Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Толстых. Психология сиротства.doc
Скачиваний:
989
Добавлен:
23.03.2016
Размер:
3.21 Mб
Скачать

2.2. О чем рассказал нарисованный человечек

Детский рисунок по праву считается «королевским путем» познания мира ребенка. Им интересуются не только психологи, но и историки, этнографы, художники, философы, педагоги. В 1887 г. итальянский ученый К.Риччи опубликовал первую работу по психологии детского рисунка, и с тех пор количество психологических исследований этой проблемы неуклонно растет.

Уже у К. Риччи, а затем и в многочисленных последующих работах было показано, что первый осмысленный рисунок ребенка — чаще всего изображение человека, что вообще в художественном творчестве детей фигура человека встречается чаще других объектов, что, наконец, по своей информативности для психологического анализа наиболее емко именно изображение человека.

Во многих психологических исследованиях11 было показано, что рисунок человеческой фигуры является своеобразным отражением общего уровня психического развития и к 6-7-летнему возрасту для нормально развитого ребенка не составляет труда нарисовать человеческую фигуру со всеми необходимыми деталями (пальцы рук, нос, брови, глаза, волосы и т.п.). Анализ рисунка позволяет многое узнать о личностных особенностях человека (см. К.Маховер, 1996). По его особенностям определяют некоторые органические нарушения в развитии психики, диагностируют ряд психических болезней у детей, в частности шизофрению. Даже временные соматические заболевания (например, скарлатина), как установила психолог Т.Н.Бурмистрова, приводят к заметным изменениям детского рисунка, которые исчезают по мере выздоровления ребенка. Поэтому совершенно естественно, что рисунок человека — мужской фигуры — включен в тест школьной зрелости.

В психологии рисунок человека последовательно анализируется по следующим четырем уровням.

Первый уровень определяет наличие или отсутствие органических нарушений. Наибольшим диагностическим весом в этом отношении является совместное появление двух и более из следующих пяти признаков:

  • Очень сильный наклон фигуры вправо или влево.

  • Двойные линии

  • Прерывистые линии

  • «Трясущиеся» линии

  • Неприсоединенные линии.

Ни один из этих критериев не оказался выраженным ни у кого из воспитанников интерната, что является дополнительным свидетельством отсутствия у них серьезных органических повреждений, о чем мы уже писали во введении.

На втором уровне по характеристикам других графических особенностей (по характеристике линий - их четкости, завершенности, уверенности, силе нажима, точности и понятности изображения и т.п.) определяются особенности сенсомоторного развития, развитие зрительно-двигательной координации, внимания, восприятия и тонкой моторики. По перечисленным показателям воспитанники интерната не отличаются от своих сверстников, растущих в семье, что подтверждается и результатами выполнения второго субтеста. Таким образом столь низкое качество не может быть объяснено и характером сенсомоторного развития детей.

Отсутствие грубых нарушений на первом и втором уровнях позволяет перейти к анализу рисунка на третьем, более глубоком уровне интерпретации. Еще в 20-х годах нашего века на большом статистическом материале в ставшей классической работе американского психолога Ф. Гуденаф было показано, что в особенностях рисунка отражается общий уровень психического развития ребенка, поскольку ребенок «рисует то, что понимает, а не то, что видит».

Рисунки большинства воспитанников недвусмысленно указывают на недостаточный уровень их психического развития. Многие рисунки были не просто плохими — некрасивыми или недостаточно подробными - они напоминали рисунки маленьких, 3—4-летних детей. Это проявлялось в предельной схематичности рисунка: практически в каждом рисунке отсутствовали какие-нибудь важные детали (нос, волосы, пальцы рук, рот, шея, на всех рисунках отсутствовали уши, а на некоторых даже глаза), а нередко изображения представляли самый примитивный тип рисунка человека - так называемого головонога, т. е. овал с глазами, носом, ртом и палками рук и ног, причем глаза, нос и рот вместе редко встречались на одном рисунке. Конечно, ни у кого из их семейных сверстников, ни у 6, ни у 7-летних, ничего подобного не встречалось.

Можно полагать, что в рисунках детей из интерната проявляется недостаточное развитие способности планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства. Между тем, по мнению ряда авторов (Л.А.Венгер, 1976, В.С.Мухина, 1975), полное, точное и детализированное восприятие - необходимое условие успешного обучения в школе. Выявленный в рисунках воспитанников дефект восприятия может иметь далеко идущие последствия не только для обучения в школе, но и общего хода психического развития ребенка, поскольку рисунок - особый путь познания дошкольником конкретного богатства мира, которым в дальнейшем человек почти не пользуется.

Наконец, последний уровень анализа - проективный выявляет эмоционально-личностные особенности ребенка.

«Человеческая фигура, изображенная индивидом, получившим инструкцию «Нарисовать человека», отчетливо соотносится с побуждениями, тревогами, конфликтами и компенсациями, характерными для этого индивида. В некотором смысле нарисованная фигура есть сам этот человек, и окружающее его на бумаге поле соотносится с его реальным окружением» (К.Маховер, 1996, с. 34).

Дети из интерната часто изображали человека в виде очень маленькой фигурки в нижнем углу, причем эта фигурка была нарисована так, будто человечек стремится убежать с листа. Подобное расположение и масштаб рисунка свидетельствуют о неуверенности в себе и неуверенности в хорошем отношении к себе со стороны окружающих, о потребности «быть маленьким и незаметным», спрятаться, стушеваться.

Отметим, что очень близкие данные относительно рисунков детей, растущих вне семьи, получены и исследователями из Чехии Я. Штурмой, М. Вагнеровой, которые также отмечают схематизм, стереотипичность, отсутствие основных деталей в изображении. Эти психологи провели специальное исследование для выявления причин такого рода различий, сопоставив характеристики рисунков детей из детских домов и специально подобранной группы их сверстников того же уровня умственного развития, растущих в семье. Исследователи обнаружили, что рисунки последних значительно лучше по всем показателям, придя к выводу, что рисунки воспитанников из детских домов отражают не только уровень их психического развития, но и влияние депривационных факторов, которые не следует понимать просто как плохие условия жизни, низкую квалификацию педагогов или недостаточное материальное оснащение, а как нарушение глубинных связей между миром ребенка и миром взрослых, всем остальным окружающим миром.