Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции - Солдаткин - 2004 / 09. Kul'tura buddizma.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
03.10.2013
Размер:
115.2 Кб
Скачать

Учение о мгновенности существующего (кшаникавада)

Развивая идеи Будды, его ученики пришли к выводу, что всякое существование (саттва) мгновенно (кшаника). Ведь единый поток можно мыслить лишь как бесконечность бесконечно малых мгновений. Уже Будда говорил о том, что сознание подобно пламени, представляющее последовательность вспышек, каждая из которых длится мгновение. Мысль (читта) живёт мгновение. Но, согласно буддизму, реальность и есть поток сознания. Поэтому ученики Будды утверждают мгновенность всякого существования, например, Буддхагхоша (5 в.) пишет: «строго говоря, продолжительность жизни живого существа чрезвычайно кратка — она равна лишь продолжительности мысли. Как колесо колесницы при движении катится только одной точкой обода, а покоясь, покоится только на одной точке, совершенно так же и жизнь живого существа длится только пока длится мысль. Как только эта мысль прекратилась, говорят, что и живое существо исчезло»317. Колесо космического порядка движется «без создателя, без известного начала и будет существовать вечно в силу природы сцепления причины и следствия»317. Но если существование (сатта) представляет собой бесконечность бесконечно малых мгновений, то оно поэтому и иллюзорно, есть небытие (нисатта).

Субъективность иллюзорного и иллюзорность субъективного

Мировую иллюзию создаёт человеческая субъективность. «Истинно заявляю вам, что в этом теле, правда, смертном и вышиной меньше сажени, но сознательном и наделённом умом, находится мир, и рост его, и упадок его, и путь, ведущий к исчезновению его»322. «С уничтожением сознания всё совершенно без остатка исчезает»323.

Но субъективность также является иллюзорной. Души как вечного субъекта не существует. «Тело — это не вечная душа, ибо оно стремится к разрушению. Чувства, восприятие, характер и разум вместе также не составляют вечной души, ибо если бы было так, то не случилось бы того, что и сознание также стремится к разрушению». «Наша форма, ощущение, восприятие, характер и разум — все они преходящи и поэтому дурны, а не постоянны, и поэтому хороши. То, что преходяще, дурно и подвержено изменению, это не вечная душа. Поэтому обо всех вообще физических формах, прошлых, настоящих или будущих, субъективных или объективных, близких или далёких, высоких или низких, следует считать: «Это не моё, это не я, это не моя вечная душа»325.

Я (атман), индивидуальный субъект не существует (идеяанатмана, то есть отрицания «я»), следовательно, не существует и объект, объективное начало. «Поскольку ни я, ни что-либо относящееся к я, братья, не может быть подлинно и истинно принято, не будет ли еретической позицией считать: «это — мир, а это — я, и я буду в будущем, постоянный, неизменный, вечный, с природой, не знающей изменений, — да, я буду жить вечно», — не есть ли это просто и целиком учение, проповедуемое глупцами?»326–327.

Личность и нирвана

В то же время, отрицая существование индивидуальности, Будда не отрицал существование сверхиндивидуальнойличности, то есть абсолютного, которое и является нирваной. Нирвана составляет сущность человека, его личность, однако для многих современников Будды личность тождественна индивидуальности, такой личности действительно не существует, она иллюзорна. Нирвана, личность, в то же время, не является пустотой, уничтожением в эмпирическом плане, иначе мы пришли бы к абсурду: Будда проповедует спасение ни для кого. Мысль о том, что нирвана — уничтожение, является, согласно Будде, «дурной ересью»383.

Поэтому Будда и отказывался отвечать в некоторых случаях на вопросы о существовании «я»: если собеседник не различает личность и индивидуальность, то любой ответ будет ложным. Истинным останется лишь молчание.

«… Странствующий монах Ваччхаготта обратился к Возвышенному, говоря: «Как обстоит дело, достопочтенный Готама, есть ли ego?» … Возвышенный хранил молчание. «Значит, достопочтенный Готама, ego нет?» И по прежнему Возвышенный молчал. Тогда странствующий монах Ваччхаготта поднялся с места и ушёл прочь. Но достопочтенный Ананда сказал Возвышенному: «Почему же, о господин, Возвышенный не дал ответа на вопросы, заданные странствующим монахом Ваччхаготой?» «Если бы я, Ананда, будучи спрошен странствующим монахом Ваччхаготтой: «есть лиego?» ответил: «egoесть», это, Ананда, подтвердило бы учение тех саманов12и брахманов, которые верят в постоянство. Если бы я, Ананда, когда странствующий монах Ваччхаготта спросил меня: «значит,egoнет?» — ответил: «egoнет», этим, Ананда, я подтвердил бы учение тех саманов и брахманов, которые верят в уничтожение»327. Не существует ни постоянства эмпирического существования истинного «я», ни уничтожения истинного «я», ибо личность сверхиндивидуальная и запредельна. «Нирвана — это не падение в пустоту, но только отрицание потока явлений и положительное возвращение я в самого себя»328, — пишет Радхакришнан.

Соседние файлы в папке Лекции - Солдаткин - 2004