Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекция по угол праву.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
08.11.2018
Размер:
1.46 Mб
Скачать

Понятие особенной части уголовного права, ее значение и система. Научные основы квалификации преступлений

План

1.1. Понятие, значение и система Особенной части уго­ловного права.

1.2. Научные основы квалификации преступлений.

Литература к теме

1. Навроцький В.О. Теоретичш проблеми кримшаль-но-правово! квал1фшаци. — К.: Атша, — 1999.

2. Коржанський М.Й. Квал1ф1кащя злочишв. -- К.: Юршком Тнтер, 1998.

3. Куринов Б.А. Научные основы квалификации пре­ступлений. — М., 1984.

4. Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации пре­ступлений. — М., Юрист, 1999.

5. Тащи В.Я., Сташис В.В. Новий Кримшальний ко-Декс Украши // Право Украши. — № 7. — 2001 р.

1.1. Понятие, значение и система особенной части уголовного права

Уголовное право, являясь отраслью правовой системы Украины, представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих, какие деяния являются преступлени­ями и какие меры наказания применяются к лицам, их совершившим. Уголовное право находит свое отражение в уголовном законодательстве, которое сведено в единый нормативно-правовой акт — Уголовный кодекс Украины (далее — УК), состоящий из Общей и Особенной части.

Общая часть включает в себя статьи, устанавливаю­щие принципы и общие положения уголовного права. Особенная же часть уголовного права содержит статьи, которые определяют особенности преступности и наказу­емости отдельных общественно опасных деяний, а также содержит исчерпывающий перечень таких деяний.

Общая и Особенная части уголовного права, несмотря на существенные отличия, неразрывно связаны между со­бой. В Особенной части нет и не может быть статей, кото­рые могли бы применяться независимо от статей Общей части. В свою очередь, статьи Общей части не имеют само­стоятельного регулятивного значения и могут применять­ся только в совокупности с положениями Особенной час­ти. Так, ни одна статья Особенной части УК не может быть применена без учета положений Общей части об ос­нованиях уголовной ответственности, пределах действия уголовного закона, формах вины, признаках субъекта пре­ступления, видах наказания, порядке назначения и осво­бождения от наказания. При совершении же лицом при­готовления к преступлению, покушения на преступление и при участии в его совершении организатора, подстрека­теля или пособника статьи Общей части (соответственно статьи 14, 15, 27 УК) не только применяются, но и нахо­дят свое закрепление в уголовно-правовой квалификации. В свою очередь, не существуют и не могут существовать, например, приготовление к преступлению или пособниче­ство в преступлении вообще, а существует приготовление к конкретному преступлению и пособничество в конкрет­ном преступлении, характерные особенности которого опи­саны в положениях Особенной части УК.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что соот­ношение Общей и Особенной части УК соответствует со-

отношению философских категорий общего и особенного при единстве содержания. Это означает, что в статьях Общей части должны быть закреплены положения, повто­ряющиеся в правовых нормах, а в статьях Особенной час­ти — различия между уголовно-правовыми нормами, ко­торые проявляются как при описании признаков состава преступления, так и при установлении наказуемости за совершение конкретных общественно опасных деяний.

Произведенный анализ свидетельствует о том, что вся­кая норма уголовного права устанавливается одновре­менно (совместно) статьями Особенной и Общей час­ти УК. Именно то, что ни те, ни другие сами полностью не раскрывают содержание уголовно-правовой нормы, исключает возможность толкования и применения ее лишь на основе статей какой-либо одной части УК. По­этому нам представляется неубедительной точка зрения авторов, которые определяют и Общую и Особенную часть УК как совокупность уголовно-правовых норм. Думается, что здесь речь должна идти не о совокупности уголовно-правовых норм, а о совокупности статей, объединенных в ту или иную часть УК.

Таким образом, Особенная часть уголовного пра­ва это совокупность объединенных в разделы ста­тей УК, которые определяют отличительные при­знаки и пределы наказуемости отдельных обществен­но опасных деяний, а также устанавливают систематизированный и исчерпывающий перечень такого рода деяний.

Особенная часть уголовного права, так же как и Об­щая часть, подвержена определенным изменениям, выз­ванным развитием общественных отношений, изменени­ями политической и экономической систем, идеологии, а также состоянием и уровнем преступности в государстве. Изменение Особенной части, предполагающее введение в нее новых составов преступлений (криминализация) и ис­ключение ответственности за деяния, переставшие быть общественно опасными (декриминализация), вызывается в конечном счете теми же причинами, что и изменение Общей части — стремлением законодателя точнее отра­зить роль уголовного закона в сложившихся и развиваю­щихся социальных условиях и, следовательно, повысить эффективность уголовно-правового регулирования, надеж­нее обеспечить охрану интересов личности, общества и государства.

Необходимо, однако, подчеркнуть, что Особенная часть уголовного права подвержена более частым изменениям и дополнениям по сравнению с Общей частью. И это впол­не естественно: изменение социальных (политических, экономических и иных) условий жизни общества в пер­вую очередь требует переосмысления, новой оценки кон­кретных уголовно-правовых запретов, перечень которых установлен в Особенной части. Отдельные изменения и дополнения внесены в Особенную часть уголовного права Украины, связаны с необходимостью приведения внутрен­него, национального уголовного законодательства в соот­ветствие и нормами международного права. Так, за про­шедшие два года с момента принятия УК в Особенную часть было внесено целый ряд изменений. Кодекс был дополнен статьями 2031 «Нарушение законодательства, ре­гулирующего производство, экспорт, импорт дисков для лазерных систем считывания, экспорт, импорт оборудо­вания или сырья для их производства» и ст. 2091 «Умыш­ленное нарушение требований законодательства о предуп­реждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», целый ряд ста­тей претерпел изменения (например, статьи 158, 178, 198, 229, 361 УК и др.), а ст. 230 УК «Нарушение антимоно­польного законодательства» из Кодекса была исключена.

Значение Особенной части уголовного права состоит прежде всего в том, что в ней в строгом соответствии с принципом пиПшп сг!теп зте 1е§е (нет преступления без указания о том в законе) дан исчерпывающий перечень общественно опасных деяний, посягающих на интересы личности, общества или государства, которые признаются преступлениями.

В соответствии со ст. 2 УК основанием уголовной от­ветственности является совершение лицом общественно опасного деяния, содержащего состав преступления, пре­дусмотренного настоящим Кодексом. С помощью же ста­тей Особенной части УК уполномоченный государством субъект правоприменительной деятельности (лицо, про­изводящее дознание, предварительное следствие, суд) как бы преломляет общие признаки преступления, в первую очередь общественную опасность и уголовную противо­правность, в отдельно взятом деянии и делает вывод, со­вершено ли в данном конкретном случае преступление, и если да, то какое именно.

Значение Особенной части уголовного права также состоит в том, что в ее статьях установлены пределы на­казуемости за совершение конкретных общественно опас­ных деяний с учетом характера и степени их обществен­ной опасности.

Система Особенной части уголовного права представ­ляет собой научно обоснованное расположение статей, описывающих признаки и пределы наказуемости отдель­ных общественно опасных деяний, по определенным груп­пам (разделам УК) в зависимости от общности родового объекта. Иными словами, статьи Особенной части распо­лагаются внутри Уголовного кодекса не произвольно, а в определенном порядке, образуя при этом систему.

Традиционным для отечественного уголовного законо­дательства критерием формирования системы Особенной части выступает родовой объект преступления, т. е. груп­па охраняемых уголовным законом однородных обще­ственных отношений, нарушаемых близкими по своей сути преступными посягательствами. При этом, по общему пра­вилу, расположение (последовательность) в УК соответству­ющих разделов (групп преступлений) принято ставить в зависимость от значимости, социальной ценности родового объекта посягательства. Так, в УК УССР 1926 г. первую главу Особенной части составляли государственные пре­ступления, в которых отдельно выделялись контрреволю­ционные преступления и особо для Союза ССР опасные преступления против порядка управления; в главу вторую были включены иные преступления против порядка уп­равления, в третью — должностные (служебные) преступ­ления, в четвертую — преступления, нарушающие правила об отделении церкви от государства, в пятую — хозяйствен­ные преступления, в шестую — преступления против жиз­ни, здоровья, свободы и достоинства личности, в седьмую — имущественные преступления, в восьмую — преступления, нарушающие правила, охраняющие народное здравие, об­щественную безопасность и общественный порядок; завер­шали кодекс воинские преступления (глава 9).

Система Особенной части УК Украины 1960 г. претер­пела некоторые изменения, однако в целом сохранила рас­положение ее глав в зависимости от представления о со­циальной ценности родового объекта преступления. В этой связи структура Особенной части Кодекса выглядела следующим образом. Первая глава — «Преступления про­тив государства» объединяла два вида посягательств: «Особо опасные преступления против государства» (раз­дел 1) и «Иные преступления против государства» (раз­дел 2). Вторую главу составляли «Преступления против государственной и коллективной собственности», объеди­нявшие различные формы посягательств на государствен­ную и коллективную собственность. В главе третьей «Пре­ступления против жизни, здоровья, свободы и достоин­ства" личности» были сосредоточены преступления, родовым объектом которых выступает личность, чело­век, с присущими ему естественными правами на жизнь, здоровье, свободу, половую неприкосновенность, честь и достоинство. Далее в Особенной части УК помещались «Преступления против политических и трудовых прав граждан» (глава четвертая), «Преступления против инди­видуальной собственности граждан» (глава пятая), «Хо­зяйственные преступления» (глава шестая), «Должност­ные преступления» (глава седьмая), «Преступления про­тив правосудия» (глава восьмая), «Преступления против порядка управления» (глава девятая), «Преступления про­тив общественной безопасности, общественного порядка и народного здоровья» (глава десятая), «Воинские пре­ступления» (глава одиннадцатая).

Особенная часть действующего УК содержит 20 разде­лов, которые образуют целостною систему, построенную по родовому объекту. Данная система явилась отражени­ем системы общественных отношений и социальных цен­ностей, сложившихся в настоящее время в Украине и поставленных под уголовно-правовую охрану.

Первое место в Особенной части УК занимает раздел I «Преступления против основ национальной безопасности Украины». Такое решение обусловлено тем, что входя­щие в него статьи направлены на защиту интересов Ук­раины как определенной социальной общности людей, проживающих на одной территории и заинтересованных в своем суверенитете, сохранении формы государственно­го правления, целостности и неприкосновенности государ­ства. Обеспечение указанных ценностей является необ­ходимым условием защиты закрепленных в Конститу­ции Украины прав и свобод человека и гражданина.

Последующие 18 разделов Особенной части УК сгруп-' пированы в три блока: посягательства на личность, на общество и на государство.

Первый блок включает разделы, которыми охраняются интересы личности и права человека, а именно: преступле­ния против жизни и здоровья личности (раздел II); против свободы, чести и достоинства личности (раздел III); против половой свободы и половой неприкосновенности личности (раздел IV), против избирательных, трудовых и других лич­ных прав и свобод человека и гражданина (раздел V).

Второй блок — это преступления против общества (об­щественных интересов), а именно — преступления про­тив собственности (раздел VI); в сфере хозяйственной де­ятельности (раздел VII); против окружающей среды (раз­дел VIII); против общественной безопасности (раздел IX), против безопасности производства (раздел X), против бе­зопасности движения и эксплуатации транспорта (раздел XI), против общественного порядка и нравственности (раз­дел XII), в сфере оборота наркотических средств, психо­тропных веществ, их аналогов или прекурсоров и другие преступления против здоровья населения (раздел XIII), в сфере использования электронно-вычислительных машин (компьютеров), систем, компьютерных сетей и систем элек­тросвязи (раздел XVI).

Наконец, третий блок — это преступления против го­сударства (государственных интересов), а именно: преступ­ления в сфере охраны государственной тайны, неприкос­новенности государственных границ, обеспечения призы­ва и мобилизации (раздел XIV); против авторитета органов государственной власти, органов местного самоуправле­ния и объединений граждан (раздел XV); в сфере служеб­ной деятельности (раздел XVII); против правосудия (раз­дел XVIII), против установленного порядка несения воен­ной службы (воинские преступления) (раздел XIX).

Завершает Особенную часть раздел XX — «Преступле­ния против мира, безопасности человечества и междуна­родного правопорядка». Специфика помещенных в этот раздел преступлений состоит в их связи с международ­ным уголовным правом, нормами которого данные дея­ния признаются преступными, а также в исключительно высокой степени их общественной опасности.

Данная система Особенной части УК соответствует пос­ледним достижениям науки уголовного права, а также удовлетворяет потребности правоприменительной деятель­ности. Она более удобна для применения, поскольку дает следователю, прокурору, судье, адвокату, а также гражда­нам ориентир в расположении тех или иных статей в УК.

Система курса Особенной части уголовного права не совпадает с системой Особенной части уголовного законо­дательства. Это объясняется тем, что: во-первых, система курса Особенной части уголовного права включает в себя раздел «Понятие Особенной части уголовного права, ее система и значение. Научные основы квалификации пре­ступлений», отсутствующий в уголовном законодатель­стве; во-вторых, поскольку отсутствие знаний по теме «Преступления в сфере служебной деятельности» (раздел XVII Особенной части) существенно затрудняет изучение раздела VII «Преступления в сфере хозяйственной дея­тельности» и последующих разделов Особенной части УК, порядок изучения этих разделов отличается от их распо­ложения в УК.

Вопросы, составляющие содержание курса Особенной части уголовного права, условно можно разделить на две группы: общая характеристика определенного вида пре­ступлений и изучение конкретных составов преступлений.

Изучая общую характеристику определенного вида пре­ступлений необходимо, в первую очередь, усвоить родовое понятие преступлений, относящихся к ра' сматриваемому виду, уделив особое внимание родовому объекту посяга­тельства. Далее следует охарактеризовать объективные и субъективные признаки преступлений рассматриваемой группы, обращая внимание на их общие признаки и раз­личия. Изучение вопросов первой группы завершает клас­сификация видов охватываемых ею посягательств.

Начинать рассмотрение состава конкретного преступле­ния следует с определения его места в системе УК (к ка­кой группе и к какому разделу Особенной части УК отно­сится это преступление), после чего необходимо юриди­чески точно, на основании закона дать понятие этого преступления, охарактеризовать его общественную опас­ность. Последующее рассмотрение состава преступления производится путем анализа его объективных (объект, объективная сторона) и субъективных (субъективная сто­рона, субъект) признаков, а также содержания указанных в законе квалифицирующих признаков. При анализе от­дельных составов преступлений необходимо использовать постановления Пленума Верховного Суда Украины, под­готовленные на основе обобщения судебной практики по делам той или иной категории. Однако при этом следует

иметь ввиду, что Постановления Пленума Верховного Суда Украины, принятые на основе ранее действующего Уго­ловного кодекса 1960 г., имеют силу только в той части, которая не противоречит действующему уголовному за­конодательству.