Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
14
Добавлен:
14.02.2016
Размер:
1.85 Mб
Скачать

1. Японские журавли (танец). 2. Серый журавль у гнезда.

3. Стерхи (справа молодой). 4. Журавль-красавка.

5. Венценосный журавль.

КОЛИБРИ

У колибри — самые крохотные гнёздышки: с половину скорлупки грецкого ореха, а у не­которых и того меньше. У многих, однако, круп­нее. И сами птахи малы невероятно! Карликовый колибри размером со шмеля, вес птицы — чуть больше полутора граммов. Её длина — около 57 мм, если считать с хвостом и клювом, а без них — вдвое меньше. Самые маленькие из зем­лероек и карликовые колибри — создания ре­кордно маленькие среди теплокровных живот­ных. Но многие колибри — а их 231 вид, и все обитают в Америке — величиной примерно с чижа. Один вид, исполинский колибри, — раз­мером с ласточку. Яйца — тоже под стать пти­цам: иногда меньше сантиметра в длину и весом чуть более трети грамма.

Кислорода на грамм веса колибри потребляют больше, чем кто-либо из живых существ: в 3—8 раз больше, чем, например, необходимо кле­сту, — 68 куб. см на грамм веса в час (это в полёте). Сердце у крошечных колибри относи­тельно их веса огромное — втрое крупнее, чем,

скажем, у голубя. И бьётся оно невероятно быст­ро — до тысячи ударов в минуту. Источник энергии для живого существа — пища. В день колибри съедают вдвое больше, чем весят сами. За 12 часов птичка может выпить жидкости в 6—7 раз больше собственного веса. Но ночью, когда колибри спят, обмен веществ у них замед­ляется и температура тела падает до 17—20° С. Птицы проводят ночь в оцепенении.

Прежде думали, что корм колибри — только нектар цветов. Но в этой пище мало белков, а без них жить невозможно. Когда пробовали кор­мить колибри только сахарным сиропом, птицы быстро погибали от истощения. Оказалось, что даже те из них, которые постоянно сосут нектар, вместе с ним поедают немало мелких насекомых, таящихся в венчиках цветков. Многие же колиб­ри кормятся только насекомыми и пауками.

Некоторые сосут нектар, усевшись рядом с цветком. Большинство проделывает это на лету, подобно бабочкам-бражникам, повисая на одном месте в воздухе. Крылья при этом работают

КОЛИБРИ:

1. Малиновый колибри-топаз. 2. Серпоклювый колибри. 3. Чудесный колибри-кокетка. 4. Колибри Елена.

5. Красногрудый колибри-ангел. 6. Колибри Сафо. 7. Колибри-мечеклюв. 8. Исполинский колибри.

510

вовсю. Сделав несколько быстрых глотков, птич­ка стрелой срывается с места и зависает, трепеща крыльями, уже у другого цветка.

Колибри — летуны превосходные: в любую сторону могут круто кинуться из положения «подвисания» — даже назад! Крыльями машут часто, как насекомые: 20—30 взмахов в секунду у крупных видов и до 70 и далее до 100 — у мелких колибри. Полёт очень быстрый. По неко­торым данным, до 100 км в час! Для крохотных птиц — достижение невероятное...

Быстрые и крутые повороты в воздухе спаса­ют колибри от врагов. Впрочем, пернатые лили­путы предпочитают активную оборону. Избежав в ловком манёвре прямого нападения, они неред­ко тут же сами переходят в атаку: на скоростях, близких к полёту стрелы из лука, нападают с флангов и тыла даже на крупных птиц-хищни­ков, острыми клювами наносят «булавочные уколы», нацеленные в уязвимые места, напри­мер в глаза, и заставляют врага быстро отсту­пить. Так же, в глаз, бьют с лёта и древесных змей, подбирающихся к их гнёздам. Кстати, клюв у колибри зачастую очень длинный, а у колибри-мечеклюва — самый большой в мире птиц (относительно длины тела, конечно): более

10 см, что длиннее тела птицы, если не считать хвоста.

Почти все колибри окрашены очень ярко. Сияют, как драгоценные камни. (Вероят­но, за это древние ацтеки почитали их как божество солнца и ясного неба.) Но основные тона в их оперении тёмные — чёрные и бурые пигменты (красящие вещества). Цвета радуги, которыми блещут колибри, — отражённый осо­бым устройством их перьев свет. Поэтому в раз­ных поворотах, под новым углом освещения, одна и та же птица выглядит совершенно по-ино­му.

В основном колибри — жители американских тропиков. Эквадор приютил, например, более сотни всевозможных видов колибри. Но один вид гнездится в Патагонии, а два — в Северной Америке (первый — по западным территориям США и Канады до юга Аляски, второй — на востоке США до Канады). Проникшие так дале­ко в высокие широты колибри улетают зимовать в субтропики. Два североамериканских вида пролетают немалое расстояние — до 5 тыс. км, вплоть до Панамы. Колибри, гнездящиеся на востоке США, 800 км летят (беспосадочно!) над Мексиканским заливом.

КУКУШКИ

Птенец, маленький и слепой, несёт на спине... другого птенца. Поддерживая его культяп­ками-крылышками, осторожно продвигается к краю гнезда, опускает вниз голову и вдруг резко откидывается назад. Птенец, сидевший у него на спине, летит вверх, а затем падает вниз, на землю. Птенец-носильщик несколько минут от­дыхает и вновь поднимается на неокрепшие ножки. Пятится задом, подползает под другого своего соседа, вскидывает его в особую ложбинку на спине и тащит к краю гнезда. Рывок — и ещё одна жертва летит вниз. Птенец может и за­стрять в ветвях, но, поскольку он уже «вне гнезда», родители не обратят на него никакого внимания.

Так кукушонок расправляется со своими свод­ными братьями и сёстрами. Не успокоится, пока не выкинет всех из гнезда. Делает он это бессоз­нательно, подчиняясь приказу инстинкта. Уже в первые часы жизни непреодолимое стремление побуждает кукушонка выбрасывать из гнезда всё, что там находится.

На спине у кукушонка — чувствительные сосочки. Стоит к ним притронуться, как он сей­час же становится в позу «выбрасывателя» и готовится выкинуть из гнезда коснувшийся его предмет. Но пройдёт четыре дня, инстинкт вы­брасывания исчезнет, и кукушонок уже никогда не сможет избавиться от лишних ртов в гнезде.

Соседние файлы в папке Avanta_02_biologiya