Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
русский .docx
Скачиваний:
304
Добавлен:
10.03.2016
Размер:
363.73 Кб
Скачать

А) Литературно-художественный стиль.

 

Стиль художественной литературы (его назы­вают также художественным стилем, языком художественной ли­тературы) занимает особое место среди стилей русского литера­турного языка.

Литературно-художественный стиль – это стиль художественной литературы, который определяется ее содержанием и основными целями – передать свое отношение к окружающему, к изображаемому, нарисовать словами картину, описать событие и т. д.

Писатель, «человек определенной среды и эпохи» (М. Горький), повествуя, стремится воздействовать на мысли и чувства читате­лей художественно убедительно, путем создания правдивых обра­зов: характеров людей во всей их сложности, противоречивости взаимоотношений, картин человеческой жизни. Поэтому в стиле художественной литературы функция сообщения соединяется с функцией эстетического воздействия. Для успешного выполнения такой задачи в художественном произведении могут быть исполь­зованы самые различные средства языка. Так, в повести «Молох», действие которой происходит на чугунолитейном заводе, А. И. Куп­рин вводит специальную производственную лексику, например: «Четыре доменные печи господствовали над заводом своими чудовищ­ными трубами. Рядом с ними возвышались восемь кауперов, предназна­ченных для циркуляции горячего воздуха...»

В подобных же целях, для создания у читателей отчетливых представлений об эпохе, месте действия, быте, писатель может ис­пользовать устаревшие слова и слова местных говоров - диалектов. Примеры: «Прежде, нежели отправить Герасима в засеку [оборонительное сооружение из срубленных деревьев], князь Во­ротынский сдал его на обучение копейщикам... Стрелец про­хаживался по лужайке вдоль шеренги молодых воинов»; «Прокофий обстроился скоро: плотники срубили курень, сам при­городил базы для скотины и к осени увел на новое хозяйство сгорбленную жену-иноземку».

Особенно же часто разнообразные средства языка использу­ются для речевой характеристики героев. См., например, в пове­сти Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо» реплики одного из персонажей, содержащие разговорные и внелитературные слова и формы: «Человек в галстуке и шляпе резонно и с достоинством разъяснил: - Да вон, энтот студентишка, не хочешь в милицию, не подчиняется. Энти вон, обоя, хотять, а энтот Не хочеть. Неподчинение. А это не по­ложено. Ведуть - должен иттитъ. Мало бы чего...»

В речи автора, повествователя, и в речи героев художественного произведения отдельные языковые средства могут служить не только для раскрытия индивидуальных черт, характеризующих тех или иных лиц и их поступки, но и для выражения авторских оценок. Ср. употребление одного и того же слова око (очи) в одном слу­чае для выражения очевидного авторского восхищения, в другом - для иронии: «У Ули глаза были большие, темно-карие - не глаза, а очи, с длинными ресницами...»; «Одноглазый не сводил своего единственного ока с гроссмейстеровой обуви».

Таким образом, состав языковых средств, используемых в сти­ле художественной литературы, очень емок. Говоря о емкости, «многоголосии» этого стиля, надо, однако, подчеркнуть, что ос­новой его являются общелитературные языковые средства.

Наконец, следует сказать, что в стиле художественной литера­туры широко используются изобразительно-выразительные сред­ства языка как общеязыковые, так и индивидуально-авторские, не­сущие неповторимый отпечаток личности писателя, поэта.

 б) Публицистический стиль.

 

Публицистический стиль ориентирован, с одной сторо­ны, на сообщение информации, а с другой - на воздействие на читающего или слушающего. Поэтому для него характерно сочетание экспрессивности (для максимального воздействия) и стандарта (для быстроты и точности передачи информации). Это стиль газетных и журнальных статей, интервью, репорта­жей, а также политических выступлений, радио- и телепере­дач.

Кроме нейтральных в публицистическом стиле часто употребляются слова оценочные и эмоциональные (амбиция, тоталитарный, пижонство, обывательщина, громила), слова в переносном значении (грязь в значении «безнравствен­ность», грошовый в значении «мелочный»,акцентировать в значении «вызывать на первый план»). Интенсивно используется просторечная и жаргонная лексика, которая становится особым экспрессивным средст­вом: совок, тусовка, разборка, чернуха, фанат, беспредел. В этом стиле употребляются так­же разговорные слова и фразеологизмы (размалевать, схлопотать, задним умом крепок, вешать лапшу на уши, с грехом пополам).

Экспрессивным средством публицистики становится также религиозная лексика: вера, православие, праведник. Для усиления выразительности в публицистике иногда исполь­зуются устаревшие формы слов (например, верные сыны Родины, преклонить колена, но: бойкие молодые человека), лексика и фразеологические обороты самых различных пластов: устаревшие (пращур, лик), торжественно-приподнятые (стяг, отчизна, бес­смертие, година, священный долг).

Типичной для публи­цистики можно считать «политическую» лексику: президент, парламент, фракция, диссидент, депутат, патриот, обще­ство, спикер, конституция. В современной публицистике чрезвычайно частотны слова заимствованные, связанные с новыми экономическими, поли­тическими, бытовыми, научно-техническими явлениями, та­кие, как брокер, дистрибьютер, инвестиция, импичмент, инаугурация, дианетика, киднеппинг, киллер, крупье, спонсор, рейтинг, дисплей. Переосмысляются термины различных об­ластей знания, чаще всего экономические, политические, «компьютерные»: дикий рынок, консенсус, стагнация, банк данных. Используется в публицистиче­ском стиле и высокая книжная лексика: дерзать, воздвигать, ознаменовать, а также книжные слова, которые раньше были малоупотреби­тельными; именно через публицистику возвращаются к нам полузабытые слова, такие, как милосердие, благотворитель­ность. Часто встречаются в публицистике лексика и фразеологические обороты, связанные с областью морально-этических проблем, на­пример: долг, доблесть, честь, моральные устои, совесть и др.

В публицистическом стиле, поскольку автор открыто пропаган­дирует свою точку зрения, обычно находят применение слова и фразеологизмы, имеющие оценочный характер, положительный или отрицательный. Ср., например: труженик - тунеядец, побор­ник - пособник, распространять - насаждать и т. д.

Широко применяются в публицистическом стиле образные средства языка, например: Теплые ветры повеяли над простором нашей родины! Оживают степ­ные нивы. Хлебопашцы южных районов вывели в поле технику (газета).

Для этого стиля характерно употребление ме­тафоры как способа оценки окружающей действительности, например «военных» метафор (мобилизовать, десант), «строительных» метафор («здание устаревшей политики», «подвалы культуры», «национальные квартиры»), «дорож­ных» метафор (политическое бездорожье», «корабль ре­форм», «поезд федерации»).

Морфологические нормы публицистического стиля во многом определяет возможность сочетания книжного и разго­ворного. Часто употребляются прилагательные и наречия с оценочным значением: серьезный, второстепенный, значи­тельный, презрительно, великолепно. Ярко выраженная личностность стиля определяет частотность личных местоиме­ний. Часто используется настоящее время глагола (так называемое «настоящее репортажа»): «На полпути принимаю решение подниматься другим путем», «Начинаем осматри­вать окрестности». Наряду с настоящим частотно прошед­шее время: «Все и всегда писали только про любовь и войну», «Предложения поступали самого разного характера».

Синтаксические нормы публицистики связаны с необхо­димостью сочетания экспрессивности и информационной на­сыщенности: используются, вопросительные предложения (в том числе риторические вопросы), повто­ры, изменение порядка слов в предложении (инверсия) для выделения ка­кого-либо слова, например: Это политика близорукая. Гнездо наше, Родина возобла­дала над всеми нашими чувствами (А. Н. Толстой). Распространены вос­клицательные предложения побудительного характера, например: Беречь каждую минуту рабочего времени! К новым свершениям!

Однако публицистический стиль по-прежнему остает­ся в основном стилем книжным, о чем свидетельствует не только словоупотребление, но и синтаксический строй - син­таксис публицистики ориентирован на книжность.

 в) Официально-деловой стиль.

 

Официально-деловой стиль обслуживает сферу сугубо официальных отношений. Это стиль административно-канцелярской документации, законодательных актов, дипло­матических документов. Для него характерна предельная кон­кретность содержания при абстрактности, типизированности,

штампованности средств выражения. Официальной речи свойственна конкретность, стандартность изложения и харак­тер предписания, долженствования.

Это и определяет языко­вую норму стиля. На фоне нейтральных и общекнижных слов (работник, комиссия, контроль и бракосочетание, доминиро­вать) употребляются слова и словосочетания, которые можно отнести к профессиональной (юридической, бухгалтерской, дипломатической и т. д.) терминологии, такие, как истец, вменять, тарифная сетка, арендная плата, федеральные органы, бюджетные учреждения, а также кан­целярские штампы, употребление которых в официально-деловом стиле является не недостатком и тем более не ошиб­кой, а специальной стилистической нормой: надлежащий, вышеизложенный, в целях улучшения, вступить в силу, за ис­текший период, довести до сведения.

Предельно сухой и ней­тральный стиль изложения должен быть свободен не только от разговорных и тем более жаргонных или диалектных слов, но и литературных слов, обладающих эмоционально-экспрессивной окраской. В официально-деловом стиле часто употребляются сложносокращенные слова (СНГ, ГКО, Мин­сельхозпрод, АПК, СПбГУ, АО, МВФ) и существительные, об­разованные от глаголов (документирование, хранение, несо­блюдение), поскольку для этого стиля характерно явное преобладание имени над глаголом.

Для официально-делового стиля характерно также частое упот­ребление глаголов в форме повелительного наклонения и в неопределенной форме в значении повелительного наклоне­ния (освободить от арендной платы, установить ежемесяч­ную доплату). Если глаголы употребляются в форме настоя­щего времени, они также имеют характер предписания (закон устанавливает, льгота не распространяется). Нормой счи­тается использование так называемого логического, книжного синтаксиса: употребление повествовательных, двусоставных, полных предложений с прямым порядком слов; предложений, осложненных однородными членами, причастными и деепри­частными оборотами; сложных предложений. Важную роль играют реквизиты - постоянные элементы содержания доку­мента.

 г) Научный стиль.

 

Наука — своеобразная сфера человеческой деятельности. Она призвана дать истинную информацию об окружающем мире. И хотя постигать закономерности окружающего мира можно и иными (не только научными) способами, именно наука обращена к интеллекту, к логике, научные тексты свя­заны с ориентацией на читателя-профессионала. Итак, основ­ные черты языка науки — точность и объективность.

   Научный стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, учебников, лекций и т. д., который определяется их содержанием и целями – по возможности полно и точно объяснить факты окружающей нас действительности, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития, сообщить информацию     и т. п.

У научного произведе­ния — статьи, монографии и т. д., — как это ни покажется на первый взгляд странным, есть свой сюжет, хотя представле­ние о сюжете связывается обычно с художественным текстом. Сюжет научного текста необычен: автор приобщает читателя к процессу поиска истины. Читатель должен пройти вслед за ним путь, чтобы, сделав (и, тем самым, перепроверив) логиче­ские ходы, прийти к желаемому выводу-результату. Автор моделирует ситуацию, представляя процесс поиска истины в наиболее, по его мнению, оптимальном варианте, т. е. так, как это происходило бы в идеале.

Композиция типичного научного текста отражает после­довательность фаз научного исследования: 1) осознание про­блемы (вопроса, задачи) и постановка цели - «введение»; 2) поиск способов решения проблемы, перебор возможных вариантов и выдвижение гипотезы, доказательство идеи (ги­потезы) - «основная часть»; 3) решение исследовательской задачи, получение ответа - «заключение». Способ изложе­ния, таким образом, является способом доказательства. Текст даже не очень больших по объему научных произведе­ний - статей, сообщений - принято делить на рубрики, под­черкивая переход от одного исследовательского эпизода к следующему.

Наиболее общие фазы исследования представляют собой сложные действия, которые состоят из серии более конкретных, а они, в свою очередь, из элементарных действий, таких, как обоснование, сравнение, противопоставление; приведение примера, ссылка; дополнение, пояснение, отступление; ак­туализация информации.

Текст научного произведения создается как цепочка «ша­гов» - действий внутри текста, которые образуют логический каркас, своеобразный «сценарий научного произведения», ко­торый затем воспринимается даже неподготовленным читате­лем в тексте, насыщенном специальными символами и соот­ветствующей терминологией.

В научном тексте по любой специальности можно без тру­да выделить языковые средства, при помощи которых осуществляется конструирование этого логического каркаса. Это, например, глаголы обозначим, зададим, составим, опре­делим, найдем, выберем, рассмотрим и т. п. Автор методично, шаг за шагом, поясняет, подсказывает своему собеседнику, какие именно мыслительные операции он в тот или иной мо­мент совершает: дает определение, переходит к следующему вопросу, возвращается к исходному пункту, приводит пример, анализирует результаты эксперимента, делает вывод и т. д. С помощью специальных языковых средств автор

- квалифицирует свои действия, ср.: давать (определе­ние, дефиницию и т. д.), переходить (к вопросу, пункту и т. д.), возвращаться (к пункту, цитате, формуле и т. д.), анали­зировать, приводить (определение, результаты, пример и т. д.), а также иллюстрировать, обрисовать, рассмотреть, привести пример,  наметить,  проиллюстрировать,  отме­тить,

- сообщает о своих целях: коротко обрисуем схему раз­вития нашей планетной системы исходя из этого предполо­жения; в связи с этим мы рассмотрим различные сущест­вующие варианты и наметим новые подходы в исследовании термина «агрессивность грунтов» и близких к нему, а также предложим классификацию агрессивности грунтов эколого-геологической направленности,

-    заключает с читателем конвенцию об использовании понятий, терминов и т. п.: поскольку ряд используемых в тек­сте терминов не всеми трактуется однозначно, сделаем не­сколько пояснений, определения «структурно-геоморфоло­гический», «морфоструктурный» и «морфотектонический анализ» понимаются почти как синонимы, это способы изу­чения рельефа, нацеленные на выявление обусловленных эндо­генными процессами закономерных связей его обмена, генези­са и динамики развития с особенностями земных недр; для простоты в табл. 4 состав мантии в целом приведем для ва­рианта лунного ядра, состоящего из сульфида натрия;

- фиксирует фазы - начало, продолжение, конец - от­дельного действия или всего исследования: На этом закончим обзор основных понятий и оппозиций дейксиса;

- указывает на переход от одного эпизода к другому (или повторное обращение к нему): мы вернулись к прошлой теме; рассмотрим схему вычислительного алгоритма.

Объектом действий является и сам текст научного произ­ведения, поэтому автор может:

- указать на связь между фрагментами высказывания: их последовательность (во-первых, прежде всего и т. п.); эквива­лентность (элементарный, т. е. одновходовый, ключ); отступ­ления «в сторону» (кстати, между прочим и др.);

- указать на объект высказывания: Что касается валово­го состава, то он остается важнейшим химическим ограни­чением при построении моделей происхождения Луны;

- отмежеваться от того, о чем он говорит: якобы, собст­венно говоря, скорее.

Научный текст, таким образом, имеет сложную организа­цию, в нем можно условно выделить два пласта с точки зрения того, какую информацию получает читатель: 1) факти­ческую, непосредственно об объекте исследования, 2) инфор­мацию о том, как автор организует эту фактическую инфор­мацию. Информацию второго типа (и элементы, которые ее вводят) принято называть метатекстом. Приведенные выше примеры показывают элементы метатекста. Наличие метатекста — одно из существенных свойств научного текста.

Сложность информации, с которой «работают» партнеры по научной коммуникации, заставляет автора не только давать ее в разных плоскостях, но и заботиться об организации фак­тической информации таким образом, чтобы собеседнику лег­че было ее воспринимать и удерживать в памяти.