Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шпоры1.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
21.05.2015
Размер:
112.64 Кб
Скачать

7 Вопрос

Беседа — получение информации в процессе непо­средственного общения исследователя с опрашиваемым. При беседе с ребенком вопросы психолога должны воз­никать как бы непроизвольно, снимать естественную на­пряженность и скованность ребенка. Однако в целом бе­седа должна решать поставленную задачу.

Глупо надеяться, что необходимая информация будет получена с помощью нескольких прямых вопросов. Час­то ответы ребенка отражают не реальное положение ве­щей, а попытку угадать, что хочет услышать взрослый. Подростки и младшие школьники могут сознательно ис­кажать информацию. Иногда тема беседы болезненна для ребенка, и он отказывается отвечать. Поэтому лучше опе­рировать косвенными или наводящими вопросами.

Темы бесед с ребенком, хотя и зависят от конкретных задач обследования, все же должны охватывать основ­ные сферы его жизнедеятельности: семью, школу, инте­ресы, внешкольное окружение и т.д. Более детально рас­сматриваются темы, важные для достижения цели ис­следования, например представления об окружающем, осведомленность в определенных областях.

Уход ребенка от темы беседы, попытки рассказать о чем-то другом, внезапная замкнутость, формальные од­носложные ответы — все это важные диагностические признаки. Причины такого поведения могут быть различными — от болезненности затронутой темы до несостоявшегося контакта. Нужно учитывать также, что ребенок может устать и утратить интерес к содержанию беседы, поэтому она не должна быть чрезмерно длительной.

На заключительном этапе беседы психолог выясняет какие задания ребенку понравились, а какие нет; что было трудно, а что легко; как он оценивает свои успехи. Исходя из ответов уточняются представления о личностных осо­бенностях ребенка (самооценка, уровень притязаний, кри­тичность и т.д.), его эмоционально-волевых проявлениях.

В правильно проведенной беседе всегда присутствуют элементы психотерапевтического воздействия, а в некоторых случаях она позволяет изменять установки и отно­шения обследуемого ребенка, т.е. иметь коррекционный характер.

Анкетирование проводится с помощью специальных опросников, содержащих вопросы, на которые обследуе­мый должен ответить, или утверждения, с которыми он должен согласиться либо не согласиться. В опросниках от­крытого типа ответы даются в свободной форме, закры­того — выбираются из предлагаемых вариантов.

Личностные опросники бывают типологические для определения черт личности, мотивов, ценностей, устано­вок, интересов, например, Г. Айзенка, Р. Кеттелла, Мин-несотский многоаспектный личностный и др.

При изучении личности подростков и юношей (14— 18 лет) широко применяется патохарактерологический ди­агностический опросник для подростков (ПДО) А.Е. Личко (модифицированный вариант — «Тест личностных акцен­туаций» В. П. Дворщенко).

Опросники-анкеты позволяют получать информацию, не отражающую непосредственно особенности личности испытуемого. Это биографические, интересов и установок и др. Использование опросников не всегда продуктивно. Опросник предполагает самооценку, но она может быть неадекватной, особенно у детей с недостатками в разви­тии. Применение вызывает проблемы, связанные с пись­мом и чтением, а аномальные дети овладевают ими с труд­ностями и в более старшем возрасте, чем их сверстники. Для незрячих детей необходим перевод опросников на систему Брайля. У глухих возникают проблемы осознания содержания вопросов, они способны отвечать на них, лишь овладев речью. Трудности в письме могут быть у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

При работе с аномальными лицами необходимо обяза­тельно убедиться в адекватности понимания ими постав­ленных вопросов. В целом стандартизированные анкеты, предназначенные для обычных людей, лишь в редких слу-

чаях можно предлагать аномальным лицам без соответ­ствующей модификации и последующей интерпретации.

Тестирование позволяет получить количественные пока­затели некоторых сторон психического развития, степени сформированное™ той или иной психической функции и оценить меру ее соответствия возрастной норме. Тесты ре­комендуется использовать в тех случаях, когда необходимо установить причины неуспеваемости, пути коррекции или компенсации недостатков развития в принятой системе обу­чения. Анализ тестирования позволяет установить целесооб­разность дополнительного углубленного психодиагностиче­ского или клинического обследования детей.

Можно выделить три требования к тестированию:добиваться стандартизации даже в самых незначи­тельных подробностях регистрировать любые нестандартные условия тес­тирования, какими бы второстепенными они ни казались;при интерпретации результатов тестирования учи­тывать условия его проведения.Как уже отмечалось, тесты ограниченно применимы в работе с детьми с отклоняющимся развитием. В специально разработанных для них тестах трудно стандартизировать во­просы и варианты ответов на них, так как степени прояв­ления дефекта различны, как и время их возникновения и проявления.

Метод рисунков используется в диагностике психического развития детей с середины XX века. Его применение предполагает специальное обучение психолога, вычленяющего нужную информацию из рисунков испытуемого. По ним психолог выявляет патохарактерологические особенности личности (агрессивность, страхи, негативизм) или его межличностные отношения. Но рисунок может применяться и в целях диагностики уровня возрастного развития.

При обследовании некоторых категорий детей с отклонениями в развитии к интерпретации их рисунков нужно относиться очень осторожно. Так, дети с нарушениями манипулятивных функций, зрительного восприятия часто рисуют деформированные фигуры, теряют мелкие детали или изображают их непропорционально. При выраженных нарушениях схемы тела (например, при детском церебраль­ном параличе) детали фигуры могут быть разбросаны по всему листу, а при нарушении ориентировки изображение размещается в одном из углов, чаще в правом нижнем. Эти особенности рисунка связаны с нарушением высших психических функций вследствие органического поражения мозга или анализаторов, а не с личностными чертами, т.е. проективная значимость такого рисунка отсутствует.

Тем не менее рисунок — важный дифференциально-диагностический показатель при изучении детей. В случаях, когда рисунок ребенка чем-то настораживает, целесообразно провести специальное исследование, предложив ребенку рисование свободное и по заданию. Специфичны рисунки детей с отставанием в развитии, психическими заболеваниями, эпилептической деменцией.

Помимо диагностических целей рисунок может использоваться и для установления контакта, в том числе в качестве «безречевой» методики при трудностях речевого общения. Независимо от выбранного метода, исследования в спе­циальной психологии, как правило, строятся в сравни­тельном аспекте. Результаты, полученные при изучения оп­ределенной группы детей, обязательно должны быть со­поставлены с аналогичными результатами контрольной группы — нормально развивающихся сверстников. Наиболее продуктивны, по мнению В.И. Лубовского, исследования с привлечением детей разных категорий отклоняющегося развития. Они позволяют выделить как специфические закономерности детей каждой категории, так и модально-неспецифические закономерности отклоняющегося развития в целом. Результаты таких исследований особенно важны для развития диагностики отклоняющегося развития и для определения своеобразия коррекционно-педагогических воздействий.