Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пособие Наш край XIX-XX.doc
Скачиваний:
199
Добавлен:
27.05.2015
Размер:
818.69 Кб
Скачать

5.4 Положение в сельском хозяйстве Самарского края в конце 1920-х-1930-е гг.

Еще вначале 1920-х гг. территория Среднего Поволжья была определена новой властью как район создания крупных земледельческих хозяйств на основе коллективного землепользования. Было принято постановление о сохранении земельного фонда бывших помещичьих хозяйств для создания на их базе крупных земледельческих коллективов.

В Среднем Поволжье в 1920-х гг. темпы кооперации были очень высоки. Если в начале 1925 г. насчитывалось 2 тыс. различных сельскохозяйственных кооперативных объединений, то на 1 апреля 1928 г. – уже 6.495. Они включили в себя 147 тыс. крестьянских хозяйств, что составляло примерно 22% от общего количества крестьянских хозяйств в регионе. Из указанных 6.5 тыс. сельскохозяйственных кооперативов 2.949 были колхозами. Таким образом, процесс создания коллективных хозяйств различных форм шел очень быстрыми темпами и очень успешно, на добровольной основе. Однако советскую власть данная ситуация не устраивала, поэтому было принято постановление об увеличении темпов коллективизации и взят курс на единственную форму коллективного хозяйствования, удобную для центральной власти – колхозы. Колхозы были удобны тем, что в них осуществлялось полное обобществление зерновых ресурсов и мясомолочного скота, позволяющее полностью контролировать запасы сельскохозяйственной и животноводческой продукции.

К концу 1920-х гг. общая ситуация в сельском хозяйстве была крайне тяжелой. Сам процесс коллективизации не был продуман, начало и проведение его было крайне торопливым. Осуществлялась коллективизация исключительно сверху, без учета местной специфики, возможностей регионов, ситуации, царившей на местах, настроений местного населения и т.д. Процесс коллективизации был запущен, не имея под собой никакой законодательно базы, не были определены условия и принципы проведения.

Средневолжский край был отнесен к первой группе зерновых районов и должен был завершить коллективизацию в течение осени 1930 г. или к весне 1931 г. Причем пятилетний план по коллективизации не был столь жесток и предусматривал, совсем иное течение процесса. Однако местные руководители выступили с инициативой создания в Среднем Поволжье районов так называемой «сплошной коллективизации». В нашем регионе так было в Чапаевском районе. Эту идею поддержал крайколхозсоюз и уже к сентябрю 1929 г. в Чапаевском районе было создано 500 обобществленных хозяйств, из которых 461 существовали в форме ТОЗов, так же было 3 артели и 5 коммун. Охвачено этими формами коллективизации было 64% всех хозяйств в районе. Вдохновленное успехами местное руководство объявило районами сплошной коллективизации Кинель-Черкасский и Большеглушицкий районы. Всего с июня по октябрь 1929 г. число колхозов в Средневолжском крае возросло с 2.812 до 3.568, число задействованных в них хозяйств – с 50.4 тыс. до 112.5 тыс. Процент коллективизации составил 8.5%. Всего предполагалось организовать порядка 40 районов сплошной коллективизации. Для выполнения этого решения Средневолжский крайисполком, исходя из недостаточности местных сил, 7 января 1930 г. заключил с московским советом хозяйственно-политический договор, согласно которому Средневолжский край обязывался обеспечить центральные промышленные районы продовольствием и сырьем, а промышленный центр осуществлял шефство над процессом сплошной коллективизации. На деле реализация последнего положения выглядела так: три промышленных района (Московский, Ивановский и Горьковский) прислали в помощь местным органам так называемых «двадцатипятитысячников». Было прислано 25 тыс. человек, из которых 1.6 тыс. человек прибыли из Московской области. Так же некоторые отдельные московские предприятия взяли на себя шефство над отдельными колхозами в крае.

Социальная картина накануне коллективизации Средневолжского края была следующей: середняки – 56%, бедняки – 30%, кулаки – 4%(10% кулаков состояли в совхозах). Процент кулачества в Поволжье был в целом ниже, чем по стране, где он составлял 6-7%.

В 1930 г. в колхозы было объединено почти 50% крестьян. А к весне 1931 г. в колхозах состояло почти 60% крестьянского населения.

Еще в конце 1929 г. было принято постановление о ликвидации купечества как класса и к 1 мая 1930 г. в Среднем Поволжье было ликвидировано 2.4% кулацких хозяйств. Эта неполная ликвидация кулачества до сих пор не нашла объяснений в краеведческой литературе. Однако известно, что краевое руководство НКВД было обвинено в пособничестве кулакам. Выселяли самарских кулаков в Сибирь. Внутри самого Средневолжского края было создано 11 спецпоселков для раскулаченных и членов их семейств. Поселки были созданы на голом месте. Выселялись кулаки без имущества и орудий труда, жили в землянках и практически 80% раскулаченных и выселенных погибли.

14 марта 1931 г. появилась статья И.В. Сталина о перегибах в деле колхозного строительства, после которой начался массовый отток сельского населения из колхозов.

Коллективизация шла форсированными темпами параллельно процессу индустриализации, поскольку государству было необходимо обеспечить финансирование огромного строительства в масштабе всей страны, обеспечить продовольствием города, армию, стройки. Чтобы добиться этого необходимо было в первую очередь держать низкие цены на хлеб, увеличить экспортные поставки хлеба за границу и обеспечить непрерывный приток продовольствия в города.

Сплошная коллективизация позволила создать систему колхозов, представляющих собой механизм изъятия финансовых, материальных и трудовых ресурсов из аграрного сектора экономики. Действовала система государственных поставок и многочисленных налогов. Закупки продовольствия в деревне производились по номинальным ценам. В 1932 г. крестьяне были лишены паспортов, то есть фактически прикреплены к земле. Процесс сельскохозяйственного производства оказался не под контролем крестьян или специалистов, а под надзором партийно-государственных органов. В колхозах повсеместно нарушалась агротехническая культура, техника эксплуатировалась в аварийном режиме, постоянно наблюдалось снижение производительности труда.

Отсутствие стимулов к труду, падение уровня жизни на селе привело к тому, что не только не наблюдалось роста сельскохозяйственного производства, а наоборот, шло его неуклонное снижение. В 1931-1933 гг. изъятие продовольствия и зерновых запасов из деревни вновь привело к голоду, захватившему обширные территории. Соответственно и города, где значительно возросло население, стали так же испытывать материальные трудности. Производство пищевой промышленности по сравнению с 1928 г. составило: мяса – 88%, сахара – 65%, масла – 81%.

Советское правительство пыталось укрепить колхозы и совхозы в организационном и техническом отношении. Для упорядочения обработки земли за отдельными колхозными бригадами закреплялись конкретные земельные площади, определенный инвентарь, скот. Были усовершенствованы формы учета труда. По мере развития промышленности и сельскохозяйственного машиностроения увеличились поставки сельскохозяйственной техники. Организовывались специальные курсы по подготовке трактористов-механиков. Так в 1934-36 гг. только для работы в селах Куйбышевской области было подготовлено более 60 тыс. трактористов, 12.5 тыс. комбайнеров, около 12 тыс. машинистов сельскохозяйственной техники, более 4 тыс. шоферов, 8 тыс. бригадиров, 7 тыс. заведующих фермами. В колхозы было направлено 1.2 тыс. агрономов, 150 механиков, 370 зоотехников, 126 ветврачей. Однако, не смотря на наметившиеся положительные тенденции проблема была решена лишь частично. Так и не был окончательно решен вопрос с оплатой труда. А помощь и поощрение беднякам на селе оказывалась за счет конфискованных и оставшихся от раскулаченных ценностей. Однако сельское хозяйство становилось неотъемлемым звеном единой системы директивного планирования экономики. Лозунг сплошно коллективизации соблюдался очень строго и к 1937 г. в колхозах Средневолжского края состояло 90% сельского населения и 90.6% земель.

К 1940 г. основные средства колхозов в среднем увеличились в два раза. Техническое оснащение колхозов, производимое через МТС, позволило увеличить их основные средства на 30%. Благодаря этому в целом была завершена механизация сельскохозяйственных работ. В предвоенные годы было сооружено 99 сельских электростанций. Неуклонно увеличивалась площадь искусственно орошаемых земель. В начале 1940-х гг. было закончено сооружение Кутулукской оросительной системы. Валовый сбор зерна на одного колхозника в течение 1933-1940 гг. вырос почти в два раза: с 14.8 центнеров до 32.2 центнеров.

Постепенно набирали мощность различные отрасли сельского хозяйства. В 1930 г. полеводство давало почти 90% дохода, животноводство – 2.3%, подсобное хозяйство – 3%, посторонние заработки – 5.2%. Уже в 1935 г. на долю полеводства приходилось 67.7% доходов, животноводство – 17.8%, подсобное хозяйство – 4%, посторонние заработки – 10.5%. Наивысшие показатели доходов колхозников зафиксированы в 1937 г. – год высокого урожая, что особенно показательно смотрелось на фоне недавнего голода 1933 г.

Однако в целом, советское правительство не стремилось к высоким темпам развития сельского хозяйства. Как и раньше, требовалось при минимуме вложений добиться максимальной отдачи. Сельское хозяйство должно было, не отнимая рабочую силу и ресурсы у промышленности, удерживать страну от голода и сохранять определенный уровень обеспечения продовольствием и техническим сырьем растущий промышленный сектор советской экономики.

Данные установки в течение 1930-х гг. были в целом решены. В 1935 г. была отменена карточная система. Начиная с 1930 г. проводилась разработка государственных посевных планов, с 1932 г. – планировалась работа МТС, с 1935 г. – планирование животноводческого сектора. Вместе с тем и административный аппарат на селе вырос почти в 6 раз.

К началу 1940-х гг. Куйбышевская область имела 2.6 тыс. колхозов, 97 совхозов, 163 МТС, 13.863 трактора, 6.123 комбайна, 6.277 грузовиков.