Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ГАРМОНИЯ И АЛГЕБРА СТИХА.doc
Скачиваний:
68
Добавлен:
15.02.2016
Размер:
162.3 Кб
Скачать

Лаконизм стиха и техника актера.

Ритм придает дополнительную энергию слову в стихе. Поэтому стихи, как правило, короче прозы, изображающей ту же картину, что и они. Сколько бы потребовалось времени для изображения осеннего пейзажа прозаику, даже если это Тургенев или Бунин.

А у Тютчева всего 12 строк - и больше ничего не нужно. В добрую минуту Пушкин сочинил 8 строк:

Прозаик и поэт о чем, прозаик, ты хлопочешь?

' Давай мне мысль какую хочешь:

Ее с конца я завострю, Летучей рифмой оперю, Взложу на тетиву тугую, Послушный лук согну в дугу, А там пошлю наудалую, И горе нашему врагу!

Не надо, разумеется, думать, что поэту вся эта работа дается "без хлопот". Подбор слов, их "завострение" и притирание друг к другу на тугой тетиве ритма - куда как сложнее, чем в вольной прозе. Потому, как мы помним, и призывал Гоголь братьев-артистов "обратиться к нашим поэтам, к тем высоким произведениям стихотворным, которые у них долго обдумывались и обрабатывались в голове, над которыми и чтец должен поработать долго".

Однако, долго или коротко - это зависит от подготовленности внутренней и внешней, техники исполнителя. Конденсация чувств, мыслей, звуков в стихе требует адекватного отзыва не только в душе актера, но и в "завострении" всех элементов техники - дикции, дыхания, мелодического и смыслового голосоведения.

Эта особенная отточенность одна только может обеспечить сохранность всех элементов стиха при жестких темпах произнесения, диктуемых всесильным ритмом. Вместе с тем, нужно успеть уместить в небольшом количестве слов, в точно поставленных и измеренных паузах, - всю глубину психологических и лирических состояний - автора и исполнителя, - всю свежесть картин и действий, изображенных в стихе.

Вернемся еще раз к одной из первых октав "Домика в Коломне": Как весело стихи свои вести Под цифрами, в порядке, строй за строем, Не позволять им в сторону брести, Как войску, в пух рассыпанному боем! Тут каждый слог замечен и в чести, Тут каждый стих глядит себе героем, А стихотворец... с кем же равен он? Он Тамерлан иль сам Наполеон.

В этом славном строю, артисту не сравниться, конечно, с Наполеоном. Но к более скромной роли одного из маршалов - примериваться должно.