Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
19
Добавлен:
14.02.2016
Размер:
1.84 Mб
Скачать

1. Пуговчатоголовые краксы, или древесные куры (слева самка). 2. Цесарка. 3. Дикий индюк.

525

ИНДЕЙКА: ГЛУПОСТЬ ИЛИ КОВАРСТВО?

Глупость индейки вошла в поговорку. Действительно, в поведении птицы это качество находит некоторые подтвер­ждения. Альфред Брэм рассказывает о бы­товавшем в Америке способе охоты на индеек. В четырёхугольную клетку, принесённую в лес, прорывают земляную канавку. Выход из канавки — в центре клетки. В канавку и клетку насыпают зёрна кукурузы. Дикие индейки, склёвывая зёрна, заходят в клетку. После этого они бессмысленно тыкаются в её стены, не за­мечая выхода посередине ловушки, через ко­торый они вошли.

Но встречают наблюдатели у этой птицы и противоположное качество — хитрость, причём прирождённую. Охраняя от непрошеных посетителей своё гнездо, индейка поступает так же, как и многие другие куриные: притворившись раненой, уводит хищника или охотника в сторону от гнезда. (Заметим, что куриные вообще в защите своего потомства самоотвер­женны необычайно и во время лесных пожа­ров иногда сгорают вместе с яйцами на гнёздах.) Американский писатель Марк Твен так описывает свою встречу с этой птицей в рассказе «Охота за коварной индейкой»:

«Однажды, гоняясь за индейкой, кото­рая прикинулась подбитой, я обошёл нема­лую часть территории Соединённых Штатов. Мне не раз удавалось подойти к ней совсем близко, и я пускался бегом, чтобы схватить её, но когда я делал пос­ледний прыжок и протягивал руки туда, где только что видел её спину, индейки там уже и в помине не было: она отодвигалась всего на два или три дюйма, и я, падая на живот, задевал перья её хво­ста. Это был бросок, недостаточный для победы, но зато вполне достаточный для того, чтобы поддержать во мне уверен­ность в успехе следующего броска. Всякий раз индейка поджидала меня чуть поодаль, прикидываясь, будто еле дышит от уста­лости и присела перевести дух.

...Я так и не поймал её. Когда игра на­конец ей наскучила, она вспорхнула бук­вально у меня из-под руки, взмыла вверх, со свистом рассекая воздух, как пушечное ядро, взлетела на самый верхний сук высо­кого дерева, уселась там и улыбнулась мне сверху вниз, видимо наслаждаясь моим удивлением».

жители степей и саванн. Домашние цесарки, которых ещё римляне разводили в своих птичниках, — их потомки. Самые крупные из цесарок — грифовые. Их лысые, без хохлов и шлемов, головы с сильными изогнутыми на концах клювами напоминают головы грифов. Как все цесарки, они живут стаями и ночуют на деревьях. Летают мало: испуганные кем-нибудь, проворно удирают в колючие кусты.

ИНДЕЙКИ. В Америке ни павлины, ни фазаны не во­дятся. Кроме тех, конечно, которых сюда завезли люди. В Соединённых Штатах и Мексике семейство фазанов представ­ляют индейки. Но почти всюду они здесь истреблены. Увидеть теперь их весенние тока — большая редкость.

Вернувшись с токовищ, индейки устраивают гнёзда в ук­рытии: под кустом, в траве. 8—20 яиц высиживают четыре недели, иногда — объединёнными силами. Однажды трёх индеек спугнули с общего гнезда. Подсчитали: в нём лежало 42 яйца! Индейки водят и объединённых в общую стайку птенцов: две мамаши и их дети. Едва обсохнув, индюшата уже уходят с гнезда и всюду следуют за родительницей. Через две недели ночуют на ветках, взлетая на них без труда, но не одни, а под крылом у индейки. Осень и зиму не отстают от неё. В это время года многие выводки собираются в стаи, но петухи (индюки) держатся отдельно от них, мужскими компаниями.

Бегают по земле индейки очень быстро. Известный амери­канский орнитолог Одюбон однажды верхом на лошади не­сколько часов гнался за индейками (дикими, разумеется), но так и не догнал их. За исключительную резвость индейке учёные дали название «мелеагрис» в честь быстроногого героя древнегреческих мифов — Мелеагра из Калидона.

Ещё одна дикая индейка — глазчатая — живёт в лесах Гондураса, Гватемалы и на юге Мексики. Точнее сказать, «жила», т. к. на воле глазчатых индеек осталось очень мало. Пожалуй, их сейчас больше в зоопарках, чем в исконных местах обитания. Глазчатая индейка похожа на обычную, но ростом поменьше и с более светлым оперением.

УЛАРЫ. Улары — дети гор. Не было бы гор Кавказских, Гималайских, Алтайских и центральноазиатских, не водились бы на планете и улары. Век за веком заселяли эти горы предки уларов, всё выше и выше. И наконец, добрались до заоблачного поднебесья, до самых вершин под шапками снегов, где редкая птица и зверь встречаются. Живут улары обычно выше 2 тыс. м над уровнем моря, но забираются и ещё выше — до 4—5 тыс. м. Лишь на зиму спускаются улары в альпийскую зону, к границам горных лесов.

Улар больше тетерева, в общем похож на куропатку, но значительно крупнее. Бег у него быстрый, ловкий. Полёт удивительно скоростной и манёвренный. С криком срывается улар с кручи, сильно взмахивая крыльями, снарядом летит вперёд.

На зорях улары много кричат. Услужливое эхо разносит вокруг по ущельям и склонам многоголосую перекличку, умножая хоровое звучание. Мелодичные посвисты уларов, другие песни и крики нарушают, особенно в брачную пору, томительное безмолвие пустынных высокогорий.

Самцы большинства видов уларов неотлучно дежурят у

526

ПОРОДЫ ДОМАШНИХ КУР:

Соседние файлы в папке Avanta_02_biologiya