Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Княз_Пожар-tb-phonol.doc
Скачиваний:
95
Добавлен:
11.06.2015
Размер:
755.2 Кб
Скачать

Словофонематическая транскрипция и орфоэпия

§ 184. Изменения нормы произношения сказываются на интерпретации фонемного состава слова в словофонематической транскрипции не менее, чем в морфофонематической, а даже более.

Если в морфофонематической транскрипции иканье отражается только на составе гиперфонемы гласного, то в словофонематической транскрипции меняется состав (и, следовательно, должно быть изменено обозначение) почти всех слабых гласных фонем – не только тех, которые соответствуют морфофонематическим гиперфонемам, но и тех, которые соответствуют “проясняемым вариантам”. Так, например, морфофонематическая транскрипция слова пила будет одной и той же в экающей и в икающей орфоэпии – <п’ила> – потому что независимо от того, будет ли позиция предударного [и] сильной (эканье) или слабой (иканье), оно имеет эквивалент <и> благодаря сильной позиции в словоформе [п’ил].

Словофонематическая транскрипция, напротив, отразит изменение статуса этого гласного в икающей норме: если при эканье было /п’ила/, то при иканье должен быть знак слабой фонемы, противопоставленной только по признаку лабиализации, но такой знак не предусмотрен транскрипцией Р.И.Аванесова.

С точки зрения фонемного состава м о р ф е м ы при эканье нет функционального различия между предударными гласными в словах пила и пилот (в обоих случаях будет фонема <и>), а при иканье оно возникает: <п’ила>, но <п’иеао лот>. С точки зрения фонемного состава словоформы различия между ними не будет независимо от типа безударного вокализма (эканья или иканья). При эканье это будет слабая фонема /и/, а при иканье – слабая фонема, противопоставленная только одной, лабиализованной фонеме /у/ (как уже говорилось, обозначение для слабых фонем в ситуации иканья не было предусмотрено Р.И.Аванесовым).

Динамические модели в фонологии

§ 185. Фонологическое описание языка, полученное в рамках традиционной, классической фонологии – это статическая, классификационная модель звуковой системы; основная задача такого описания – выявление набора смыслоразличительных единиц языка и их системных связей. Существенно иные задачи решает новая фонология, возникшая в 60-е годы в рамках порождающей грамматики, – это задачи, связанные с

  • построением звуковой оболочки высказывания по его грамматическим и семантическим характеристикам и

  • созданием модели, имитирующей речевое поведение человека.

Цельная фонологическая модель такого рода была впервые предложена американскими лингвистами Н.Хомским и М.Халле в книге "Звуковая модель английского языка"59.

Стандартная модель порождающей фонологии

§ 186. Порождающая или генеративная фонология (generative phonology) является частью общей формальной модели языка – порождающей грамматики. Задачей такой грамматики является синтез на основе формальных правил всех правильных предложений данного языка. Предложение рассматривается как совокупность трех характеристик – семантической, синтаксической и фонетической. Фонетическая характеристика формируется последней, после формирования лексических и грамматических характеристик словоформ, составляющих предложение. Озвучивание предложения начинается с подстановки на соответствующие места оболочек значимых единиц (в порождающей фонологии – морфем), которые хранятся в словаре ("лексиконе"). После этого последовательно в определенном порядке применяются фонологические правила, осуществляющие фонологические преобразования. Эти правила переводят исходные (или глубинные, underlying) фонологические репрезентации в поверхностные (derived) фонетические, которые поступают на вход механизма артикуляционного программирования, находящегося за пределами языковой системы:

семантико-синтаксическая характеристика предложения

подстановка морфемных оболочек лексикона

фонологическая репрезентация

преобразование на основе фонологических правил

фонетическая репрезентация

Исходные фонологические репрезентации могут быть сколь угодно абстрактными, единственное требование к ним состоит в том, что все поверхностные формы морфем должны выводиться из них при помощи существующего набора правил.

Все морфемы в словаре имеют форму признаковых матриц, то есть составляющие их сегменты представляют собой наборы признаков (полный в случае фонем и неполный в случае архифонем). Все признаки являются бинарными (то есть сегменты характеризуются либо их наличием, либо отсутствием), поэтому число их довольно велико (более 20). Правила оперируют этими признаками (то есть меняют их значения) и имеют форму AB/X__Y, что означает "A преобразуется в B в контексте между X и Y". Например, правило оглушения звонких шумных согласных в конце слова записывается следующим образом: [вокальный +консонантный +звонкий][звонкий] / __## (где [-вокальный +консонантный] задает класс шумных согласных, "##" означает конец слова, а отсутствие левого контекста в правой части правила означает, что этот контекст может быть любым.

Порождающая модель сыграла огромную роль в развитии фонологии; современная фонология представляет собой дальнейшее развитие и углубление основных ее положений60. Самое большое значение для лингвистики имела переориентация от классификационных задач к задачам моделирования процесса порождения звуковой оболочки высказывания, что привело к созданию интегральных моделей звукового поведения человека, то есть таких моделей, в которых фонологические представления включаются (интегрируются) в описание процесса речепроизводства.