Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Topchy_M_V__Zoopsikhologia_i_sravnitelnaya_psi.doc
Скачиваний:
226
Добавлен:
16.02.2016
Размер:
2.33 Mб
Скачать

13.2.3. Способность к совместной деятельности

Способность к совместной деятельности рассматривается как представление партнеров об общем результате и способность к разделению действий для достижения этого результата. Для этого необходимо представлять намерения друг друга, последствие действия другого и соотносить это с представляемым результатом своих действий. У ребенка во втором полугодии жизни появляется разделение со взрослым действий с предметами. Такого включения других особей в освоение взаимодействия с объектами в онтогенезе антропоидов не отмечается, они остаются на уровне индивидуального действия или освоения действий с объектами по подражанию.

Принципиальное отличие подражания от совместно-разделенной деятельности состоит в том, что по подражанию зритель повторяет образец действия, а в совместно-разделенной деятельности оба участника достигают общего результата, выполняя составные части действия. Это свидетельствует о том, что онтогенез овладения способом действия у понгид и ребенка человека различаются. Однако высшие животные во взрослом состоянии способны к разделению действий в ситуативной деятельности, способны учитывать намерение других особей и прогнозировать результат их действий. Об этом свидетельствуют также данные экспериментов и наблюдений с передачей информации обезьянами, дельфинами, ластоногими друг другу, способность понгид к намеренному обману при указы-вании на место запрятывания приманки и т. п.

13.2.4. Способность к осознанию себя

Элементы самосознания у высших животных изучаются на модели самоузнавания в зеркале, по фотографиям, способности кобозначению символическими средствами своего эмоционального состояния, а также состояния других животных и человека. В основном эти данные касаются понгид. Например, шимпанзе Люси вспоминала и «говорила» о своей любимой заболевшей собаке в ее отсутствие, обозначая знаками, что собаке «больно». Не менее интересны интерпретации такого поведения понгид, как одевание на себя объектов, намазывание на кожу различных веществ и т. п. Таким образом, по мнению исследователей, эти обезьяны «познают» собственное тело, своеобразно «экспериментируя» с получаемыми чувственными впечатлениями. Возможно, эти данные говорят о том, что процесс, аналогичный тому, который в психологии личности у человека называется «идентификация», не только наличествует у понгид, но и имеет сходный с человеческим генезис, сутью которого является сопоставление себя с теми, кто выполняет роль «родителей».

В этологии подобные феномены объясняются с помощью моделей видового и полового запечатления. В этом отношении интересно сравнение узнавания себя в зеркале в онтогенезе ребенка, у взрослых представителей кочевых африканских племен, у которых нет зеркала и даже возможности видеть свое отражение в воде, и у понгид. Эти данные свидетельствуют, что генезис узнавания себя в зеркале у понгид и человека практически одинаков и включает опыт взаимодействия с зеркалом и с другими особями. Все эти данные позволяют заключить, что проблема зачатков самосознания и их эволюции еще далека от разрешения и является одной из наиболее актуальных в сравнительной психологии.