Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kurs_lektsy_IEU.doc
Скачиваний:
53
Добавлен:
28.02.2016
Размер:
3.09 Mб
Скачать

3. Отношение между спросом и предложением – основная область исследования в «принципах экономикс»

Выход на практику посредством формирования принципов экономической теории как метода, который определял бы правила практического действия в той или другой хозяйственной ситуации, имели результатом введения в научное обращение, как отдельной проблемы, отношений спроса и предложения. Именно они позволили выйти на главный практический аспект побудительные мотивы людей, силу которых А.Маршалл предложил измерять через деньги, как цену спроса и предложения. Этот отправной пункт исследования, в дальнейшем дополняется новыми аспектами. Более детально, эта проблема изложена в соответствующей теме учебного пособия «История экономических учений» под редакцией И.А.Болдырева и С.А.Матвеева [89, c. 135 – 162].

Начало анализа отмеченной проблемы учёный обнаружил в положении Д.Рикардо. «Товары, обладающие полезностью, – писал последний в «Началах политической экономии и налогового обложения», – черпают свою меновую стоимость из двух источников: своей редкости и количества труда, требующегося для их производства» [196, т. 1, с. 33]. Отсюда, А.Маршалл вышел на необходимость исследования сначала побудительных мотивов потребителя, которую, в значительной мере, определяла редкость данного блага, которая была исследована со стороны спроса. С другой стороны, исследовались побудительные мотивы производителя, которые влияли на меновую стоимость через расходы работы, которые определяли сторону предложения.

Центральной и определяющей частью его «Принципов экономикс», а следовательно, и всей системы его теоретических построений является книга «Общие отношения спроса, предложения и стоимости». Она посвящена изучению области экономических знаний, которой « до недавних пор … несколько пренебрегали», и которая А. Маршаллом рассматривается как определяющая: «Существует… весьма обширная область общих доказательств, касающихся отношений спроса и предложения, которая призвана служить базой для рассмотрения практических проблем стоимости, которая выступает в качестве стержня экономических исследований, придавая им единство и последовательность. Сама её широта и всеобщность отделяет ее от более конкретных проблем распределения и обмена, изучению которых она способствует», писал он. Разумеется, что спрос и предложение здесь взяты не в произвольной умозрительной форме. Они рассматриваются как такие, которые в свою очередь определены, с одной стороны, потребностями и потреблением, с другой, – факторами производства, посредством которых потребности удовлетворяются. В отличие от устоявшейся научной традиции, к трём факторам производства (земля, труд и капитал), он добавляет четвертый – организацию. Сам человек рассматривается как главный фактор и цель производства. В дальнейшем анализируется, как спрос, в свою очередь, влияет на распределение, а полученное в его результате вознаграждение обратно воздействует на предложение средств производства. Наличие таких составных частей в его концепции позволяет сделать вывод о его стремлении всесторонне изучить свой предмет исследования, позволяют не согласиться с популярной точкой зрения, что якобы А. Маршалл и его последователи занимались лишь изучением функциональных соотношений между поверхностными формами экономических явлений.

Итак, каковы контуры этого «стержня» экономических исследований, «базы» для рассмотрения практических проблем, представленные А. Маршаллом в книге 5 «Принципов экономикс»? Чем вызвано обращение к этой сфере отношений?

А. Маршалл обращает внимание, что до него изучением отношений спроса и предложения несколько пренебрегали. Отчасти причиной недостаточного внимания к этой проблематике способствовали научные традиции, идущие от Д. Рикардо и его последователей. И самому Д. Рикардо, и способным бизнесменам, следовавшим его учению действие спроса представлялось явлением, не нуждавшимся в специальном объяснении. Они и недостаточно обстоятельно изучали его, и недостаточно подчеркивали его значение, что, в свою очередь, породило много путаницы. Хотя Рикардо и его главные последователи сознавали, что влияние факторов спроса на стоимость столь же важно, как и факторов предложения, они, однако, не выразили свои взгляды достаточно четко. «В результате, – резюмирует А. Маршалл, – слишком большой упор был сделан на тот факт, что источником происхождения доходов каждого фактора производства служит стоимость продукта, в производстве которого они участвуют». В то же время надо отдавать себе отчет, что «стоимость чего бы то ни было … покоится, подобно замковому камню арки, на равновесии между противодействующими давлениями с обеих сторон; с одной стороны – сил спроса, а с другой – сил предложений».

А. Маршалл углубил понимание двух важных экономических категорий – спроса и предложения.

Спрос, по его мнению, это множество потребностей, желаний людей иметь материальные блага. Предложение, напротив, следует рассматривать как запас природных ресурсов и произведенных товаров .

«Существует бесконечное множеств потребностей, – пишет А. Маршалл, – но каждая в отдельности потребность имеет свой предел. Это привычное, коренное свойство человеческой натуры можно сформулировать в виде закона насыщения потребностей или закона убывающей полезности следующим образом : общая полезность вещи для человека ( т.е.совокупность приносимого удовольствия или иной выгоды) возрастает вместе с каждым приращением у него запаса этой вещи, но не с той скоростью, с какой увеличивается этот запас».

А.Маршалл оперировал понятием предельной полезности вещи, товара. Предельная полезность какой-либо вещи, товара для всякого человека убывает с каждым приростом того ее количества, которым он уже располагает.

Несомненно, А. Маршаллу здесь принадлежит заслуга в анализе существующих представлений о спросе, развитии теории спроса, пребывавшей тогда « в младенческом возрасте», в определении того, как можно измерить спрос на вещь и возможные изменения спроса. Обращая внимание на некоторую односторонность Д.Рикардо, в связи с недооценкой им в теории роли спроса, А. Маршалл вместе с тем делает предостережение от другой крайности: от излишнего увлечения этой стороной дела. Нужно всегда помнить великую истину классической политической экономии: « В то время как потребности правят жизнью низших животных, нам в поисках ключевых мотивов развития истории человечества надлежит обратиться к изучению изменений форм трудовых усилий и деятельности человека».

Привлечение внимания к силам спроса, которые взаимодействуют с силами предложения и стоимостью сразу же обнаружит новую область исследования. Читающий пятую книгу «Принципов экономикс», с одной стороны, найдет там подтверждение многих важнейших выводов классической политической экономии. Но, с другой стороны, с некоторым удивлениям заметит, что знакомые ему по работам Д. Рикардо и последователей теоретические выводы будут подтверждаться лишь при строго определенных условиях. В других случаях указанные закономерности будут проявляться лишь отчасти или могут вообще не обнаруживаться. Это будет связано с тем обстоятельством, что при одних условиях места, времени и характеристики самого товара на первый план будут выходить одни силы, при других условиях – другие, т.е. в разной степени будут преобладать или уходить на второй план силы спроса, предложения, обнаруживаться стоимость и т.д.

Излагая основы своих представлений о причинах, определяющих стоимость, А. Маршалл формулирует цель, которой подчинена эта центральная и определяющая часть его концепции: «Нашу цель здесь составляет не столько приобретение знаний, сколько овладение способностью приобрести и систематизировать научные представления относительно двух противостоящих друг другу сил: тех, которые толкают человека на экономические усилия и жертвы, и тех, которые, удерживают от этого».

Пример равновесия между желанием и усилием можно наблюдать, когда человек удовлетворяет одно из своих желаний собственным трудом. Мальчик собирает смородину. Сначала желание есть ягоды велико, но постепенно оно ослабевает и уравновешивается нежеланием работать. Удовлетворение, которое он может получить от собирания ягоды, достигло своего максимума, ибо каждое новое усилие по сбору ягоды увеличивало, а не уменьшало удовольствие от указанного процесса. После этого момента – каждое усилие сокращает удовольствие.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]