Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Intern (1) / 36.doc
Скачиваний:
79
Добавлен:
01.06.2015
Размер:
106.5 Кб
Скачать

Билет № 36.

1.Организация патологоанатомической службы (пас). Задачи аутопсии, виды биопсии, порядок проведения клинико-анатомической конференции.

-Приказ МЗ СССР № 203 от 11.03.1988 «Об организации пат.-анат.бюро», Приказ МЗ и МП РФ от 29.04.1994 № 82 «О порядке проведения пат.-анат.вскрытий»

Функции ПАС: 1) диагностическая и экспертная роль, 2) информационно-статистическая, 3) учебно-педагогическая и научно-исследовательская роль.

Задачи аутопсии:

-проведение научного контроля за диагностической и лечебной работой

-выявление морфологического субстрата болезни и уточнение диагноза

-установление причины и механизма смерти

-проведение клинико-анатомического анализа результатов вскрытия для выявления некоторых клинических проявлений болезни, этиологии и патогенеза

-проведение паучных патологоанатомических конференций

Биопсия — метод исследования, при котором проводится прижизненный забор клеток или тканей (биоптата) из организма с диагностической целью.

Виды биопсии:

Эксцизионная биопсия — в результате хирургического вмешательства происходит изъятие всего исследуемого образования или органа.

Инцизионная биопсия — в результате хирургического вмешательства происходит изъятие части образования или органа.

Пункционная биопсия — в результате прокола полой иглой исследуемого образования происходит забор фрагментов или столбика ткани

1. Основные задачи клинико-патологоанатомических конференций:

а) повышение квалификации врачей лечебно-профилактических учреждений и улучшение качества клинической диагностики и лечения больных путем совместного обсуждения и анализа клинических и секционных данных;

б) выявление причин и источников ошибок в диагностике и лечении на всех этапах медицинской помощи, недостатков организационного характера, своевременности госпитализации, выявление недостатков в работе вспомогательных служб (рентгенологической, лабораторной, функциональной диагностики и т.д.);

2. На клинико-патологоанатомической конференции обсуждаются:

а) все случаи расхождения клинического и патологоанатомического диагнозов;

б) все наблюдения, представляющие научно-практический интерес;

в) редкие наблюдения и необычно протекающие заболевания;

г) случаи лекарственных болезней и лекарственного патоморфоза заболеваний;

д) случаи смерти больных после хирургических, диагностических и терапевтических вмешательств, особенно тех больных, которые были госпитализированы по экстренным показаниям.

е) острые инфекционные заболевания;

ж) случаи запоздалой диагностики, трудные для диагностики заболевания, неясные случаи, требующие совместного обсуждения.

3. На одной из конференций обсуждается доклад о работе за предыдущий год заведующего патологоанатомическим отделением, в том числе и заведующего детским патологоанатомическим отделением, в котором должны быть предоставлены сводные данные о больничной летальности и анализ качества клинической диагностики и дефектов медицинской помощи на всех этапах лечения больного.

4. Клинико-патологоанатомическая конференция должна установить категорию расхождения клинического и анатомического диагнозов, руководствуясь при этом следующими положениями:

I - заболевание не было распознано на предыдущих этапах, а в данном лечебно-профилактическом установление правильного диагноза было невозможно из-за тяжести состояния больного, распространенности патологического процесса, кратковременности пребывания больного в данном учреждении.

II - заболевание не было распознано в данном лечебном учреждении в связи с недостатками в обследовании больного, отсутствием необходимых и доступных исследований; при этом следует учитывать, что правильная диагностика не обязательно оказала бы решающее влияние на исход заболевания, но правильный диагноз мог и должен был быть поставлен;

III - неправильная диагностика повлекла за собой ошибочную врачебную тактику, что сыграло решающую роль в смертельном исходе.

Только II и III категории расхождений клинического и патологоанатомического диагнозов имеют непосредственное отношение к лечебному учреждению, где умер больной. I категория расхождения диагнозов относится к тем лечебно-профилактическим учреждениям, которые оказывали медицинскую помощь больному в более ранние сроки его заболевания и до госпитализации в лечебно-профилактическое учреждение, в котором больной умер. Обсуждение этой группы расхождений диагнозов должно быть либо перенесено в эти учреждения, либо врачебный персонал последних должен присутствовать на конференции в лечебном учреждении, где умер больной.

5. На клинико-патологоанатомических конференциях обязаны присутствовать все врачи данного лечебно-профилактического учреждения, а также врачи тех лечебно-профилактических учреждений, которые принимали участие в обследовании и лечении больного на предыдущих этапах.

6. Клинико-патологоанатомические конференции проводятся по плану в рабочее время, не реже одного раза в месяц.

В крупных больницах, кроме общебольничных конференций должны проводиться клинико-патологоанатомические конференции по группам соответствующих профильных отделений.

7. Повестка очередной клинико-патологоанатомической конференции доводится до сведения врачей лечебного учреждения не позднее, чем за 7 дней до конференции.

Подготовка клинико-патологоанатомической конференции осуществляется заместителем главного врача по медицинской части и заведующим патологоанатомическим отделением.

8. Для проведения клинико-патологоанатомической конференции руководителем лечебного учреждения назначаются два сопредседателя (клиницист и заведующий патологоанатомическим отделением), а также оппонент из числа наиболее квалифицированных врачей (терапевт или педиатр, хирург; патологоанатом и др.).

Для ведения протокола конференции назначаются два постоянных секретаря из состава врачебного коллектива.

Целесообразно не перегружать повестку конференции обсуждением более чем двух наблюдений.

9. Подлежащие разбору случаи докладываются лечащими врачами, патологоанатомом, производившим вскрытие умершего, рецензентом, анализировавшим по данным медицинской карты стационарного больного (для роддомов - история родов, история развития новорожденного) качество обследования больного, ведение медицинской документации, а затем обсуждаются участниками конференции, в том числе врачами других специальностей, принимавшими участие в диагностике заболевания.

10. Руководство лечебно-профилактических учреждений на основании материалов, выводов и предложений клинико-патологоанатомических конференций разрабатывает и осуществляет мероприятия по предотвращению и ликвидации выявленных недостатков, допущенных в организации и оказании медицинской помощи больным.

2.Хронический миелолейкоз. Клинические проявления. Клинико-лабораторная диагностика стадий. Тактика и принципы лечения. Критерии ремиссии.

Хронический миелолейкоз — заболевание опухолевой природы, носящее клоновый характер и возникающее из ранних предшественниц миелопоэза, морфологическим субстратом которого являются преимущественно созревающие и зрелые гранулоциты, в основном нейтрофилы.

Клинико-гематологические признаки хронического миелолейкоза

Стадия

Клиническая симптоматика

Гемограмма

Миелограмма

Гистологическая картина

Хроническая

 

 

Отсутствуют или слегка выражены общая слабость, утомляемость, боли в левом подреберье.

Размеры печени и селезенки иногда несколько увеличены (1—2 см ниже реберной дуги)

Лейкоциты 15—20 • 109/л, сдвиг лейкоцитарной формулы до единичных промиелоцитов и миелоцитов. базофильно-эозинофильная ассоциация, тромбоцитоз или нормальное количество тромбоцитов, незначительная анемия, гемоглобин не менее 100 г/л

Пунктат костного мозга богат миелокариоцитами (более 150 • 109/л). Небольшое увеличение числа клеток гранулоцитарного ряда, не более 2% бластов, уменьшение эритропоэза, гиперплазия мегакариоцитарного ростка, скопления тромбоцитов

Выраженное рассасывание костной ткани, жировые клетки отсутствуют, костномозговые полости заполнены элементами гранулоцитарного ряда на разных стадиях созревания, включая большое количество палочкоядерных и сегментоядерных нейтрофилов; встречаются единичные властные клетки; эритропоэз сохранен, мегакариоцитарный росток гиперплазирован с преобладанием микроформ

Прогрессирующая

 

Общая слабость, осеалгии, боли в увеличенной селезенке (8—10 см ниже реберной дуги), увеличение печени, резистентность к монотерапии

Лейкоциты 50 • 109 и более, сдвиг лейкоцитарной формулы до бластов (более 5%), промиелоцитов, тенденция к анемии и тромбоцитопении, иногда — гипертромбоцитоз

Пунктат костного мозга богат миелокариоцитами, гранулоцитопоэз увеличен преимущественно за счет миелоцитов и промиелоцитов, бластов более 5—7%, единичные клетки эритропоэза, мегакариоциты в достаточном количестве, единичные скопления тромбоцитов

На фоне гиперплазии элементов гранулоцитариого ряда разной степени зрелости — скопления или пласты бластных клеток; резкое уменьшение эритропоэза; гиперплазия мегакариоцитарного ростка (иногда отсутствует); фиброз на фоне длительного течения заболевания и цитостатической терапии

Бластный криз

 

Высокая лихорадка без признаков инфекции; геморрагический синдром (кожа, слизистые, маточные, кишечные кровотечения и др.); оссалгии, лейкемиды в коже; увеличение лимфатических узлов; частые инфекционные осложнения; полная резистентность к цитостатической терапии

Клиника На ранних этапах хронической стадии заболевания больные могут жаловаться на утомляемость и снижение работоспособности. Прогрессирующая стадия иногда развивается через 2—10 и более лет с момента установления диагноза. Она характеризуется значительным нарастанием количества лейкоцитов в основном за счет миелоцитов и промиелоцитов, увеличением размеров печени и селезенки, возможным развитием инфарктов селезенки и периспленита.

У больных в стадии властного криза отмечаются резкое ухудшение общего состояния, признаки интоксикации, лихорадка, боли в костях, анемия, геморрагии. В гемограмме и/или в костном мозге обнаруживается значительное количество миелобластов. В единичных случаях выявляются лимфобласты, что свидетельствует о поражении кроветворения на уровне полипотентной стволовой клетки.

Тяжесть течения заболевания усугубляется присоединяющимися бактериальными инфекциями на фоне снижения фагоцитарной активности гранулоцитов, содержания лизоцима и уровня бета-лизинов в сыворотке крови, угнетения продукции комплемента и антителообразования.

Предвидеть приближение властного криза помогают появление признаков резистентности к химиотерапии и изменение кариологического профиля лейкозных клеток (анеуплоидия преимущественно в виде гипердиплоидных клонов, большие уродливые ядра клеток). Моноклоновая популяция клеток с Ph'-хромосомой заменяется поликлоновой, отличающейся резкой анаплазией клеток (уродливость и увеличение диаметра клеток и др.), они выходят за пределы костного мозга, метастазируют в селезенку, лимфатические узлы, печень, кости, другие органы и ткани. При этом значительно увеличиваются отдельные группы лимфоузлов, меняется гемограмма: она нормализуется или в ней обнаруживают резко анаплазировапные элементы, трудно идентифицируемые морфологически и цитохимически. В пунктатах, отпечатках и биоптатах лимфатических узлов выявляются аналогичные клетки. Подобное течение хронического миелолейкоза рассматривается как эквивалент опухолевой прогрессии.

Лечение хронического миелолейкоза определяется стадией заболевания. В случаях слабо выраженных клинико-гематологических проявлений хронической стадии рекомендуют общеукрепляющую терапию, полноценное питание, богатое витаминами, регулярное диспансерное наблюдение. Имеются сведения о благоприятном влиянии на течение заболевания а-интерферона.

Обычно применяют цитостатики (клеточные яды, блокирующие рост всех клеток). Применяют лучевую терапию, переливание крови, пересадку костного мозга.

Если участились случаи инфекционных заболеваний или беспокоят повторяющиеся кровотечения (например, носовые), то необходимо обратиться к врачу. Специфический симптом хронического миелолейкоза - повышенная чувствительность грудины к прикосновению, возможно ее некоторое размягчение.

Лечение хронического миелолейкоза начинают при прогрессировании процесса. В хронической фазе и при акселерации хронического миелолейкоза эффективен миелосан (милеран, бусульфан) в дозе 2-4 мг в сутки, при уровне лейкоцитов более 100 000 в 1 мкл применяют по 6-8 мг в сутки с одновременным назначением обильного щелочного питья (боржоми, другая щелочная минеральная вода) и аллопуринола - 0,3 г 1-2 раза в сутки. После нормализации формулы крови и снижения количества лейкоцитов до (7-20) • 109/л применяют миелосан - 2 мг в сутки или через день, затем переходят на поддерживающую терапию - 2-4 мг миелосана в неделю. Контроль за состоянием крови осуществляют 1 раз в 10-14 дней, затем 1 раз в месяц. Амбулаторно наблюдают больных 1 раз в 1-2 мес. Лечение можно начинать амбулаторно. При резистентности к миелосану, а также при тромбоцитемическом синдроме назначают миелобромол (250 мг ежедневно) на курс до 2-6 г или гидроксимочевину (по 1-6 г ежедневно).

Эффективны курсы лечения интерфероном-а (по 3-9 млн ЕД под кожу или внутримышечно 2-3 раза в нед на протяжении 6-12 мес и более). При этом другие препараты можно не применять.

Полного излечения в некоторых случаях можно достичь аллогенной пересадкой костного мозга. Для этого необходим полностью HLA-совместимый с больным донор костного мозга.

При выраженной спленомегалии целесообразно R-облучение селезенки (3-7 Гр).

В терминальной стадии назначают схемы лечения, используемые при острых лейкозах: ВРП, цитозар и рубомицин, винкристин и преднизолон, интерферон-а (интрон А).

Бластный криз лечат по протоколу острого миелоидного лейкоза или острого лимфобластного и недифференцированного лейкозов в зависимости от иммунофенотипа бластов.

Цитостатическим средством выбора для всех фаз хронического миелолейкоза является гидроксимочевина (начальная доза - 20-30 мг/кг 1 раз в день при еженедельном контроле картины крови).

В 1999 г. было доказано, что препарат гливек (иматиниб) в дозе 300-400 мг 1-2 раза в сутки приводит к клинико-гематологической и цитогенетической ремиссии, т.е. к полному выздоровлению. При этом исчезает основная причина хронического миелолейкоза - филадельфийская хромосома. Гливек эффективен у больных ХМЛ с бластным кризом и резистентных к другим видам лечения ХМЛ, в том числе к гидреа и интерферону-а.

Срочным показанием к спленэктомии при хроническим миелолейкозе является разрыв и угрожающий разрыв селезенки. К относительным показаниям относятся тяжелый абдоминальный дискомфорт, связанный с большими размерами органа, повторные перисплениты с резко выраженным болевым синдромом, «блуждающая» селезенка с опасностью перекрута ножки, глубокая тромбоцитопения, обусловленная явлениями гиперсплёнизма (встречается редко), выраженные гемолитические кризы.

Критерии ремиссии при хроническом миелолейкозе

Критерии

Характеристика

Гематологические

 

Полная ремиссия (констатируется только при нормальных размерах селезёнки)

Содержание лейкоцитов менее 10х109/л, лейкоцитарная формула, концентрация гемоглобина и количество тромбоцитов в норме

Частичная ремиссия

Содержание лейкоцитов более 10х109

Цитогенетические

Содержание клеток костного мозга с транслокацией t(9;22) при метафазном анализе

Полная ремиссия

0%

Частичная ремиссия

<35%

Минимальный ответ

36-85%

Отсутствие ответа

86-100%

Молекулярные

Обнаружение транскриптов гена BCR-ABL1 методом ПЦР с обратной транскрипцией

Полная ремиссия

Нет

Частичная ремиссия

Есть

Соседние файлы в папке Intern (1)