Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

bogo_glob1

.pdf
Скачиваний:
22
Добавлен:
16.02.2016
Размер:
8.05 Mб
Скачать

В условиях резкого и повсеместного спада производства, вызванного ломкой прежнего устройства, странам было не до интеграционных проектов. Но, после того как острота кризиса несколько улеглась, они начали рождаться один за другим. В сентябре 1993 г. был подписан договор о создании Экономического союза стран СНГ, а на следующий год заключено Соглашение о зоне свободной торговли. За ними последовали и другие подобные договоренности, но всех их ждала общая судьба — остаться благими пожеланиями. Функции Содружества Независимых Государств как региональной организации ограничивались взаимными консультациями и обсуждением отдельных проектов сотрудничества.

Между тем взаимные экономические отношения стран СНГ год от года ослабевали. Происходила переориентация торговли на западноевропейский и другие рынки. Доля межреспубликанского товарооборота, составлявшая до распада СССР в совокупном его внешнем и внутреннем обороте около 70%, снизилась до 30%, причем у России она находится на уровне 16~18%2. Эти цифры свидетельствуют о немалых упущенных возможностях регионального сотрудничества и заставляют искать пути его налаживания.

Инициативы последних лет исходят из концепции разноскоростноЙ и разноуровневой интеграции. Другими словами, заинтересованные страны участвуют в региональном сотрудничестве на неодинаковых по степени интеграции и времени ее осуществления условиях. Одни идут на более продвинутые формы взаимодействия и объединения, другие подключаются лишь к их начальным стадиям. Сферы и темпы интеграции определяются в зависимости от желания и готовности участников. К таким моделям региональных объединений относятся Союзное государство России и Белоруссии, Евразийское экономическое сообщество и интеграционный проект «Единое экономическое пространство России, Украины, Белоруссии и Казахстана».

Реализация этих моделей, как и всех предшествующих интеграционных начинаний, сталкивается с привычными проблемами, свидетельствующими о глубоком расхождении между замыслами и практическим их воплощением в жизнь. Не столько несовпадение экономических интересов,

сколько дефицит доверия и политические различия срывают декларированные планы. Правда, осознание участниками упомянутых интеграционных начинаний подлинных экономических интересов своей страны тоже порой неадекватно из-за идеологических пристрастий и отсутствия государственной мудрости.

Российско-белорусский союз достраивает зону свободной торговли, совершенствует совместные управленческие структуры, продвигается по пути перехода к общей валюте. На темпах рождения союза двух государств сказываются различия в са^юй последовательности его строительства. По мнению российской стороны, на первых этапах следует сосредоточить усилия на конкретных шагах по экономической интеграции, вести строительство снизу, закладывая фундамент. Другими словами, создавать совместные компании, налаживать производственную кооперацию, улучшать климат для российских инвестиций в белорусскую экономику и белорусских — в российскую, гармонизировать экономическое законодательство, вести дело к введению единой валюты. Белорусская сторона считает первоочередной задачей формирование и налаживание работы наднациональных органов союзного государства, чтобы бизнес имел гарантии стабильности складывающихся интеграционных отношений, находился под крышей политических структур. Перспективы нахождения компромиссов по спорным вопросам зависят главным образом от политической воли сторон.

Евразийское экономическое сообщество (НврЛзЭС) образовано по инициативе Казахстана в конце 2000 г., оно объединяет пять стран — Белоруссию, Казахстан, Россию, Киргизию и Таджикистан. Уже ранее, начиная с 1995 г., эти страны достигли определенного прогресса в создании таможенного союза. В 1999 г. они пошли дальше, подписав договор о таможенном союзе и едином экономическом пространстве. Учреждение ЕврАзЭС было призвано придать дополнительный импульс предшествующему процессу экономического сближения пяти стран. Учредители констатировали, что формирование зоны свободной торговли между ними находится на завершающей стадии и идет переход к

282

283

образованию единой таможенной территории. Наибольшая степень (95%) гармонизации внешнего тарифа была достигнута между Россией и Белоруссией, тогда как между Россией и Казахстаном сделаны только первые шаги3. Новая организация поставила задачу ускорить этот процесс, способствовать созданию единого экономического пространства. Подразумевалось, что члены ЕврАзЭС построят общий рынок товаров, услуг, капиталов, труда, создадут единую инфраструктуру, приступят к координации и гармонизации экономической политики и национального законодательства.

Последующая практика сотрудничества разошлась с амбициозными планами. Они оказались нереалистичными, не учитывавшими различия национальных интересов и неподготовленность к такой интеграции управленческих структур. Намечавшуюся в сжатые сроки унификацию таможенной политики не удалось осуществить, и рождение таможенного союза отодвинулось на неопределенное время. Но участники ЕврАзЭС, извлекая уроки из неудач, продолжают двигаться в выбранном направлении.

Свидетельством этого стало предложение России образовать в рамках существующих союзов единое экономическое пространство четырех наиболее крупных и промышлеппо развитых стран — России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Эта инициатива нашла понимание, и в сентябре 2003 г. было подписано соответствующее соглашение. Поскольку цраимосвязаппость развития хозяйства упомянутых стран наиболее значительна, всестороннее использование связанных с этим выгод и преимуществ отвечало общим интересам. Исходя из этого можно было рассчитывать на сравнительно быструю реализацию того, что декларировалось в других соглашения и договорах, но не осуществлялось. Кроме того, согласие Украины на участие придавало повое качество всему «проекту четырех*.

К сожалению, как уже неоднократно случалось, претворение в жизнь намеченных целей пробуксовывает и затягивается. Причины этого, в сущности, не новы — расхождение интересов и политических подходов. Украина, например, не проявляет готовности идти дальше, чем участие в зоне свободной торговли, что особо чувствительно для судьбы про-

екта. Наблюдаются расхождения интересов при согласовании общей линии в переговорах о вступлении в ВТО. Противодействие «проекту четырех» оказывается и со стороны Запада. Словом, перед лицом трудностей решения назревших вопросов интеграции на многосторонней основе участники «ЕЭП четырех» пытаются сделать это в рамках двусторонних соглашений.

Далеко идущие намерения участников «ЕЭП четырех» слабо подкреплены регулирующими административными структурами. Действует Совет глав государств, решающий на основе консенсуса назревшие вопросы, а также Группа высокого уровня из заместителей председателей правительств, координирующая работу групп экспертов. На них возложено составление нормативно-правовых документов, обеспечивающих достижение поставленных целей интеграции. Россия, Казахстан и Белоруссия не отказываются от намерения создать полноценный таможенный союз и общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Они не снимают также с повестки дня возможность перехода к валютному союзу. Поэтому выступают за одновременную разработку и принятие Экономического кодекса ЕЭП — основополагающего правового фундамента для такого глубокого взаимодействия. с/

Объективный ход истории рано или поздно заставит государства, образовавшиеся после распада СССР, переходить к более глубокому экономическому взаимодействию. Упускать открываемые таким сотрудничеством преимущества было бы крайне опрометчиво. Но потребуется время, чтобы политики осознали это и выработали равноправные и взаимовыгодные механизмы интеграции. Видимо, в этом процессе между отдельными странами возникнут разные степени сближения. Россия и Белоруссия уже ныне готовы пойти значительно дальше, чем остальные страны, и в случае успеха этот пример может стать притягательным для остальных.

Приведенный обзор различных форм и практического опыта интеграционных объединений позволяет констатировать, что регионализм превратился в одну из характерных черт экономической глобализации. Он в известной мере

284

285