Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
h_belorus_chigrinov / История Беларуси.doc
Скачиваний:
163
Добавлен:
26.05.2015
Размер:
3.26 Mб
Скачать

§ 2. Борьба за национальное самоопределение

Активизация национально-политических сил

В годы революции 1905—1907 гг. в Беларуси дальнейший размах приобрело национально-просветительское движение. Его главной целью являлось пробуждение национального самосознания всех слоев белорусского народа, завоевание права на самоопределение. Национальное движение разделялось на два течения: буржуазно-националистическое, выражавшее интересы городской и сельской буржуазии, и революционно-демократическое, отражавшее интересы трудящихся слоев белорусского народа.

Главной целью первого течения была защита существовавшего монархическо-самодержавного строя. Практически эти взгляды выражались в великодержавном шовинизме, антипольских, антиеврейских выступлениях. Поднимавшаяся белорусская буржуазия, как и буржуазия других окраин России, пыталась стать во главе своей нации. Она стремилась объединить всех белорусов под эгидой национально-освободительного движения, подчинить его своему влиянию и соответственно враждебно относилась к идее интернационализма.

Революционно-демократическое направление объединяло в своих рядах широкие круги главным образом демократической интеллигенции: учителей, врачей, мелких служащих, студентов. Политической платформой этого течения были требования социального и национального равенства, ликвидации помещичьего гнета и, конечно же, предоставления белорусскому народу права свободно пользоваться родным языком, иметь свою печать, литературу, искусство. Некоторые требования буржуазно-националистических и революционно-демократических течений совпадали.

258

В начале XX в. идейным, политическим организатором борьбы белорусов за национальное самоопределение была Белорусская социалистическая громада. Накануне и в период революции 1905—1907 гг. она выступала как национальная революционно-демократическая партия. По некоторым данным, в это время в ней насчитывалось около 2 тыс. членов. Нелегальные пропагандистские издания БСГ распространялись в Минске. Вильно, Диене, Речице, в ряде уездов Минской, Виленской и Гродненской губерний. В восточной части Беларуси ее связи с массами были гораздо слабее. Влияние БСГ в городах было незначительным из-за невысокой численности белорусов в составе горожан и низкого национального самосознания рабочих.

Будущее Беларуси эта партия представляла себе в качестве субъекта Российской федерации с культурно-национальной автономией всех народностей. Ее аграрная программа сводилась к социализации земли, практическое проведение которой возлагалось на местный сейм. Наилучшей формой землепользования считалась хуторская система. В марте 1905 г. БСГ вместе с эсерами провела в Минске крестьянский съезд, который обосновал пути решения аграрного вопроса. Был создан Белорусский крестьянский союз. В условиях начинавшейся революции вместе с другими партиями левой ориентации БСГ призывала крестьян силой забирать государственные и помещичьи земли, готовиться к вооруженной борьбе за свое право на землю. В листовке «Царская дума», призывавшей крестьян к бойкоту совещательной (булыгинской) Думы, указывалось, что царский манифест — это обман народа. Заканчивалась листовка призывами: «Долой царя и его правительство!», «Долой царскую Думу!». «Да здравствует народное правление и Конституционное собрание в Вильно!». В листовке содержался также призыв «бить и убивать слуг царских».

В январе 1906 г. на II съезде БСГ были приняты новая программа и организационный устав, избран ЦК БСГ, в который вошли А. Луцкевич, В. Ивановский, А. Бурбис. В программе излагалась позиция партии по всем принципиальным вопросам политической и общественной жизни. Заявлялось, в частности, что окончательная цель партии — замена капиталистичес-

259

кого строя социалистическим, что БСГ организовывает всю трудящуюся бедноту белорусского края без различия национальностей. В качестве ближайшей задачи провозглашалось свержение в союзе со всем пролетариатом России самодержавия и создание Российской федеративной демократической республики, в которой все народы будут иметь право на свободное самоопределение и культурно-национальную автономию. Было подтверждено требование для Беларуси территориальной автономии с местным сеймом в Вильно, избираемом на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования.

Легальным печатным органом БСГ стала газета «Наша доля», которая начала издаваться с 1 сентября 1906 г. (для белорусов-православных — кириллицей, для католиков — латинским алфавитом). В газете сотрудничали братья И. и А. Луцкевичи, А. Пашкевич (Тётка), Ф. Уместовский. В организации газеты участвовал А. Власов, который привлек к работе в ней Я. Коласа. Уже первый номер газеты призывал белорусов к национальному возрождению. Газета показывала единство интересов батраков, солдат и рабочих, призывала к созданию крестьянских союзов по образцу рабочих профессиональных союзов. После запрета газеты в январе 1907 г. Виленской судебной палатой руководство БСГ наладило издание в Вильно новой еженедельной газеты «Наша нива», которая в первом номере от 10 ноября 1906 г. заявила, что будет служить «всему обиженному белорусскому народу», движению за его национальное возрождение.

Вокруг газеты сгруппировалась плеяда белорусских деятелей культуры, принимавших активное участие в общественно-политической жизни. Среди них были Я. Купала, Я. Колас. М. Горецкий, К. Каганец. Ядвигин Ш., А. Пашкевич (Тётка), К. Буйло, Я. Лесик. А. Гарун, Т. Гартный, 3. Бядуля, И. и А. Луцкевичи, А. Цвикевич, А. Станкевич, В. Ластовский и др. В программной статье в декабре 1906.г. указывалось на необходимость уравнивания прав всех сословий сельской местности; расширения местного самоуправления — волостного, уездного, губернского; предоставления Беларуси отдельного самоуправления с сеймом, избранным на общедемократических основаниях.

260

Здесь же предусматривалось введение всеобщего обязательного бесплатного образования с обеспечением права обучения на родном языке.

В ходе избирательной кампании во 2-ю Государственную думу газета стала смело разоблачать как «истинно русских», так и «истинно польских» шовинистов как врагов белорусского народа, агитировала за избрание в Думу «мужиков-социалистов», призывала крестьян объединиться с городскими избирателями и не допустить избрания в Думу помещиков. После третьеиюньского переворота 1907 г., когда правительство, русские и польские помещичье-клерикальные партии и органы печати, школа объединились в ассимиляторской политике по отношению к белорусскому народу, его национальное движение вынуждено было занимать оборонительные позиции. Легально пропагандировать революционно-демократическую программу БСГ, принятую II съездом, «Наша нива» не имела возможности.

Главную свою задачу в сложившихся условиях газета видела во всестороннем культурно-национальном возрождении народа, установлении его равноправия с другими этносами. Газета считала, что основой всей национальной культуры является язык: «Нам в первую очередь нужно возродить свой язык...». Газета никогда не опускалась до примитивного национализма, не отождествляла соответствующих шовинистов с русским и польским народами, призывала белорусов изучать и знать не только свою культуру, но и русскую и польскую. Позиция «Нашей нивы», выражавшая взгляды передовой части белорусского национального движения, была интернационалистской, классовокрестьянской. В 1915 г. газета писала: «Когда польские националисты говорят от имени польского народа,— так это ложь! Польский мужик-хлебороб, польский батрак или фабричный рабочий ближе нашему белорусу-крестьянину, чем «своему» пану».

Значительным явлением белорусского национального движения этого периода была книгоиздательская деятельность. Большая заслуга в развитии белорусского национально-культурного движения, в распространении национального просвещения принадлежит кни- , гоиздательскому товариществу «Заглянет солнце и в

261

наше оконце». Основано оно было профессором Б. Эпимах-Шипилой в Петербурге в мае 1906 г. Товариществом было положено начало систематическому изданию на белорусском языке популярных книг, открыток с белорусскими пейзажами, портретами писателей и деятелей культуры, этнографическими материалами и т. п. В 1906 г. оно издало кириллицей и латиницей книжку «Белорусский букварь, или Первая наука чтения» К. Каганца и «Первое чтение для деток белорусов» Тётки. Началось издание подписной серии «Белорусские песняры», в 1907 г. были изданы «Дудка белорусская» Ф. Богушевича и поэма А. Мицкевича «Пан Тадеуш» в переводе В. Дунина-Марцинкевича. В это время действовало 7 белорусских издательств. За 1908—1914 гг. в свет вышло 77 белорусских книг общим тиражом 226 тыс. экземпляров. В 1910 г. вышла «Краткая история Беларуси» В. Ластовского, существенно повлиявшая на развитие белорусской историографии. Благодаря этим изданиям белорусский народ услышал голоса В. Дунина-Марцинкевича. Ф. Богушевича, Тётки, Я. Купалы, Я. Коласа, М. Богдановича, К. Каганца, Т. Гартного, А. Гаруна, 3. Бядули, К. Буйло и др. Это был голос талантливых представителей национально-патриотической, революционно-демократической интеллигенции Беларуси.

Становлению национального самосознания белорусов содействовало развитие национального по форме и содержанию искусства: драматического театра, музыки, танца, хорового пения. Появились новые произведения белорусской драматургии, издания музыкальной литературы. Во многих населенных пунктах возникали библиотеки, самодеятельные хоровые и танцевальные коллективы. Под руководством А. Бурбиса и И. Буйницкого складывался белорусский профессиональный театр. При редакции «Нашей нивы» благодаря усилиям И. Луцкевича зарождался Белорусский национальный .музей.

В 1915 г. в связи с военными действиями в белорусском национальном движении произошли изменения. Довоенные национально-культурные организации распались. В августе 1915 г. прекратилось издание газеты «Наша нива». Только в Петербурге осенью 1916 г. издавались еженедельные газеты «Денница» и

262

«Светоч», однако и они в начале 1917 г. прекратили свое существование.

Произошли изменения и в степени радикализации национального движения. Часть руководителей «Нашей нивы» (братья И. и А. Луцкевичи, В. Ластовский и др.) создали в оккупированном немцами Вильно Белорусский комитет помощи потерпевшим от войны, который выступил с идеей возобновления полной государственной независимости Белорусско-литовского края в форме Великого княжества Литовского с сеймом в Вильно. В конце 1915 г. по инициативе ряда белорусских деятелей была создана Конфедерация Великого княжества, в которую вошли также литовские, польские, еврейские политические деятели. Однако вскоре она распалась. Литовцы стремились добиться согласия немцев на создание отдельного литовского государства с включением в него части белорусских земель, поляки — своего, предусматривая ополячивание белорусов.

Для защиты интересов белорусов был создан «Центральный союз белорусских национальных общественных организаций» во главе с Белорусским народным комитетом в Вильно. Он стал создавать белорусские школы, издавать учебники и газету «Гомон». В 1916 г. его представители участвовали в конференциях народов России в Стокгольме (Швеция) и Лозанне (Швейцария) и просили у народов Европы поддержки в освобождении белорусского народа «из-под российской неволи», предоставления ему политических и культурных прав.

Съезд белорусских национальных организаций

В восточной части Беларуси сразу же после февральской революции возобновила свою деятельность БСГ. Одновременно возникло еще множество мелких белорусских национальных организаций в Петрограде, Москве и других городах, в которых было много белорусов-беженцев. В Минске действовала национальная организация — Минский отдел Белорусского общества помощи потерпевшим от войны. Он объединял несколько десятков человек, преимущественно

263

представителей интеллигенции, служащих, духовенства. В их числе были П. Алексюк, А. Левицкий (псевдоним Ядвигин Ш.), А. Смолич, М. Богданович и др. Вскоре отдел объявил себя Белорусским национальным комитетом и начал довольно энергичную организационную и пропагандистскую работу. На проведенной новыми властями и штабом Западного фронта 6 марта общегородской манифестации в честь победы революции представители комитета прощли в колонне под своим знаменем с лозунгами: «Приветствуем волю народа!» и «Живет Беларусь!». На митинге 12. марта уже был выдвинут программный тезис белорусских национальных сил — достижение автономии Беларуси.

По инициативе Белорусского комитета 25—27 марта в Минске состоялся национальный съезд. Он приветствовал победу февральской революции и поддержал Временное правительство «в его борьбе с внешними врагами за свободу России и ее народов и с прислужниками старого режима». Будущее Российского государства съезд видел «в федеративной демократической республике, в которой отдельные национальности будут иметь свои национальные парламенты для решения всех местных потребностей края». Беларусь должна была получить в обновленной России статус автономной государственно-территориальной единицы с включением в нее Минской, Могилевской, Гродненской, Витебской губерний, большей части Виленской, некоторых уездов Смоленской и Черниговской губерний. Съезд выразил протест против намерения Литовского национального совета включить в состав Литвы всю Виленскую губернию.

Делегаты признали необходимым создание в Минске Белорусской краевой рады. До ее выборов съезд объявил себя «высшей краевой институцией», а своим исполнительным органом — Белорусский национальный комитет, в который было избрано 18 человек. Комитет избрал президиум из 5 человек, председателем которого стал Р. Скирмунт. Съезд поручил этим органам созвать крестьянский и учительский съезды, организовать издание газеты и другой агитационной литературы, основать товарищество «Просвещение», пригласив к работе в нем известных деятелей белорусской культуры — В. Игнатовского, Б. Эпимах-

264

Шипилу, М. Богдановича и др. Он высказался за создание белорусских школ, за введение белорусского языка в учительских и духовных (православных и католических) семинариях. С целью точного определения этнографических границ Беларуси съезд создал специальную комиссию в составе известных ученых М. Любавского, М. Довнар-Запольского, Е. Карского и А. Шахматова.

Съездом была предпринята попытка организации переговоров с Временным правительством в Петрограде о признании Белорусского национального комитета в качестве высшего органа государственной власти в Беларуси. Однако его делегацию демонстративно не приняли ни председатель правительства князь Г. Львов, ни министр юстиции А. Керенский.

Активизировались и противники белорусского национального движения. Против него объединились все — от черносотенцев до эсеров. Политически активные силы различных оттенков, перекрасившиеся после февральской революции в демократов, стали создавать свои организации. В Гомеле возник «Союз белорусской демократии», в Могилеве — «Белорусский национальный комитет», в Витебске — «Союз белорусского народа» и др. Все они выступали за «полное объединение Беларуси с Россией», за обучение на русском языке, за «слияние белорусов, великоросов и малоросов в одну мощную и несломимую народность русскую». Решения Белорусского национального комитета они оценили как вредные для народа. Против Белнацкома высказались Минский комитет Всероссийского крестьянского союза, исполком Совета крестьянских депутатов Минской и Виленской губерний.