Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УП - Россия в 20 столетии (1917-2000) - 2004.doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
30.05.2015
Размер:
350.72 Кб
Скачать

Хрущевская "оттепель": политическая и экономическая либерализация (1953-1964 гг).

После смерти Сталина 5 марта 1953 года первое место в новой иерархии занял Г.М.Маленков, а Хрущев возглавил Секретариат ЦК. С первых же дней новое руководство предприняло шаги, направленные против злоупотреблений прошлых лет. Распустило личный секретариат Сталина. Объявило амнистию для заключенных, чей срок не превышал пять лет , несовершеннолетних и матерей, имевших детей до десяти лет, а также всех осужденных за экономические преступления. Указ об амнистии не коснулся политических заключенных. Были отменены "драконовские" законы 30-х годов и начат пересмотр трудового законодательства. Началась полоса "восстановления социалистической законности" и смягчения полицейского режима. В марте 1954 года политическая полиция была преобразована в Комитет государственной безопасности (КГБ).

Программа Хрущева базировалась на трех трудносочетаемых целях: высокие темпы экономического роста, направление крупных капиталовложений в тяжелую промышленность, рассматривавшуюся всегда как основа успешного развития народного хозяйства, и повышение уровня потребления. Программа направлена на возрождение экономических методов руководства народным хозяйством.

По инициативе Хрущева в августе 1953 года цены на товары широкого потребления были значительно снижены, существенно повышены государственные закупочные цены на колхозную продукцию, что сопровождалось уменьшением обязательных поставок, списанием долгов с колхозов, снижением налогов с приусадебных участков и с продажи на свободном рынке. После долгого периода падения доходы колхозников значительно повысились и продолжали расти до 1957-1958 года.

Расширение посевных площадей за счет освоения целинных земель Северного Казахстана, Сибири, Алтая и Южного Урала составляли второй важный пункт программы Хрущева. Эта программа была призвана в сжатые сроки решить проблему производства зерновых. Зона производства зерновых все больше удалялась от районов потребления и порождала тяжелую проблему - транспорта. Кроме того, целинные земли располагались в зоне рискованного земледелия. Тем не менее это мероприятие в течение нескольких лет приносило положительные результаты. В рекордном урожае зерновых 1956 года доля целинного хлеба составила 50%. В целом в результате аграрной реформы за 1953-1956 годы производство сельхозпродукции увеличилось на 25%. Но стабилизация сельскохозяйственной ситуации по-прежнему зависела от дальнейших крупных капиталовложений и значительного увеличения производства удобрений.

Хороший урожай зерна, полученный в 1956 году на целине, вдохновил руководство на продолжение эксперимента. Попытки закрепить в качестве постоянных мер то, что задумывалось как временный выход из положения, имели плачевные последствия. Чрезмерная эксплуатация районов нового освоения привела к падению средней урожайности и удорожанию производимого на этих территориях зерна. Освоение целинных земель, превращенное из временной меры в постоянный источник получения около половины товарного хлеба, могло бы быть менее рискованным, если бы климатические условия там являлись более благоприятными, а хозяйство велось постоянным крестьянским населением на основе рационального севооборота. Все это в конечном счете привело к экологическому и экономическому кризису 1962-1963 годов.

14 февраля 1956 года открылся XX съезд КПСС, который объявил об изменении политического курса партии и разрыве с некоторыми сталинскими постулатами и традициями. В ночь с 24 на 25 февраля Хрущев в течение четырех часов зачитал делегатам секретный доклад о "культе личности" и его последствиях за предшествовавшие 20 лет. Доклад анализировал извращение Сталиным партийного принципа демократического централизма, развенчал миф о Сталине как "наследнике" и "гениальном продолжателе" дела Ленина. Признавалось, что культ личности Сталина не мог изменить сути социализма. Доклад оказался очень избирательным в осуждении сталинизма. Начало процессу десталинизации, получившему название "оттепели", положила личная инициатива Хрущева.

После XX съезда началась массовая реабилитация заключенных, осужденных по политическим статьям. С целью ускорения процедуры в лагеря были направлены специальные комиссии по пересмотру дел. Результатом их деятельности стало освобождение нескольких миллионов человек.

Линия Хрущева на отход от сталинизма встретила сильное сопротивление высшей партийной номенклатуры. Отражением этого стало принятое 30 июня 1956 года постановление ЦК партии "О преодолении культа личности и его последствий". По сравнению с секретным докладом Хрущева (впервые опубликованным в СССР лишь 30 лет спустя) этот документ, сразу обнародованный в советской прессе, был гораздо более умеренным в критике «культа личности»; в нем делался упор на то, что сталинские репрессии не изменили природы советского общества. Постановление служило идеологической базой для тех, кто решил, что Хрущев зашел слишком далеко в разоблачении сталинизма.

Неоднозначные последствия имела победа Хрущева над политическими противниками в пятилетней борьбе за власть - Булганиным, Ворошиловым, Кагановичем, Маленковым, Молотовым, Первухиным, Сабуровым, которые предприняли попытку переворота и потребовали его отставки летом 1957 года. Преодоление июньского кризиса 1957 года положило конец коллегиальности в руководстве страной. С 1958 года Хрущев совместил пост Первого секретаря ЦК КПСС с должностью Председателя Совета Министров СССР.

По предложению Хрущева 10 мая 1957 года союзные промышленные министерства заменили сотней совнархозов, на региональном уровне управляющих предприятиями, которые должны были устанавливать прямые связи между собой. Эта реформа облегчила развитие некоторых отраслей местной промышленности, которые оказались в загоне в то время, когда все руководство осуществлялось из центра, но при этом затрудняла функционирование ряда секторов крупной промышленности. Главным же результатом стало недовольство десятков тысяч министерских чиновников, вынужденных отправиться из Москвы в провинцию.

В мае 1957 года в Ленинграде Хрущев выступил со ставшим знаменитым лозунгом "Догнать и перегнать Америку!" Речь шла о соревновании с США в двух конкретных областях - производстве мяса и молочной продукции. Его выступление ознаменовало начало волюнтаристской политики "броска вперед".

Желание добиться максимально быстро и с наименьшими затратами впечатляющих результатов на основе отношений и методов, непосредственно вытекавших из практики 30-х годов, скоро породило все более авантюристические инициативы, непродуманные административные реформы, экономические и социальные перегибы, которые не замедлили выявить пределы хрущевской программы и привели к серьезному экономическому и социальному кризису начала 60-х годов. Конец 50-х годов был отмечен серией административных реформ и кампаний, среди которых - "кукурузная лихорадка", "мясная кампания в Рязани", "молочные рекорды".

Ликвидация МТС и передача техники (тракторов и сельхозмашин) в собственность колхозов с экономической точки зрения позволяла многим колхозам улучшить организацию и поднять производительность труда. Однако выкуп парка МТС поглотил финансовые ресурсы, образовавшиеся в 1954-1955 годах благодаря повышению закупочных цен. Если некоторые колхозы-"миллионеры" и извлекли выгоду из этой реформы, то беднейшие колхозы, которых было подавляющее большинство, попали в критическое положение.

Немедленная и обязательная ликвидация МТС имела и другие отрицательные последствия - быстрый выход из строя оборудования, оставшегося без квалифицированного обслуживания, так как большинство технических специалистов, боясь оказаться в положении колхозников, стремились уехать в город. В 1958-1961 годах, впервые с конца 20-х годов, произошло сокращение парка сельскохозяйственных машин.

Новое укрупнение колхозов должно было, по мысли Хрущева, привести к образованию мощных "колхозных союзов", способных начать подлинную индустриализацию сельского хозяйства. Идея агрогородов, с лежавшим в ее основе стремлением создать в деревне "социалистический образ жизни", сопровождалась очередной кампанией против приусадебных подсобных хозяйств, рассматривавшихся как частнособственнический пережиток.

До конца 50-х годов авантюрные инициативы Хрущева в глазах общественного мнения компенсировались многочисленными мерами по улучшению условий жизни населения. Рабочие получили возможность менять место работы, минимальная зарплата в государственном секторе была повышена примерно на 35%, размер пенсий почти удвоился (колхозники получили право на пенсию только в 1964 году). Широкое развитие получило жилищное строительство, хотя полностью жилищный кризис преодолеть не удалось. В целом вторая половина 50-х годов осталась в коллективной памяти общества как время, когда материальное положение начало улучшаться.

Либерализация в сфере политики, сопровождавшаяся "оттепелью" в сфере культуры и вызвавшая столько надежд, весьма разочаровала интеллигенцию в отношении открывавшихся перед ней перспектив. Разоблачение культа личности принципиально ничего не изменило в представлении о роли интеллигенции в социалистическом обществе. Согласно Хрущеву, все виды искусства должны были ограничиться отражением роли и достижений коммунистической партии и советского народа в коммунистическом строительстве. Однако съездовские разоблачения привели к мучительной переоценке ценностей среди деятелей искусства и культуры, породив в духовной жизни общества поколение "шестидесятников", сумевших отразить весь высокий драматизм, а подчас и трагизм пережитых обществом событий.

Трудности в экономике, сотрясаемой "реформами" и "кампаниями", усиление международной напряженности (Карибский кризис, 1962) благоприятствовали активизации противников Хрущева. Хрущевский волюнтаризм привел к тупику и закончился отставкой самого Хрущева 15 октября 1964 года. Условия жизни с начала 60-х годов стали заметно ухудшаться: снизились темпы жилищного строительства, повысились цены на продукты питания, выросли налоги, размеры приусадебных участков крестьян были ограничены. Все эти непопулярные меры ежедневно вступали в вопиющее противоречие с обещаниями построения коммунизма в самом ближайшем будущем, данными Хрущевым на XXII съезде в октябре 1961 года. Не столько заговор против Первого секретаря ЦК КПСС узкого круга лиц, сколько провалы в политике, бунт аппарата на фоне равнодушия общества и интеллектуальной элиты привели к поражению Хрущева.