Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философское учение Платона.docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
09.06.2015
Размер:
44.49 Кб
Скачать
  1. Учение Аристотеля о риторике.

Риторику Аристотель относил к поэтическим наукам, в то же время считал ее частью логики. Хотя Аристотель считал риторику неизбежным злом, его вклад в риторику достаточно ощутим. Так, в диалоге «Федр» он излагает правила построения правильной речи. Остальные свои воззрения касательно риторики Аристотель изложил в одноименном труде. Он различает два способа убеждения:

  • Нетехнические: всевозможные факты, данные, свидетельства, посылки. В логике они чаще всего называются основаниями доказательства, аргументами или доводами;

  • Технические, посредством которых аргументы, связываются с выводимыми из них заключениями.

Также он определил три рода речей: совещательные, судебные и торжественные и хвалебные (или порицающие). В хвалебных речах содержание часто уступало место форме. К таким речам относились поздравительные речи, панегирики, надгробные речи.

Аристотель объяснил, при соблюдении каких условий оратор сможет убедить слушателей. В этой части подробно рассказано о психологии общения. Оратор должен знать людей, их нравы и чувства, настроения, чтобы воздействовать на сердца слушателей. Также он говорил о вопросах стиля, его особенностей и достоинств. Аристотель подробно рассказывает о тех качествах речи, которые обусловливают ее достоинства. Речь должна быть правильной, благозвучной, ясной, связной, выразительной и уместной.

  1. Поэтика Аристотеля

Поэтика Аристотеля тесно связана с этическим учением. Искусство Аристотель считает подражанием природе. Искусство может изображать людей, улучшая их, ухудшая или сохраняя такими, как они есть. Аристотель выделил трагедию, комедию и драму. Возможны и различные способы подражания. Задача поэта по Аристотелю - говорить не о том, что было, а о том, что могло бы быть, будучи возможным в силу вероятности или необходимости. Большую роль Аристотель отводил декорациям, музыке, гриму.

Согласно Аристотелю, трагедия состраданием и страхом очищает эмоции. При этом страх может быть вызван в зрителе такой ситуацией, когда трагический герой не слишком сильно превосходит зрителя, ибо страх зрителя - это страх за подобного себе. Сострадание же зритель может испытывать лишь к незаслуженно страдающему герою, поэтому, в трагедии перемены и перелом в судьбе героя должны происходить не от несчастья к счастью и не из-за порочности трагического лица, а из-за ошибки.

  1. Метафизика Аристотеля.

Метафизика или первая физика Аристотеля представляет собой учение о Вечном двигателе, т.е. по-сути теологию. В одноименном трактате Аристотель раскритиковывает Платона за «искусственное удвоение мира» и приводит собственную концепцию.

Надо заметить, что само слово «метафизика» что значит «до физики» Аристотелю не принадлежит, а было дано позднее исследователями его трудов.

Под субстанцией Аристотель понимает бытие вполне самобытное, пребывающее в самом себе, но не в чем-либо ином. Как бытие, не способное пребывать ни в чем ином, субстанция никогда не может выступать в суждении как его предикат или атрибут, а может выступать только как его субъект. Так как общее есть общее для множества предметов, то субстанцией, т. е. бытием вполне самобытным, оно быть не может.

Также, рассматривая учение о четырех причинах, Аристотель снова сводит все к движению. Он выделят три вида предметов: неподвижные, самодвижущиеся и движущиеся посредством других предметов. Так Аристотель подходит к понятию Вечного двигателя – лучшей из причин движения. Перводвигатель мира должен быть сам неподвижен. Из его неподвижности мира Аристотель выводит как необходимое свойство бога его бестелесность. Материальность есть возможность иного бытия, перехода в это иное, а всякий переход есть движение. Но Бог – неподвижное бытие; следовательно, Бог должен быть бестелесным.

Нематериальностью, или бестелесностью, неподвижного Перводвигателя обосновывается новое важное его свойство. Как нематериальный, Бог никоим образом не может быть мыслим в качестве бытия возможного, не может быть ни для чего субстратом. Чуждый возможности, бог есть только действительность, не «материя», а только «форма».