Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

ВЕРСТКА_История защиты информации в России

.pdf
Скачиваний:
279
Добавлен:
12.06.2015
Размер:
12.64 Mб
Скачать

Глава 5. Криптографическая деятельность революционероввРоссии

боткой шифров для защиты своей информации и практически не уделяли внимания криптоанализу. Но даже в случае появле- ния в среде революционеров специалистов-криптоаналитиков вставала проблема перехвата шифрованных сообщений. Шифрованные сообщения правоохранительных органов пере- давались по телеграфу или пересылались с помощью фельдъ- егерской связи, возможность доступа к ним для революционе- ров была весьма затруднительна.

28 ноября 1880 г. полиция достигает крупного успеха, в полицейскую засаду попадает А. Михайлов. Арест одного из виднейших членов «Народной Воли» явился страшнейшим ударом по организации.

В 1881 г. продолжается усиление правоохранительных ор- ганов. Штаты полиции Санкт-Петербурга и Москвы, а также в провинции значительно увеличиваются. Увеличивается не только количество полицейских чинов, но и «возвысилось их служебное положение», «усиливались оклады содержания и средства, отпускаемые на канцелярские и хозяйственные нуж- ды». Производятся и мероприятия по законодательному обес- печению борьбы против революционеров. 14 августа 1881 г. принято положение «О мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия», согласно кото- рому министр внутренних дел может объявлять в любой час- ти страны положение усиленной или чрезвычайной охраны, что значительно расширяет права местной полиции. Общей полиции предоставлено «право ареста по подозрению», на- равне с жандармами. При объявлении местности на положе- нии усиленной охраны губернаторы получают право издания обязательных постановлений. Они также могут передавать в военный суд дела о государственных преступлениях и утвер- ждать приговоры по ним; имеют право закрывать любые тор- говые и промышленные предприятия, приостанавливать лю- бые издания. В условиях чрезвычайной охраны полномочия губернаторов становятся еще шире. Они могут создавать сверхштатные военно-полицейские команды, налагать сек- вестр на недвижимое и арестовывать движимое имущество, задерживать любое лицо сроком до 3 месяцев, увольнять чи-

241

История защиты информации в России

новников всех ведомств и прекращать деятельность городских

иземских учреждений. Еще через некоторое время при мини- стре учреждается Особое совещание в составе четырех высших чиновников МВД и министерства юстиции под руководством товарища (по современной терминологии заместителя) ми- нистра. Министр внутренних дел единолично утверждает решение совещания об административной высылке лиц, по- дозревающихся в причастности к государственным преступ- лениям. Эти меры дали результаты, уже в начале 1881 г. начи- нается серия арестов народовольцев.

24 января 1881 г. из-за предательства народовольца Ок- ладского полиция арестовала агента ИК Г. Фриденсона. Через 1 день в выставленную в его квартире засаду попадает видный член ИК А. Баранников. В тот же день на квартире последнего арестован другой член исполнительного комитета Н. Колодке- вич. 28 января на квартире Колодкевича был арестован Н. Кле- точников глаза и уши народовольцев в департаменте поли- ции. На следующий день, там же в засаду попал Лев Златополь- ский разработчик сокращенного цифрового гамбеттовского шифра, основной шифрсистемы народовольцев. Златополь- ский обладал выдающимися математическими способностями

ихорошо разбирался в технике. Помимо разработки шифра он занимался решением проблем, возникавших при организации подкопов для взрыва царского поезда, в частности разрабаты- вал портативную буровую установку. Вообще его подпольная кличка «Механик» говорит сама за себя. О роли Златопольского в «Народной Воле» полиции стало известно от предателей Г. Гольденберга и В. Меркулова. В последствии Л. Златополь- ский был осужден на 20 лет каторги и первоначально содер- жался в Трубецком бастионе Петропавловской крепости. По совпадению именно туда весной 1882 г., был заключен его брат Савелий. С помощью надзирателя Провотворова братьям уда- лось наладить общение между собой и с товарищами, оставав- шимися на свободе. Однако 2 мая 1883 г. в камере Л. Златополь- ского при обыске были найдены записки, раскрывающие факт организации недозволенной переписки. В результате этого провала братья подверглись новым репрессиям. Льва сослали

242

Глава 5. Криптографическая деятельность революционероввРоссии

на Карийскую каторгу, а Савелий, как и другие активные чле- ны исполнительного комитета, попал в Шлиссельбург, где умер от чахотки в декабре 1885 г. Л. Златопольский умер в ссылке в феврале 1907 г.

Успехи полиции продолжались 27 февраля 1881 г., в по- лицейскую засаду попал руководитель «Народной Воли» А. Желябов. При аресте полиция обнаружила среди нахо- дившихся при нем бумаг два листка, исписанных цифровым шифром. Естественно давать какие либо пояснения по поводу обнаруженных у него документов Желябов не пожелал.

Исполнительный Комитет «Народной Воли»: С. Перовская, Н. Кибальчич, А. Желябов, М. Фроленко, Н. Морозов, В. Фигнер

Несмотря на то, что титанические усилия, которые прила- гались полицией в борьбе с революционерами, приносили серь- езные успехи главную задачу правоохранительным органам

243

История защиты информации в России

Российской Империи выполнить не удалось. 1 марта 1881 г. в центре Санкт-Петербурга бомбами народовольцев Рысакова и Гриневицкого был смертельно ранен император Александр II. В ходе этого покушения первую бомбу метнул студент Нико- лай Рысаков. Взрыв, произведенный ею, разворотил царскую карету, убил лошадей, не причинив императору ощутимого вреда. Но попытка переговорить лично с террористом прямо на месте взрыва стоила царю жизни. Другой народоволец Игнатий Гриневицкий кинул в его ноги еще одну бомбу. Взрыв оказался смертелен для Александра II, его убийцы, не- скольких охранников и случайных прохожих. Все это кровавое зрелище произошло прямо на глазах у Рысакова. Под впечат- лением увиденного, при умелом воздействии следователей, перед страхом неминуемого смертного приговора он сразу же после ареста стал давать самые откровенные показания, кото- рые привели к быстрому разгрому народовольцев в столице. Среди прочего, Рысаков предоставил правоохранительным органом некоторые сведения о способах защиты информа- ции, которыми пользовались народовольцы. Так, он сообщил о некоей московской учительнице, явку к которой он получил от А. Желябова. Ключом же к шифру для переписки с ней бы- ло слово «Лампада». В своих показаниях Рысаков ничего не сообщает о системе шифра, а следователи этим даже не инте- ресовались. Скорее всего, они уже знали о чем идет речь. Ве- роятнее всего в этом случае был использован квадратный сло- варный шифр, который к тому времени был хорошо известен полиции. Также у Рысакова был обнаружен «железисто- синеродистый калий для добывания берлинской лазури». Как упоминалось ранее, это вещество использовалось народоволь- цами в качестве невидимых чернил. Однако в материалах следствия не дается объяснения предназначения синероди- стого калия. Возможно, Рысаков планировал применить его в качестве яда на случай ареста, однако не успел им воспользо- ваться. Кстати в последствии при обнаружении у революцио- неров этого вещества в полицейских отчетах оно проходило как сильный яд, хотя жандармы давно знали о возможности использования синеродистого калия для тайнописи, однако

244

Глава 5. Криптографическая деятельность революционероввРоссии

широко раскрывать этот факт не спешили. К тому же наличие у арестованных ядовитых веществ вносило дополнительный колоритный штрих в образ «ужасных террористов».

Вслед за убийством Александра II начался разгром рево- люционеров, для правоохранительных органов стало делом чес- ти отомстить за гибель императора. 10 марта в руках жандармов оказывается Софья Перовская непосредственный организатор недавнего покушения. При ней также обнаруживают «листки бумаги с цифрами (по-видимому, шифром)». Но как и ранее Желябов, никаких объяснений Перовская не дает. Тем не менее, через 2 суток записки Желябова и Перовской дешифрованы жандармами. Это были собственноручные послания С. Нечаева из Петропавловской крепости, но в тот момент полицейским не удалось понять это. Сделать это удалось только в ноябре 1881 г. при следующих обстоятельствах. Еще августе не выдержав тю- ремного режима умер С. Ширяев. В казематах Алексеевского ра- велина оставалось всего два заключенных С. Нечаев и Леон Мирский. В 1879 г. он, при содействии А. Михайлова, совершил неудачное покушение на шефа жандармов Дрентельна. Осенью 1881 г. Мирский не выдерживает и, стремясь хоть как-то облег- чить свое положение, предает Нечаева. Только теперь стала по- нятной суть записок, захваченных при арестах Желябова и Пе- ровской. Для правоохранительных органов информация Мир- ского стала потрясением. Заговоры революционеров происходят уже в самой секретной и наиболее охраняемой тюрьме Россий- ской империи!

Убийство Александра II стало пиком деятельности народо- вольцев, после него организация была фактически разгромлена. 3 апреля 1881 г. были казнены 5 народовольцев, среди которых С. Перовская и А. Желябов. Многие другие были отправлены на каторгу. Хотя в течении ряда лет были попытки возродить орга- низацию, но «Народная Воля» так и не оправилась от удара вла- стей после покушения на царя. Однако борьба с самодержавием продолжилась, на смену «Народной Воле» пришли другие рево- люционные организации.

245

История защиты информации в России

5.3.Криптографическая деятельность революционеров в России.

Агония «Народной Воли» 1881–1887 гг.

Убийство императора Александра II 1 марта 1881 г. ста- ло переломным моментом в истории революционного дви- жения в Российской Империи. Правительство ответило на это преступление народовольцев репрессиями и казнями. За 1881–1882 гг. были арестованы, казнены, отправлены на ка- торгу и в ссылку около 6 тыс. человек. Правоохранительные органы продолжали совершенствовать методы своей деятель- ности по борьбе с революционным движением. Особое вни- мание стало уделяться агентурной работе в среде революцио- неров. Хотя такая работа велась в 1860–1870 гг. весьма активно, но эффективность ее была далека от желаемой. Недостаточ- ное развитие агентурной деятельности делало ее вспомога- тельным звеном в раскрытии преступлений. Главное место в ведении розыска отводилось дознанию. Такое положение доз- нания и розыска вело к тому, что нередко в постановлениях об аресте писали: «Арестовать впредь до выяснения причин аре- ста». Значит, арестовывали не потому, что собраны какие- либо улики, а для того, чтобы собрать эти улики. Недостатки агентурной разработки компенсировались за счет усиления полицейского надзора, стимулирования массового доноси- тельства, облав и перлюстрации корреспонденции. Благодаря массовым обыскам и арестам полиция стремилась собрать не- обходимые вещественные доказательства (в том числе шиф- рованные письма, средства тайнописи, а если повезет и ключи к шифрам). Но революционеры быстро учились конспира- ции, и полиции нужно было постоянно совершенствовать средства и методы розыска. К тому же довольно часто во время облав в полицейские сети попадали случайные люди, не имеющие никакого отношения к революционной деятельно- сти. После «близкого знакомства» с органами правопорядка у простых обывателей нередко надолго оставался на душе тя- желый осадок и общественное мнение, таким образом, отри- цательно настраивалось по отношению к сотрудникам право-

246

Министрвнутренних дел генерал-адъютантграф М.Т. Лорис-Меликов

Глава 5. Криптографическая деятельность революционероввРоссии

охранительных органов. Аген- турная работа позволяла нано- сить эффективные «точечные удары» и эта область деятельно- сти привлекала внимание руко- водства правоохранительной сис- темы России. В декабре 1880 г. органы МВД и юстиции проводят совещание по вопросам упорядо- чения розыска и дознания. На этом совещании прокурор Санкт- Петербургской судебной палаты В.К. Плеве (с апреля 1881 г. – ди- ректор департамента государст- венной полиции) отметил, что для проведения розыска необхо- дим систематический, хорошо продуманный и строго выпол- няемый план действий. Плеве усматривал в розыске не просто сбор сведений через секретную агентуру и филеров, а видел в

нем систему планомерных действий, направленных на обна- ружение политических преступлений. Похожие мысли выска- зывал и петербургский градоначальник генерал Федоров. Он заявлял, что розыск, т.е. агентурное наблюдение, – необходи- мая принадлежность дознания, а последнее не имеет значения без розыска. По мнению генерала, сыскная часть, дающая аген- тов для производства розысков, является необходимым оруди- ем в руках лица, производящего дознание, агенты сами по себе не имеют никакой цели и приносят пользу только при направ- лении их деятельности дознанием. О важности повышения эффективности агентурной работы указывал и министр внут- ренних дел граф М.Т. Лорис-Меликов.

В «Инструкции С.-Петербургскому губернскому жандарм- скому управлению и градоначальнику» он писал, что «секрет- ные изыскания должны производиться параллельно с дозна-

247

История защиты информации в России

ниями и служить последним в раскрытии преступлений глав- нейшим подспорьем». В дальнейшем увидим, что с 1880-х гг. полиция значительно активизировала свою деятельность по внедрению агентов в революционные организации, что приве- ло к крайне негативным для них последствиям. Что касается криптографической деятельности, то внедренная агентура и завербованные революционеры поставляли полицейским криптоаналитикам информацию об используемых системах шифрования, средствах тайнописи и организации шифрован- ной связи. Также аресты и обыски, проводимые по информа- ции, полученной от агентуры, давали дешифровальщикам ма- териал для работы. В тот период революционеры старались не доверять почте, а предпочитали передавать информацию через курьеров с оказией и др., поэтому проблема перехвата шифро- ванной переписки революционеров была для правоохрани- тельных органов Российской Империи весьма серьезной.

Теперь вернемся к событиям, происходившим после 1 мар- та 1881 г. Главной целью полиции продолжала оставаться «Народная Воля». Аресты произведенные сразу после поку- шения нанесли организации колоссальный удар, но полицей- ским этого было недостаточно. Они хотели полностью иско- ренить народовольцев. При арестах 1881–1882 гг. в руки поли- ции попало немало шифрованных писем народовольцев. Например, при аресте в марте 1881 г. Михаила Фроленко в его вещах было найдено длинное шифрованное письмо в виде последовательного числового ряда. Иногда при захвате шиф- рпереписки случались и весьма курьезные случаи. В августе 1881 г. в Москве попал в полицейскую засаду студент А. Кирх- нер. При последующем обыске его квартиры был обнаружен обширный шифрованный список. В нем числилось 15 фами- лий неких лиц с подробным перечислением адресов и при- мет. Криптограмму жандармы сумели дешифровать и тотчас начались аресты. К изумлению их, задержанные оказались со- всем не народовольцами, а наоборот секретными сотрудни- ками полиции! Как выяснилось впоследствии революционеры предприняли попытку создания собственной контрразведки.

248

Глава 5. Криптографическая деятельность революционероввРоссии

У ее истоков стоял член исполнительного Комитета (ИК) «На- родной Воли» Петр Теллалов, организация получила назва- ние «Революционная полиция», секретарем в ней и являлся Кирхнер. Одной из задач «Революционной полиции» стала организация наружного наблюдения за лицами, подозревае- мыми в сотрудничестве с правоохранительными органами. В результате этой деятельности, начатой московскими народо- вольцами, и был получен упомянутый список. Надо заметить, что и у самого «начальника революционной контрразведки» с конспирацией было не все благополучно. При задержании в де- кабре 1881 г. П. Теллалова жандармы обнаружили частично за- шифрованное письмо, предназначавшееся находящемуся под стражей Александру Михайлову.

Планировали еще остававшиеся на свободе народоволь- цы и более масштабные операции, нежели слежка за агентами полиции. Летом 1881 г. народовольцы решили создать орга- низацию по освобождению высланных в Сибирь товарищей. С этой целью в августе 1881 г. туда отправились Ю. Богдано- вич и И. Калюжный. К зиме была организована целая цепь тайных убежищ и ночевок для готовящих свой побег револю- ционеров. Организация получила название «Общество осво- бождения» (другое название «Сибирский Красный крест»). Она имела свой подробный устав, содержавший 55 парагра- фов. В нем была четко прописана структура новой организа- ции, ее подчиненность ИК «Народной Воли», имелись пунк- ты, которые требовали сохранение революционерами абсо- лютной тайны и применение шифров в их переписке. Интересно отметить, что наряду со ставшими «стандартны- ми» гамбеттовскими шифрами, снова стали использоваться квадратные шифры. Связано это было очевидно с притоком молодых революционеров, не имевших достаточных навыков работы с гамбеттовской системой.

Увы, 18 декабря 1881 г. в Москве были арестованы супру- ги Валентин и Клавдия Яковенко видные члены организа- ции Богдановича. Согласно материалам следствия при них обнаружено: «четыре листа шифрованных записок» и чемо-

249

История защиты информации в России

дан «с весьма достаточным числом» шифрованных писем. Это оказались чрезвычайно ценные для правоохранительных ор- ганов трофеи. В результате дешифрования полученных мате- риалов полиция получила адреса в Казани, Екатеринбурге, Тюмени, Томске, Красноярске и других городах. Это были яв- ки «Общества освобождения». Так успех криптоанлитиков по- зволил разгромить достаточно серьезную революционную ор- ганизацию. Впоследствии, весной 1882 г., был арестован и сам Юрий Богданович. Среди его бумаг оказался рецепт томской аптеки. Эта улика доказала его поездку по Сибири, а позже удалось доказать и организующую роль в создании «Сибир- ского Красного креста». Интересно отметить, что 10 номер га- зеты «Народная Воля» сообщил, что уже при аресте В. Яко- венко полиция знала ключ к шифрованным спискам. Но этот факт так до конца и не прояснен. Судя по документам поли- ции, провал революционеров произошел достаточно случай- но и только в результате обысков жандармы вышли на верный след, кстати, помимо всего прочего полиции достался и упо- мянутый устав «Общества освобождения».

К концу 1881 г. у оставшихся на воле народовольцев все больше и больше появлялось недоверие к надежности исполь- зуемых ими шифров. Все чаще при многочисленных арестах революционеров в руки полиции попадали их криптограммы и все успешнее криптоаналитики правоохранительных орга- нов их дешифровали. Это происходило не смотря на то, что штатное дешифровальное подразделение в МВД до сих пор отсутствовало, но работавшие «на общественных началах» специалисты делали свое дело весьма эффективно. Фактиче- ски народовольцы попадали в своеобразный замкнутый круг. Очередные аресты приводили к попаданию в руки полиции шифрованных писем и записок, их дешифрование нередко давало правоохранительным органам информацию, на осно- вании которой производились новые аресты.

В феврале 1882 г. в Санкт-Петербурге начался очередной судебный процесс над народовольцами, известный как «про- цесс двадцати». На скамье подсудимых оказались Михайлов,

250