Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кирман Работа с гневом в группах.docx
Скачиваний:
30
Добавлен:
11.02.2016
Размер:
69.86 Кб
Скачать

Роль объекта при нарциссической защите

Нарциссические защиты развиваются в первые годы жизни и вызваны страхом, что внешнее выражение гнева или ненависти приведет к утрате любви и разрушению отношений с необходимым объектом. Перечислим некоторые варианты подобных страхов.

  1. Страх, что субъект будет наказан — уничтожен, покинут, эмоционально отвергнут.

  2. Страх, что ярость субъекта (наделенная в фантазиях всемогуществом) может разрушить объект. Один пациент рассказал мне, что после того, как он в детстве повел себя «ужасно» и мать безудержно разрыдалась, он больше никогда «не вел себя плохо».

  3. Страх, что простое внутреннее переживание ненависти к ценному объекту нанесет интрапсихический ущерб его «доброте», и субъект лишится «хороших» и «добрых» отношений с ним, которые ему так необходимы. Один мой пациент сказал, что «еще не готов» рассердиться на меня. Чтобы набраться для этого сил, ему нужно было получить «больше положительного опыта» в общении со мной — с хорошим мной.

В результате того, что в первые годы жизни пациент боится, что любимый объект будет уничтожен или испорчен либо бросит его, внешнее проявление гнева и ненависти намертво блокируется, поэтому любые терапевтические попытки изменить положение дел и помочь пациенту выражать отрицательные эмоции вовне обязательно должны сопровождаться надежными гарантиями, что в психотерапевтическом сеттинге подобной катастрофы не произойдет. Винникотт говорит, что способность некоторых пациентов при помощи терапии пробиться сквозь собственную эмоциональную изоляцию приводит к тому, что аналитик подвергается «максимальной деструктивности», и «зависит от способности аналитика пережить атаки, в том числе… дать понять, что никакого наказания не последует» (Winnicott, 1971, стр. 91). При работе с подобными пациентами групповой аналитик должен быть готов к тому, что его будут ненавидеть и стремиться уничтожить, и обязан донести до пациента, что переживет подобные нападки, не станет его наказывать и по-прежнему будет для него доступен. При подобной подготовке терапевт непременно заложит фундамент для правильной работы с пациентами, независимо от того, какие именно приемы он будет применять.

С теми, кто функционирует на нарциссическом или доэдипальном уровне, нужна особая осторожность, особенно в начале терапии, поскольку необходимо создать обстановку, в которой возможно развитие значимых эмоциональных отношений. Методы современного анализа специально рассчитаны на то, чтобы помочь пациентам наладить прочную связь с терапевтом и не опасаться, что он впадет в коллапс либо нанесет им травму или покинет их. В самом начале терапии этому способствуют следующие факторы:

  1. Контакт налаживается лишь в том темпе и в той манере, какие диктует пациент.

  2. Терапевт избегает конфронтации с пациентом, не подчеркивает, что он «отдельная личность», поскольку уже одно подобное чувство может быть пагубным для пациента.

  3. Терапевт демонстрирует, что принимает пациента в том виде, в каком пациент воспринимает самого себя, и неважно, каков этот образ — положительный или отрицательный.