задача — не сиюминутная, она относится к фундаментальным вопросам нашей государственности. Именно с этих позиций мы подходим к оценке самого кровавого события на территории нашей страны после смерти Сталина — к Чеченской войне. Война в Чечне унесла жизни многих десятков тысяч людей, большинство из которых мирные граждане… На этой войне предали и унизили российскую армию. Поэтому мы считаем справедливым выдвижение обвинения против Президента РФ Ельцина Бориса Николаевича и вменяем ему в вину:

* действия, явно выходящие за пределы его полномочий и повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, а также охраняемых законом интересов общества и государства;

* применение насилия и угрозы его применения;

* применение оружия и специальных средств с причинением тяжких последствий…

Мы вменяем ему в вину использование своих служебных полномочий вопреки интересам службы при том, что эти деяния совершены из личной политической заинтересованности и повлекли тяжкие последствия. Мы вменяем ему в вину халатность, означающую неисполнение своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, повлекшую за собой смерть людей и другие тяжкие последствия. …Ответственность за эту войну несут не только Ельцин и режим Дудаева. Её несут ещё военные руководители, отдававшие и выполнявшие преступные приказы, глава правительства Черномырдин, его заместители, министры, несут эту вину и политики, одни из которых поддержали эту войну, другие не захотели остановить, а третьи — не смогли. Однако и мы, „Яблоко“, несем ответственность, потому что сделали не всё возможное, не все наши ресурсы были брошены на прекращение бойни. Поскольку уже никто не может исправить то, что случилось, есть только одна ответственность — создать такие условия, при которых случившееся никогда не повторится. Мы, „Яблоко“, считаем себя обязанными сделать все возможное для того, чтобы максимально уменьшить вероятность повторения таких трагедий в будущем. Мы обязаны сегодня создать прецедент наказуемости власти за преступления. Неотвратимая ответственность и наказуемость власти за преступления перед собственным народом и есть настоящая демократия».

В период между Первой и Второй чеченскими войнами не был использован шанс для налаживания нормальной мирной жизни на территории Чечни и восстановления ее экономики. В результате Чечня превратилась в базу криминальных элементов не только всего СНГ, но и других государств. В Чечню под предлогом защиты ислама проникли исламские радикалы. С их помощью на южных рубежах России возникла зона насилия, с территории которой стала исходить реальная угроза безопасности всей страны.

Ситуация вокруг Чечни снова обострилась летом 1999, когда чеченские отряды начали боевые действия на территории Дагестана, стремясь создать там «исламское государство». В итоге события быстро переросли во Вторую чеченскую войну.

«Яблоко» предлагало не исключать в принципе возможности переговоров с частью сепаратистов и предупреждало об опасности вхождения федеральных сил на территорию горной Чечни, не отвергая при этом возможности проведения военной операции на равнинной части этой республики. Однако эти предложения не были даже рассмотрены российским руководством.

В октябре 2002 в ходе захвата чеченскими террористами заложников в театральном центре на Дубровке в Москве одним из требований бандитов стало участие в переговорах Григория Явлинского как политика и человека, которому можно верить. Явлинский, вернувшись срочно в Москву, провёл переговоры с террористами, но, к сожалению, результата это не дало.

После трагедии Григорий Явлинский сделал заявление, которое выразило официальную точку зрения партии «Яблоко»:

«Мы твёрдо считаем, что не может быть оправдания терроризму — ни политического, ни религиозного, ни благими целями, ни даже так называемыми „симметричными и ответными“ мерами, ни какого-либо другого. Убийству или угрозе, шантажу убийством ни в чём не повинных, беззащитных людей оправданий не бывает. В этом смысле причиной терроризма являются не бедность или страдания и даже не месть (которая направлена на виноватого), а безграничная подлость… Несомненно, вставшие на путь террора должны быть преданы правосудию либо, если это невозможно, ликвидированы. Однако происшедшее с новой остротой ставит вопрос об урегулировании вооруженного конфликта в Чечне, о прекращении зачисток, пыток, похищения людей, внесудебных расправ, издевательств, беспредельного физического насилия — по существу о прекращении жесточайшей войны по изничтожению целого народа. Требуется многократная активизация всех усилий по поиску политических путей прекращения войны. Из этой трагедии необходимо извлечь все уроки».

Молодёжное отделение

Молодёжная организация образована в 1995 Объединением «Яблоко» для выражения своих позиций по всем информационным поводам.

В настоящий момент «Молодёжное Яблоко» является внутрипартийным молодежным объединением Российской демократической партии «Яблоко». Федеральная структура «Молодежного Яблоко» включает более 35 региональных молодежных отделений РДП «Яблоко» и объединяет более 2500 человек.