Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Киевская Русь.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
07.02.2016
Размер:
41.37 Кб
Скачать

2. Одежда

Теплую зимнюю одежду шили из меха белки, куницы, горностая, лисицы, медведя, овцы, козы. Обувь изготовляли из кожи крупного рогатого скота, коней, свиней, коз.

Одежда князей и бояр почти всегда упоминается в летописях как "порти дорогий", "очервлена и багряна одеянья, вси женчюгом исссажени", тогда как одеждой крестьян и городского простого люда названы "портища","рубища" и "худий руби". Что представляют собой "худий руби" пояснено в Повести Кирилла Туровского, где говорится, что "се бес притчи слово именуеть: власяница, сукняная одежда и от козьих шкур облаченье" 10.

2.1 Рубаха

<продолжить читать>В состав одежды всех слоев древнерусского общества входила рубаха, которую носил, как простой смерд, так и князь. Мужские и женские рубахи во времена Древней Руси не играли роль исключительно белья. В теплое время года они были одновременно и верхней одеждой. Мужские рубахи были длиной до колен и всегда подпоясывались тканым поясом или кожаным ремнем. Женские рубахи всегда были длинными и объединялись или с поясной одеждой (поневой), или с верхним платьем. Вырез горловины, рукава и нижняя часть подола мужских и женских праздничных рубах украшались вышивкой или шелковым обрамлением, преимущественно красного цвета.

О крое древнерусских рубах письменных свидетельств нет, но изучение археологических остатков этой одежды и его изображений на произведениях искусства и на предметах быта, свидетельствует о том, что мужские и женские рубахи в X-XIII веках имели туникообразный покрой.

Существовали 2 разновидности этого покроя.         Первый, самый простой, заключался в том, что 2 части полотна сшиваются между собой так, что соединительные швы проходят только посредине туловища и на боках.  Несшитыми остаются только отверстия для головы и рук. Рукава рубахи имели форму удлиненного прямоугольника. Если ширина частей полотна была небольшой (40 см), то в боковые швы вшивались еще 2 части полотна, которые не доходили до уровня плечей как раз на ширину рукавов. Остатки таких рубах с рядками 2-6 металлических маленьких пуговиц с ушками, которые лежат вдоль шейных позвонков, найдены в отдельных женских и мужских захоронениях Древнего Киева, Чернигова, в курганных могильниках возле современного города Седнева, села Шестовицы Черниговской области и в ряде др. захоронений 11. 3 бронзовые пуговицы с ушками, пришитые к льняной ткани, найдены возле шеи захороненного в одном из курганов возле села Минины Киевской обл. 12.

Другая, более сложная разновидность туникообразного покроя рубах, характерна тем, что в одной части полотна прорезается круглое или квадратное отверстие для головы. В боковые швы вшиваются еще 2 полотнища, верхние края которых не доходят до сгиба на плечах первой части ткани. Рукава, в этом случае, пришиваются не к боковым полотнищам, а к среднему. В рубахах такого покроя изображены мужчины и женщины, участники русальных игрищ на пластинчатых браслетах из Тверского (1906 г.), Михайловского (Киев,1906 г.) кладов 13 и на браслете из Московского исторического музея 14. В такой же покрой рубахи одеты "цесар" на фреске Кирилловской церкви, крестьянин и грешник на миниатюрах Типографского устава 15 и некоторые персонажи на миниатюрах Радзивилловской летописи.        Своеобразный вариант другой разновидности туникообразной сорочки представлен находкой большого фрагмента этой одежды возле села Городище Хмельницкой обл.16. Это - короткая, лишь до колен, шелковая мужская рубаха с квадратным вырезом горловины, длинными рукавами и отрезным, чуть собранным на талии подолом. Вырез горловины обшит декоративной каймой. Такая же декоративная шелковая лента была нашита на соединительные швы, с помощью которых рукава пришиты к рубахе. Похожий покрой имеют и рубахи, в которые одеты мужчины-музыканты на серебряном пластинчатом браслете из села Городище Хмельницкой обл. 17 и на некоторых фресках XII века, на которых изображены святые воины. Сравнение фрагментов этой рубахи с изображениями рубах, в которые одеты святые воины на фресках Кирилловской церкви, говорит об их идентичности. Кроме рубах с круглым или квадратным вырезом горловины, известны, правда, в единичных случаях, мужские и женские рубахи со стоячим воротничком "под шейку". Плотной основой для таких воротников служила полоска луба, шириной 3-4 см, которая обшивалась шелком, украшенным вышивкой или позументной лентой. Такой воротник сзади застегивался на 3-5 маленьких пуговиц с ушком. Остатки рубах с такими воротничками найдены преимущественно в женских захоронениях. Мужская рубаха с таким воротников изображена на браслете из Старорязанского клада 1966 года.

В богатом мужском костюме, кроме нижней рубахи, существовало 2 разновидности верхней - короткая, до колен и длинная (до середины голени или до щиколотки). Короткие верхние рубахи имели глубокий (30 см) разрез на груди. Остатки таких рубах в виде ряда маленьких бронзовых пуговиц, на которые застегивался разрез, сохранились в мужских захоронениях воинов-дружинников Киева, Чернигова, Седнева. В одном из курганов Шестовицкого могильника пуговицы пришиты к шелковой ленте обрамления рубахи.

О парчовом кафтане с большим количеством пуговиц, который был верхней одеждой купца – руса поверх нижней рубахи, упоминает в X веке арабский путешественник Ибн Фадлан 18. Богато украшенная короткая верхняя рубаха из красной ткани с глубоким, обшитым шелком разрезом на груди и вырезом горловины, изображена в костюме "цесаря" на фреске южной апсиды Кирилловской церкви.

В длинные верхние рубахи, которые иногда называют "основной одеждой", одеты князья и феодалы на большинстве древнерусских фресок, икон и миниатюр. Ткань этих рубах всегда красного, синего или зеленого цвета иногда украшена элементами растительного и геометрического орнамента. По вырезу горловины, на рукавах и по подолу они обшиты широкими полосами шелка.

Княгини, боярыни и богатые горожанки поверх рубах также носили длинную верхнюю одежду туникообразного покроя с более широкими, чем у рубах, рукавами. Она не имеет конкретного названия в письменных источниках и в научной литературе по истории древнерусского костюма получила название "основной одежды" или "верхнего платья". Округлый вырез горловины платьев, рукава и подол обшивались широкими полосами шелка или вышивались. В такой одежде изображена княгиня Ольга на фреске южной стены собора Софии Киевской, на ярде миниатюр Радзивилловской летописи и жена князя Святослава на миниатюре "Изборника" Святослава.

В женских костюмах простых горожан и крестьян существовали так называемые празднично-ритуальные рубахи, которые имели очень длинные, украшенные вышивкой в виде потоков воды, рукава (такие одежды изображены на браслетах-наручах из Тверского клада).

Жительницы сел и простые горожанки поверх рубахи одевали поясную одежду, известную из письменных источников под названием - "понява". Археологические остатки этого вида поясной одежды не обнаружены, но есть его изображения на браслетах из Михайловского (Киев,1906 г.) и Старорязанского (1966 г.) кладов и из коллекции Исторического музея (г.Москва).              Понява представляла собой один или два несшитых шерстяной или льняной ткани, которыми оборачивали нижнюю часть фигуры, укрепляя их шнурком на талии. Ткань для поняв была украшена орнаментом, о чем свидетельствует изображение понявы на браслетах-наручах, на которых мастера-ювелиры старались передать определенную фактуру и орнамент. Понява была короче рубахи и ее полы расходились впереди, что давало возможность показать вышивку или обшивку нижнего края рубахи. Поясной мужской одеждой всех слоев населения были не слишком узкие штаны, которые носили заправленными в сапоги или притянутыми к голени обмотками-онучами. В них изображены крестьяне, горожане и князья на миниатюрах Радзивилловской летописи и Типографского устава, "цесарь" на фреске Кирилловской церкви и участники русалий на браслетах- наручах.

2.2 Верхняя одежда 2.2.1 Кожух и свита

Теплой верхней одеждой, которую носили мужчины и женщины всех слоев древнерусского населения, были кожух и свита. Что представлял собой в древнерусские времена кожух, обозначено в Студийском уставе XI века: "от кож устроеные ризы и мантие, яже кожюхы есть нарицяти обычай" 19. Кожух упоминается в летописях, в памятниках древнерусской литературы, в берестяных грамотах. В "Слове о пълку Игореве" говорится, что воины князя Игоря Святославича кожухами мостили себе дорогу на болотах и "грязивих" местах 20. Кожух как одежда горожан неоднократно упоминается в берестяных грамотах Новгорода 21 и как одежда князей - в Ипатьевской летописи. Галицко-волынский князь Даниил Романович ради встречи с венгерским королем оделся в "кожюх же оловира грецкого и кроуживи златими плоскоми ошит ..." 22.

Разные слои населения шили кожухи из меха разного качества и цены. Князья, бояре, богатые дружинники и купцы ходили в кожухаха из белки, горностая, куницы, а простые горожане и крестьяне - из медведя, овчины и козьих шкур. Внешний вид древнерусского кожуха показан на миниатюре "Изборника" Святослава - в него одет младший из княжичей 23, Судя по рисунку, кожух тоже имел туникообразный покрой, округлый вырез горловины, прямые рукава и глубокий разрез на груди, который однако достигал только линии талии и застегивался на металлические бляшки-застежки или большие костяные пуговицы. По вырезу горловины, на рукавах и по нижнему краю подола кожух обшивался полосами меха ворсом наружу. Это подтверждается не только изображением кожуха на произведениях искусства, но и его остатками в захоронениях, где слой полуистлевшей овчины, которым бывают обернуты скелеты захороненных, утолщен возле шеи, на груди и у кистей рук. Кожух обязательно подвязывался поясом. У простолюдинов это был узкий кожаный ремешок, а у князей и феодалов - кожаный пояс, украшенный изысканным набором поясных пластинок из золота и серебра.

Cвита - верхняя теплая одежда, сшитая из теплых шерстяных или суконных тканей. Она тоже неоднократно упоминается в письменных источниках среди перечисления одежды как богатых людей, так и простолюдинов. В свиту одет киевский князь Игорь Ольгович, которого убили разгневанные киевляне в 1147 году, предварительно сняв ее с него. Свита упоминается в составе костюмов горожан. Свита названа и в письме новгородца Лазаря 24:"...свои свиты отдали в заклад ростовщику новгородцы Гришка и Коста" 25.              Разные слои населения шили свиты из разного качества материалов. Богатые люди шили свиты из специальных шерстяных тканей, которые назывались "праздничным сукном", и были натурального, светлого цвета. Простые горожане и крестьяне шили свиты из грубых материй, сотканных из плохо вычесанной шерсти. Такая свита "власяна, остра на теле" упоминается в Киевском патерике 26. Как и все другие виды верхней одежды мужчин и женщин, свита подвязывалась поясом. Остатки верхней одежды, которые можно отождествлять с древнерусской свитой, были найдены в 1978 году во время раскопок древнерусского Витебска (территория современной Белоруссии).

2.2.4. Обувь

Из всех составных частей древнерусского костюма лучше всего изучена обувь: целые изделия, значительные фрагменты и отдельные детали найдены в большом количестве при раскопках древнерусских городов. Значительно реже остатки обуви находят в местах сельских поселений и захоронений. Известно также немало изображений обуви в памятниках искусства, а в письменных источниках есть упоминания о ее цвете и декоре.

Мужчины и женщины на Руси в X-XIII веках носили сапоги, черевики, туфли, поршни, лапти. Обувью мужчин были преимущественно сапоги и черевики, женщин и детей - черевики и туфли.

Для князей и бояр сапоги и черевики шили из хорошо выделанной цветной кожи и вышивали цветными шерстяными и золотыми нитками, мелким жемчугом, бронзовыми пуговицами, проволокой.

Зеленые сапоги, вышитые золотыми нитками, которые носил князь Даниил Галицкий, упомянуты в Ипатьевской летописи 34, а красные сапоги бояр и их слуг - в "Слове" Даниила Заточника 35. Сапоги как обувь мужчин-горожан упоминаются и в новгородских берестяных грамотах.

До недавнего времени, кожаная обувь была преимущественно известна только в северо-западном и северо-восточном регионах древнерусских земель, где в условиях влажного грунта изделия из кожи хорошо сохраняются. Одно время это было даже причиной появления утверждения о том, что в костюмах южных и юго-западных территорий Руси кожаная обувь или вообще отсутствовала, или была распространена в небольших количествах. Такая точка зрения основывалась на том, что при раскопках городов на указанных территориях, даже в таком большом центре, как Киев, она практически не найдено. Эта гипотеза была опровергнута только в последние десятилетия, когда при раскопках древнего Звенигорода Галицкого было найдено большое количество фрагментом кожаной обуви 36, которая по материалу, покрою и декоративным украшениям ничем не отличалась от материалов Новгорода, Пскова, Минска, Витебска, Твери и др. городов. Находка кожаной обуви в Звенигороде Галицком не была исключением для южнорусских городов. Исключительными были только условия ее сохранения - твердый торфянистый чернозем, который, в соединении с повышенной влажностью, хорошо консервировал кожу.

Древнерусские сапоги были скроены из деталей, с твердой или мягкой подошвой, с цельнокройными головками, с высокими фигурными или низкими прямыми голенищами. В сапоги такого покроя обуты музыканты на ряде серебряных браслетов-наручей, "цесарь" на одной из фресок Кирилловской церкви и акробат на графическом рисунке на стене Софии Киевской.

Мягкой обувью, которую носили преимущественно в теплую пору года, были скроенные из деталей черевики разных вариантов кроя. Черевики изготовлялись из брюшной части шкур рогатого скота В холодное время года их утепляли стельками из войлока, вязаными носками, онучами.

Исключительно женским, причем праздничным видом обуви, были кожаные, скроенные из деталей туфли из мягкой кожи, вышитые изящным растительным или геометрическим орнаментом.

Крестьяне и простые горожане в теплое время года носили также лапти и кожаные поршни. Лапти плели из луба или тонких полосок кожи. Поршни - мягкая обувь, которую шили из кожаной заготовки 4-хугольной формы, сгибая и сшивая ее поверх ноги и на пятке. К ногам поршни и лапти крепились конопляными шнурами.

2.2.5. Головной убор

Составной частью мужского и женского костюма был головной убор. В письменных источниках есть 2 термина для его обозначения - "клобук" и "шапка". Головные уборы князей и бояр названы в летописях - клобуками. Клобук как светский головной убор упоминается в самом старом списке "Сказания о Борисе и Глебе" 37. На отеческом месте в клобуке сидел князь Ярослав Владимирович Галицкий во время встречи с Петром Бориславичем, послом киевского князя Изяслава Мстиславича 38.

Изучение находок головных уборов и их изображения на монетах, печатях, фресках, иконах и миниатюрах, изделиях мелкой пластики, позволяет утверждать, что разные названия головных уборов соответствуют как отличиям в их конструкции, качеству материала, из которого их изготовляли, так и социальному положению владельца. Клобук, судя по изображениям на фресках и миниатюрах, представлял собой меховую шапку с высоким верхом, нижняя часть которого обшивалась мехом. Верх мог быть сшит из прочных златотканых шелковых тканей, иногда разного цвета. Такие головные уборы изображены на головах князей Бориса и Глеба на древнерусских иконах. Верх клобуков мог быть сшит как из 3-4, таки из 6-8 частей. Остатки обгоревшего княжеского клобука с верхом из шелковой ткани найдены в насыпи известного княжеского кургана Черная Могила. Меховые клобуки в виде остатков истлевшего меха, толщиной 4 см, найдены в курганах возле села Минины Киевской обл. Известны также меховые мужские шапки с наушниками.

На золотых и серебряных монетах князя Владимира и на отдельных княжеских печатях княжеские шапки украшены жемчужными подвесками-перпендулами, которые были обязательным украшением корон византийских императоров. Появление изображений этого украшения, которое символизировало императорскую власть, связано не с существованием такой регалии в действительности, а с символическим декларированием своего равенства с византийскими императорами.

Настоящие данные о головных уборах представителей дружинно-феодальной знати дало изучение мелкой пластики - глиняных игрушек, которые изображают конных воинов-дружинников. Фрагменты таких изделий найдены в составе вещевых находок из раскопок древнего Киева, Вышгорода, Воиня, Галича 39. Все найденные игрушечные всадники имеют головной убор с высоким верхом и опушкой по нижнему краю в виде рельефного валика. Верх головных уборов, судя по изображениям, сшит из 4-х частей. Места швов обозначены или рельефными валиками, или прочерченными линиями. Богатые феодалы и дружинники шили шапки из дорогих материалов: меха соболей, куниц, шелка. Последнее подтверждается свидетельством арабского автора X века Ибн Фадлана, который писал, что на голову мертвому "русу" одели "шапку из парчи, соболью".

Мужские головные уборы горожан и крестьян названы в новгородских берестяных грамотах - шапками. Их конструкция и материал, из которого они изготовлены, известны по одиночным находкам самих шапок и по их изображениям на керамических игрушках. Они шились из войлока. Такая целая шапка найдена при раскопках древнего Берестья 40. Она имела коническую форму, ее нижний край с широким заворотом плотно прилегал к верху. Шапки также плели из шерсти, о чем свидетельствует упоминание в Киево-Печерском патерике.

О женских головных уборах, по сравнению с мужскими, известно очень мало. Головными уборами замужних женщин были повой и убрус. Повой упомянут в духовной жены князя Глеба Всеславича, а убрус - в некоторых уставных грамотах.

Среди археологических находок остатки убруса и повоя не выявлены, но их изображения есть на миниатюрах и фресках. В повое изображена княгиня Ольга на миниатюрах Радзивилловской летописи и на фресках южной стены Софии Киевской. Убрусы изображены на головах княгинь на миниатюрах "Изборника" Святослава и Трирской псалтыри. Повои и убрусы изготовлялись из тонких льняных или шерстяных тканей или шелка.

Повой представлял собой головное покрывало, по размерам похожий на современный платок, а убрус - длинное полотенце, которым оборачивали голову. Во время праздничных выходов княгинь в храм, поверх повоя одевали диадемы, известные из сокровищ, или иже обруч из золота, который неоднократно изображен на миниатюрах Радзивилловской летописи на голове у княгини Ольги.

В холодное время года убрус дополнялся меховой (княгини и боярыни) или войлочной (горожанки и крестьянки) шапкой.

Незамужние девушки ходили в теплое время года ходили с непокрытыми головами, с распущенными или заплетенными в косы головами, которые поддерживал венок - "очелье". Он представлял собой шелковую или златотканую ленту, которая завязывалась на затылке. Иногда основу очелья делали из полоски коры или кожи и обшивали шелком. Из материалов захоронений известны также очелья в виде серебряного обруча. Очелья украшали характерными для определенной территории височными кольцами и колтами.