Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МЧП.doc
Скачиваний:
577
Добавлен:
20.02.2016
Размер:
1.46 Mб
Скачать

II. Другая группа коллизионных норм в области вещных прав содержится в ст. 1206 гк рф.

Пункт 1 ст. 1206 гласит: "Возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено законом".

Российский суд должен оценивать юридическую значимость и последствия упомянутых действий или обстоятельств, руководствуясь не законом места их совершения, а законом места нахождения вещи в момент, когда они совершались, если место совершения действия или наступления обстоятельства и место нахождения вещи не совпадают. Так, момент возникновения права собственности у приобретателя по договору должен определяться не по месту страны, где заключен договор, т.е. совершилось юридически значимое действие, а по праву страны, где находилось имущество, являющееся предметом договора. Этим же правом будет определяться и законность других, альтернативных оснований возникновения вещных прав.

Таким образом вещь, правомерно приобретенная в собственность лицом, сохраняется за ее собственником при изменении места нахождения вещи (тем самым признается право собственности на вещь, приобретенную за границей). Положение это весьма любо­пытно. Так, например, если лицо правомерно приобретает вещь на территории одного государства и следует на территорию друго­го государства, где эта вещь изъята из гражданского оборота, за ним признается право собственности на данную вещь. Но приоб­ретение такой же вещи на территории данного государства не бу­дет считаться правомерным и не повлечет за собой возникнове­ние права собственности.

Статья 1206 ГК РФ не предусматривает возможности для сторон договора выбрать право, подлежащее применению к вопросам возникновения и прекращения вещных прав. Однако в отношении сделок с движимым имуществом такая возможность предусмотрена п. 1 ст. 1210 ГК: «Стороны договора могут при заключении договора или в последующем выбрать по соглашению между собой право, которое долежит применению к их правам и обязанностям по этому договору. Выбранное сторонами право применяется к возникновению и прекращению права собственности и иных вещных прав на движимое имущество без ущерба для прав третьих лиц». Таким образом, законодатель допускает автономию воли сторон в вопросе возникновения и прекращения вещных прав в отношениях по договору без смещения границ между вещным статутом и обязательственным статутом в пользу последнего. Соответственно, если стороны не осуществили выбора права, то при определении вещно-правовых последствий договора надлежит руководствоваться ст. 1206 ГК РФ и обращаться к коллизионному критерию закона места нахождения вещи, а не к ст. 1211 ГК РФ о праве, применимом к договору при отсутствии соглашения сторон о выборе права9.

Коллизионное регулирование, подлежащее применению к договору в отношении недвижимости, допускающее автономию воли сторон (ст. 1213 ГК), не содержит специального положения, касающегося возникновения и прекращения вещных прав, по аналогии со ст. 1210 ГК. Поскольку сделки с недвижимостью, как правило, подлежат государственной регистрации, то регулирование вопросов, связанных с возникновением и прекращением прав на нее определяется законодательством страны места нахождения недвижимости. Отмечая ограниченность в возможности использования автономии воли в вопросах возникновения и прекращения вещных прав, п. 1 рассматриваемой статьи содержит оговорку о допустимости иного коллизионного регулирования, но только в силу закона.