Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
h_belorus_chigrinov / История Беларуси.doc
Скачиваний:
163
Добавлен:
26.05.2015
Размер:
3.26 Mб
Скачать

Раздел VIII

ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ.

ПЕРЕХОД К СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМ

ПРЕОБРАЗОВАНИЯМ

(1921 —июнь 1941)

§ 1. Изменения в общественно-политической системе

Образование СССР и воссоединение белорусских земель

Гражданская война и первые годы мирного развития показали важность, необходимость экономического, политического и культурного сотрудничества между советскими республиками. В соответствии с потребностями жизни складывались двусторонние межреспубликанские договорные отношения. 16 января 1921 г. было подписано соглашение между РСФСР и БССР о военном и хозяйственном союзе. Затем стали обсуждаться предложения о слиянии республик в едином союзном государстве. 14 декабря 1922 г. IV Всебелорусский съезд Советов высказался за создание Союза ССР. В постановлении было отмечено: «Создание такого союза отвечает жизненным нуждам Советской Белоруссии». 30 декабря 1922 г. в Москве открылся I Всесоюзный съезд Советов, который принял Декларацию об образовании СССР и Союзный договор, который законодательно оформил объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в единое союзное государство — Союз Советских Социалистических Республик. Создание СССР открыло дорогу социалистическому национально-государственному строительству в БССР, включая и объединение этнических белорусских земель.

Особенно большое значение в общественно-политической жизни Беларуси имело ее укрупнение за счет территорий с преобладанием белорусского населения, которые находились в составе РСФСР. В начале 20-х гг. в

303

граничивших с Беларусью землях проживало значительно больше белорусов, чем в самой республике в которую входила в это время только четвертая часть белорусских земель. Вопросы включения земель с преимущественно белорусским населением в состав БССР инициировались многими общественными и государственными деятелями республики, и в первую очередь А. Червяковым и В. Игнатовским.

В марте 1923 г. за укрупнение Белорусской ССР высказался VII съезд КП(б)Б. В марте 1924 г. вопрос укрупнения БССР рассмотрел и одобрил VI Чрезвычайный съезд Советов Белорусской ССР. В результате в БССР были включены 15 уездов Витебской, Гомельской, Смоленской губерний. Территория БССР увеличилась более чем в два раза и составила 110 584 км-, а население достигло 4,2 млн человек, 70,4% которых составляли белорусы. Однако в состав БССР не были включены Гомельский, Речицкий уезды и другие юговосточные белорусские территории, хотя Гомельский губернский съезд Советов еще в декабре 1923 г. высказался за их при-соединение. В связи с этим в сентябре 1926 г. ЦК КП(б)Б обратился в ЦК ВКП(б) с письмом, где отмечал, что в 1924 г. вопрос об укрупнении Беларуси был решен частично, и настаивал на его срочном завершении. Позицию белорусских коммунистов с учетом внешнеполитических факторов, и особенно в связи с положением в западной части Беларуси, находившейся под польской оккупацией, поддержал Наркоминдел СССР.

Специально созданная комиссия Политбюро ЦК ВКП(б) пришла к заключению, что местное население Гомельщины «разговаривает на простонародном белорусском языке с большой примесью русских слов». Политбюро ЦК ВКП(б), правительства СССР и РСФСР приняли решение присоединить к БССР Гомельский и Речицкий уезды. В результате территория Беларуси увеличилась еще на 15 727 км2, а население — на 649 тыс. человек.

Однако укрупнения 1924 и 1926 гг. не привели в полной мере к объединению всех этнических белорусских земель. Территории с белорусским населением

304

на Смоленщине входили в состав России, на Черниговщине и Пинщине — Украины, на Виленщине — Литвы. Значительная часть белорусской территории, включая Белосточчину, как уже отмечалось, входила в состав Польши.

Активизация деятельности Советов

В 20-е гг. важной общественно-политической проблемой стало совершенствование деятельности Советов. Активизация их работы должна была содействовать вовлечению в общественно-политическую жизнь более широких кругов населения. Вначале Советы действовали на основе Положения, принятого в 1922 г., которое не давало им почти никаких прав. Они слабо проявляли себя в восстановлении хозяйства и культурно-просветительной работе. В июле 1923 г. сессия ЦИКа БССР отметила, что Советы не перестроили свою работу и недостаточно втягивают в нее широкие трудящиеся массы. Положения 1924 г., а затем и 1925 г. уже позволяли Советам обсуждать и решать вопросы местного характера.

Существовал определенный разрыв между трудящимися и Советами, которые, собственно, и являлись их властными органами. В выборах Советов в Беларуси в 1924 г. участвовало только 35,4% избирателей, причем в 17 районах — не более 15%. В повторных выборах в сельские Советы в начале 1925 г. в среднем по Беларуси участвовало 42,6% избирателей. На их активность существенно не повлиял и тот факт, что в середине 20-х гг. были пересмотрены дела тех граждан, которые были лишены избирательного права. Всего по республике в связи с этим право избирать органы власти получили около трети лиц, ранее его лишенных. Тем не менее на избирательные участки в 1926— 1927 гг. в сельской местности пришло только 46,3% избирателей.

С целью вовлечения трудящихся в общественно-политическую работу при Советах создавались комиссии: сельскохозяйственные, культурно-просветительные, санитарные, финансово-налоговые, местного хозяйства и благоустройства, торгово-кооперативные. В

305

1926 г. в их работе участвовало 20 тыс. человек, столько же активистов участвовало в работе секций. В 1931 г. в секции при сельских Советах входило 80 тыс. человек. К середине 1935 г. это число возросло до 125,5 тыс. человек, причем около 60% из них не являлись депутатами Советов.

Несмотря на заорганизованность общественно-политической жизни, ее подчиненности решениям партийных органов, возрастала трудовая и общественнополитическая активность населения, в первую очередь членов профсоюзов и комсомола, число которых быстро возрастало. В начале 1926 г. в профсоюзах Беларуси было около 150 тыс. членов, а в конце 1940 г.— почти 650 тыс. В январе 1924 г. в республике насчитывалось 12,3 тыс. комсомольцев, а в начале 1941 г. их ряды возросли до 263 тыс.

Большое внимание уделялось вовлечению в общественно-политическую жизнь женщин. Под контролем находилось их избрание в Советы, вовлечение в работу комиссий и секций, общественных организаций. В трудовых коллективах избирались делегатки, которые составляли затем делегатские собрания. В 1926 г. только в деревнях Беларуси действовало 432 делегатских собрания, в которых участвовало почти 17 тыс. активисток. В 1927 г. 750 делегатских собраний объединяло около 28 тыс. работниц и крестьянок. Опыт общественно-политической работы трудящиеся приобретали также в организациях МОПР (международная организация помощи борцам революции), Осоавиахиме и в других общественных организациях.

В целом в 20—30-е гг. становление советской общественно-политической системы осуществлялось успешно. Активизировались Советы, были отработаны формы и методы их деятельности, повысилась роль профсоюзов. Различные общественные организации охватывали почти все слои населения.

В 30-е гг. активность трудящихся в выборах Советов повысилась. В 1934 г. в выборах в местные Советы участвовало 92,3% выборщиков. В декабре 1937 г. в выборах в Верховный Совет СССР участвовало 97,4% избирателей, причем 98,5% из них проголосовали за баллотировавшихся кандидатов в депутаты. Высокой была активность населения и во время выборов в Верховный Совет БССР в июне 1938 г. В них участвовало

306

99,8% избирателей, причем 99,19% отдали свои голоса за кандидатов блока коммунистов и беспартийных. Почти такими же были результаты выборов в местные Советы в декабре 1939 г.

Трудящиеся Беларуси приняли активное, заинтересованное участие в обсуждении проекта Конституции СССР. В ней фиксировалось, что Советский Союз является социалистическим государством рабочих и крестьян при ведущей роли рабочего класса и что политическую основу его составляют Советы депутатов трудящихся. Основной закон вводил всеобщее избирательное право с прямым тайным голосованием без всяких ограничений, юридически закреплял равноправие всех граждан независимо от их национальности и расы, провозглашал свободу слова, печати, собраний, право объединения в общественные организации, что юридически расширяло демократические права трудящихся.

В Конституции отмечалось, что экономическую основу страны составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность (государственная и кооперативно-колхозная) на орудия и средства производства. В то же время допускалось существование мелкого частного хозяйства крестьян и кустарей, основанного на личном труде. Конституция запрещала эксплуатацию человека человеком. В ней закреплялся принцип планового развития народного хозяйства. Целью социалистического производства утверждались увеличение общественного богатства, подъем материального уровня трудящихся. Конституция закрепляла основной принцип социализма: «От каждого — по его способностям, каждому — по его труду». Законодательно закреплялись социальные завоевания народа: право на труд, на отдых, на образование, на обеспечение в старости, в случае болезни, утраты работоспособности. Женщине предоставлялись равные права с мужчинами.

19 февраля 1937 г. Чрезвычайный XII Всебелорусский съезд Советов принял Конституцию БССР. В ней содержались основные политические положения Конституции СССР. Каждый гражданин БССР объявлялся гражданином СССР, а каждому гражданину другой республики на территории БССР предоставлялись одинаковые права с гражданами Белорусской республики.

307

Нарушения законности

В то же время политическая жизнь Беларуси в 20— 30-е гг. отличалась сложностью и противоречивостью. С одной стороны, имели место самоотверженный труд народа во имя социализма, пафос социально-экономического развития, значительные достижения в развитии экономики, повышение жизненного уровня народа. С другой — последовательная борьба е малейшими проявлениями политического инакомыслия, репрессии против представителей интеллигенции, рабочих и крестьян, военных кадров.

В 20-е — начале 30-х гг. в Беларуси прошла кампания борьбы с национал-демократизмом. В 1925 г. пленум ЦК КП(б)Б отметил, что развертывание НЭПа и связанный с этим рост капиталистических отношений ведет к укреплению буржуазно-демократической идеологии, что в белорусских условиях ее влияние выражается в форме национально-демократических настроений. В 1927 г. острота критики национал-демократизма еще больше возросла. Он стал отождествляться с местным шовинизмом, объявлялся источником контрреволюции. В 1929 г. в компартии Беларуси была принята установка, что национал-демократизм является главной опасностью на данном этапе развития. В 1930 г. органами безопасности была «раскрыта нацдемовская, контрреволюционная антисоветская организация», получившая название «Союз освобождения Белоруссии» (СОБ), хотя такой организации в действительности не существовало. По этому делу было арестовано 108 человек, в их числе академики В. Ластовский, И. Лесик, С. Некрашевич, профессор А. Смолич, нарком земледелия Д. Прищепов, нарком просвещения А. Балицкий. писатели М. Горецкий, Я. Пуща и др. Обвинения в принадлежности к этой организации были предъявлены Я. Купале и Я. Коласу, видному государственному и общественному деятелю, занимавшему ряд ответственных постов, В. Игнатовскому, секретарю ЦК КП(б)Б И. Василевичу и др. Большинство арестованных были осуждены на различные сроки заключения.

В мае—сентябре 1931 г. были исполнены приговоры и по другим «разработанным» и «вскрытым» ГПУ

308

контрреволюционно-вредительским организациям. 59 человек было осуждено по делу филиалов «Трудовой крестьянской партии», 30 — «Промпартии», 30 — «Союзного бюро РСДРП (меньшевиков)». Эти расправы сыграли зловещую роль в создании на Беларуси обстановки всеобщей подозрительности, доносительства, клеветы, поисков вредителей и «врагов народа». За «недоносительство» даже предусматривалось наказание. В общественной жизни стал как бы узаконенным выдвинутый И. Сталиным принцип, что по мере укрепления социализма классовая борьба в стране будет усиливаться. Пропаганда была поставлена таким образом, что люди одобряли все действия партии и советской власти, верили в необходимость жестокой борьбы с «внутренними врагами социализма».

Вторая половина 30-х гг. отличалась особым размахом репрессий в Беларуси. К этому времени в условиях культа личности в стране утвердился жесткий авторитарный политический режим. Партийная верхушка взяла на себя функции непосредственного государственного и хозяйственного руководства. Сама же партия все больше и больше превращалась в жестко централизованную организацию, в «орден меченосцев внутри государства советского». Отсутствие демократии в правящей партии приводило к свертыванию демократических процессов и в обществе в целом.

Вслед за борьбой с «нацдемовщиной», когда белорусской интеллигенции был нанесен ощутимый урон, репрессии были осуществлены против деятелей еврейской и польской культуры, против духовенства, особенно католического. Арестам и наказаниям подвергались, по терминологии тех лет, «белорусские национал-фашисты», «правотроцкисты», «польские шпионы» за участие в различного рода «контрреволюционных, антисоветских, вредительско-диверсионных, шпионско-террористических и повстанческих организациях». После воссоединения западной части Беларуси с БССР из западных районов было выселено 9 тыс. семей осадников и лесников, общей численностью 49,5 тыс. человек.

Руководящая верхушка не доверяла партийным комитетам и организациям. Время от времени в партии проводились так называемые чистки. Во время пар-

309

тийной чистки 1933 г. численность Компартии Беларуси уменьшилась с 65 тыс. до 37 тыс. человек. За время проведения обмена партийных документов в 1935— 1936 гг. ее численность снова сократилась и на 1 января 1936 г. составила 31 тыс. членов. В 1937 г. численность КП(б)Б уменьшилась на 2225 человек. В результате массовых чисток и политического террора Компартия Беларуси потеряла 40% своего состава. Несмотря на это, шел интенсивный процесс пополнения партии новыми членами. В январе 1941 г. в ее рядах было 72 177 коммунистов.

В 1937 г. во время наибольшего размаха репрессий был арестован первый секретарь ЦК КП(б)Б В. Шарангович. Доведенный до отчаяния, во время работы партийного съезда в июне 1937 г. застрелился председатель ЦИКа БССР А. Червяков. В это же время был арестован председатель СНК БССР Н. Голодед, впоследствии покончивший с собой. В 1937—1938 гг. были арестованы и погибли председатели ЦИКа и СНК БССР И. Адамович, Д. Волкович, Д. Жилунович, Н. Стакун, многие их заместители, секретари ЦК Компартии Я. Гамарник, Н. Гикало, А. Криницкий и др. Были репрессированы многие наркомы, профсоюзные и комсомольские руководители, почти все, кто входил в белорусскую партийно-государственную элиту. Тяжелые утраты понесли научная и творческая интеллигенция Беларуси. Было репрессировано 26 академиков и 6 членов-корреспондентов Академии наук, большое количество рядовых ученых, преподавателей вузов, более 100 писателей. Репрессиям подверглись многие генералы и офицеры Белорусского военного округа. В конце 30-х гг. началась «чистка» и среди исполнителей массового террора — работников ОГПУ — НКВД. В 1939 г. был осужден к высшей мере наказания ряд ответственных работников Наркомата внутренних дел БССР, в том числе пять председателей ОГПУ — НКВД Беларуси, некоторые их заместители.

Следует заметить, что правды о творившихся беззакониях трудящиеся, как правило, не знали. Они с энтузиазмом поддерживали политику и все начинания партии и советской власти, самоотверженно трудились на благо своей Родины.

310