Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
8 .Внешнеэк. сделки МЧП.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
04.03.2016
Размер:
131.07 Кб
Скачать

2. Коллизионно - правовые вопросы внешнеэкономических сделок

Коллизионное право большинства государств позволяет сторонам внешнеэкономической сделки подчинить ее избранному ими компетентному правопорядку. Так, согласно ч. 1 п. 1 ст. 166 Основ гражданского законодательства 1991 г. права и обязанности сторон по внешнеэкономической сделке определяются по праву страны, избранному сторонами при совершении сделки или в силу последу­ющего соглашения. Из этого следует, что стороны могут выбрать право любой страны, которое будет регулировать условия договора.

Право сторон на выбор является выражением общепризнанного положения об "автономии воли" сторон, которая понимается как возможность для сторон устанавливать по своему усмотрению содержание договора, его условия, разумеется, в пределах, установленных правом. Эта возможность распространяется и на выбор права, если договор осложнен иностранным элементом. В результате автономия воли выступает в качестве формулы прикрепления (коллизионного принципа), которая занимает главенствующие позиции во внешнеэкономических обязательствах. Автономия воли как коллизионная формула прикрепления получила свое развитие в законодательстве многих зарубежных стран (законы о международном частном праве Австрии, Венгрии, Польши, Турции, ФРГ, Чехо-Словакии, Швейцарии, Югославии, Закон о международных хозяйственных договорах КНР 1985 г. и др.).

Стороны могут непосредственно в тексте договора предусмотреть оговорку о подчинении своих обязательств правопорядку определенного государства при заключении договора либо решить этот вопрос в отдельном соглашении, в частности при передаче спорного дела в арбитраж. В случае, если из договора или из специального соглашения не ясно, какому праву стороны намеревались подчинить свои правоотношения, или если отсутствует соглашение сторон о подлежащем применению праве, Основы предусматривают несколько дополнительных правил о выборе права, регламентирующего внешнеэкономические сделки. Такие дополни­тельные (субсидиарные) коллизионные нормы сформулированы для каждого вида внешнеэкономической сделки отдельно.

Прежде всего ч.2 п. 1 ст. 166 Основ устанавливает, что права и обязанности сторон должны регулироваться правом страны, где учреждена, имеет место жительства или основное место деятель­ности одна из сторон договора: для договора купли-продажи — это продавец, имущественного найма — наймодатель, хранения — хранитель, комиссии — комиссионер, поручения — поверенный, перевозки — перевозчик, страхования — страховщик, дарения -даритель, поручительства — поручитель, залога — залогодатель, для лицензионного договора — лицензиар, кредитного — кредитор.

Как видим, в качестве коллизионного принципа используется отсылка к праву государства той стороны договора, обязательства которой составляют главное содержание, особенность конкретного вида договора. Это подтверждается п. 5 рассматриваемой статьи, в которой прямо сказано, что к правам и обязанностям по договорам, которые не перечислены, "применяется право страны, где учреждена, имеет место жительства или основное место деятельности сторона, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания такого договора". Все пере­численные коллизионные правила являются выражением известной формулы прикрепления lex venditoris.

Кроме того, учитывая специфику отдельных видов договоров, Основы предусматривают для них особые правила выбора надлежащего права: 1) для договора о производственном сотрудничестве, специализации и кооперировании, выполнении строительных, монтажных и других работ по капитальному строительству применяется право страны, где такая деятельность осуществляется (lex loci solutionis), если стороны не выбрали право; 2) для договора о создании совместного предприятия с участием иностранных юридических лиц и граждан применяется право страны, где учреждено совместное предприятие; 3) для договора, заключенного на аукционе, применяется право страны, где проводится аукцион (lex loci actus).

Наконец, в соответствии с мировой практикой Основы выделяют в качестве самостоятельного комплекса вопросы, связанные с приемкой исполнения по договору, и подчиняют этот комплекс праву места проведения приемки (lex loci solutionis), если стороны не согласовали иное.

Рассмотренные нормы указывают на право, подлежащее применению к внешнеэкономической сделке в целом, и определяют тем самым ее обязательственный статут — совокупность норм применимого права, регулирующих действительность сделки, ее содержание, порядок исполнения, последствия неисполнения, условия освобождения сторон от ответственности и др.

Обязательственному статуту подчиняются и вопросы исковой давности, что вытекает из ст. 159 Основ. Она устанавливает, что вопросы исковой давности разрешаются по праву страны, применяемому для регулирования соответствующего отношения. Следовательно, избранное право, компетентное регулировать обязательство, вытекающее из внешнеэкономической сделки, будет компетентно и по вопросам исковой давности. Это — сроки исковой давности, начало и окончание срока исковой давности, его приостановления и прерывания и т. д. Однако ч. 2 ст. 159 исключила из сферы обязательственного статута вопрос о требованиях, на которые не распространяется исковая давность: они всегда должны определяться по российскому праву, даже если сделка в целом подчинена иностранному праву (например, требования о возмещении причиненного вреда; требования, вытекающие из личных неимущественных прав, и др.).

Обязательственный статут не охватывает все вопросы, связанные с внешнеэкономическими договорными обязательствами. Ему не подчиняются вопросы о право- и дееспособности сторон при совершении внешнеэкономических сделок. Он не распространяется на обеспечительные обязательства, сопутствующие внешне­экономическим сделкам. Наконец, обязательственный статут не может применяться к форме и порядку подписания внешне­экономических сделок.

Коллизионные вопросы формы сделок решены в п. 1 ст. 165 Основ гражданского законодательства. Он устанавливает: "Форма сделки подчиняется праву места ее совершения. Однако сделка, совершенная за границей, не может быть признана недейст­вительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требо­вания советского права.

Форма внешнеэкономических сделок, совершаемых советскими юридическими лицами и гражданами, независимо от места совер­шения этих сделок определяется законодательством Союза ССР".

Обратим внимание на несколько моментов применения этих правил:

1. Часть первая п. 1 ст. 165 является основной коллизионной нормой, устанавливающей выбор права в отношении формы гражданско-правовых сделок. Прежде всего она предусматривает применение формулы прикрепления, традиционно используемой для решения вопросов, связанных с формой сделок: locus regit formam actus — закон места совершения акта определяет его форму. Однако если при совершении сделки за рубежом будут нарушены требования местного права в отношении формы, то такая сделка будет действительной, если ее форма соответствует требованиям российского права. Следовательно, отсылка к российскому праву используется в качестве дополнительного (субсидиарного) коллизионного начала.

2. Рассмотренная норма применяется, во-первых, к внешнеэконо­мическим сделкам, если они заключены между иностранцами — иностранными юридическими и физическими лицами, т. е. если в них. не участвует российский предприниматель; во-вторых, к любым другим гражданско-правовым сделкам с участием иностранного элемента (помимо внешнеэкономических), в том числе если стороной ее является российское юридическое лицо или российский гражданин (например, иностранец заключает в Москве договор найма жилой площади).

3. Часть вторая п. 1 ст. 165 является исключением из общей коллизионной нормы, рассмотренной выше. Она применяется только , к внешнеэкономическим сделкам с участием российских предпринимателей. В этом случае форма сделки, даже если она заключается за рубежом, должна соответствовать требованиям российского права. В частности, речь идет о Постановлении Совета Министров СССР №122 от 14 февраля 1978 г. "О порядке подписания внешнеторговых сделок". Хотя Постановление формально не отменено, но, во-первых, оно явно не соответствует тенденциям, характеризующим современное развитие внешне­экономической деятельности России, и во-вторых, его требования не всегда могут быть применены на практике (например, если внешне­экономическая сделка заключается российским гражданином).

Таким образом, Основы гражданского законодательства 1991 г. внесли существенные изменения в решение коллизионных вопросов внешнеэкономических обязательств по сравнению с действующим Гражданским кодексом России. Эти новые правила значительно в большей степени соответствую сложившейся мировой практике.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]