Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Искусство Запада 1XX-ХХв.rtf
Скачиваний:
77
Добавлен:
22.02.2016
Размер:
557.13 Кб
Скачать

Тема 11. Искусство абсурда

Это направление развивается в 1940-60-е годы и является завершением модернисткой традиции. В живописи его предтечей является метафизическая живопись Джорджо де Кирико, а яркими представителями Рене Магритт и Поль Дельво, в театре Антонен Арто и Эжен Ионеско, в литературе Даниил Хармс, Сэмюэл Беккет.

Термин «абсурд» означает нелепость, несуразность или неуместность, подразумевает нечто непостижимое для разума и невозможное в действительности. Нечто алогичное и невероятное, заводящее человека в тупик, представляется абсурдным. Но иногда абсурдный употребляется в значении смехотворный, особенно когда идет речь о сведении мысли к нелепости. Логически абсурд есть парадокс. Суть искусства абсурда - подрыв общественных стереотипов и разрушение предрассудков, разоблачение мнимой полноты жизни в повседневной суете, пародирование мещанства и обыденной рутины (Хармс, Ионеско). Здесь детерминизм, логика ил и необходимость представляются репрессивными по отношению к личности и ее устремлениям: «И что такое жестокость в философском смысле? Применительно к сознанию она есть не что иное, как строгость, абсолютная, безответная решимость. Философский детерминизм с точки зрения нашего существования представляет собой один из образцов жестокости… Я употребляю «жестокость» в смысле жажды жизни, космической суровости и неумолимой необходимости» (Арто). Абсурд есть обнажение скуки бытия, выход к чистой реальности, к «внемысленному» (Хармс). «Здравомыслие» осознается как иллюзия смысла жизни постановка мнимых целей. Опрокидывается логика и рациональные проекты. Обнажается прозябание, неопределенность, напрасное ожидание новой жизни (Беккет). Царит безвременье. Обнаруживается пустота обыденной болтовни и некоммуникабельность языка, показывается нелепость человеческого общения, построенного на типовых фразах (Ионеско). Пародируется человек клише и лозунгов.

Герой абсурда - Безымянный Беккета напоминает анонима Кафки, подавленного чуждым и враждебным миром. Имперсонность делает его героем замечательной судьбы: Он восстает против нелепых обстоятельств, но его протест абсурден. Он свободен, но не может понять зачем нужна свобода. Он ироничен за свой собственный счет и его ирония - трагикомический фарс. Анти-герой стоит перед вопросом, но не знает с чего начать. Он даже не знает, кто он... Он знает, что не знает ничего; он верит, что ни во что не верит; он использует парадоксальную истину, что истины нет. Он надеется, что что-то случится, но ничего не происходит, ничто не меняется и ему нечем помочь.

Способом выражения абсурда выступают гротеск как особый вид беспорядка, фарс, бурлеск, наигранность, жесткость, выспренность. Например, в пьесе С.Беккета Эндшпиль (1957) видно, что мир – «нагромождение гнусной никчемности, известной под названием внешней среды», в котором теряется значимость человека:

Хамм. Что-то творится.

Клов. Что-то идет своим чередом.

Хамм. Клов!

Клов. (раздраженно). Ну чего тебе?

Хамм. А мы не идем к тому, чтобы что-то... что-то... значить?

Клов. Значить? Мы с тобой? (Смешок.) Ну ты загнул!

В живописи подрывается уверенность в том, что, владея словами, мы «касаемся» реальности. Визуальная реальность становится не более чем продуктом перцептивной веры, когда важно «видеть как» (Р.Арнхейм, М.Мерло-Понти). Обнаруживается разрыв между словом и образом (Магритт), дискурсом и репрезентацией. Абсурд выливается в черный юмор, который обнажает необоснованность коллективных представлений, подрывая условности культуры. По отношению к интеллектуализму элитарного искусства, загадочность, элемент необъяснимости заключается не в картине, все вопросы относятся к нам самим, подрывая уверенность в наших устоявшихся представлениях. Беспокойство, насилие над здравым смыслом, навязчивость взгляда обуславливают переоценку сложившихся предрассудков публики.