Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Istoria_i_filosofia_nauki_Guseva_Leonov.doc
Скачиваний:
142
Добавлен:
09.11.2018
Размер:
1.95 Mб
Скачать

7.2. Подготовка научных кадров. Научные школы

В философии науки известна полемика между К. Поппером и М. Полани по поводу возможности объективации знаний, суть которой состоит в следующем. Во второй половине шестидесятых годов Поппер выступил с идеей трех «миров»: 1) мира физических объектов и состояний, 2) субъективного мира мыслительно-ментальных состояний сознания и 3) мира объективного содержания мышления, т.е. совокупности научных идей и художественных образов.

По мнению Поппера, этот «третий мир» вполне объективен и осязаем. Это мир книг и библиотек. Книга, согласно Попперу, содержит объективное знание независимо от того, прочитает ее кто-нибудь или нет. Настаивая на самостоятельном и независимом существовании этого мира, Поппер, в частности, предложил следующий мысленный эксперимент. Представим, что уничтожены все наши машины и орудия труда, а также все субъективные знания и навыки, позволявшие пользоваться ими. Восстановится ли после этого цивилизация? Да, отвечает Поппер, если при этом сохранятся библиотеки и наша способность читать и понимать книги.

М. Полани придерживался другой точки зрения по поводу природы знания. По его мнению, значительная часть того, что мы знаем, носит неявный или личностный характер. Это знание нельзя выразить в явной или объективной форме, например, в виде текстов и диаграмм. Несмотря на необъективируемый характер, личностное знание имеет очень большое значение, так как оно тесно связано с индивидуально формируемым опытом познания, а также результатом непосредственного влияния других людей. Понятие «личностного знания» охватывает не только сферу обыденного, житейского опыта, тех или иных практических навыков, но и имеет отношение к области научного знания.

Конечно, на первый взгляд, такая позиция выглядит странной: ведь мы привыкли считать, что научное, во всяком случае, естественнонаучное знание «объективно», что оно не зависит от вкусов и предпочтений своих создателей. Ведь еще Бэкон в образе «идолов» критиковал субъективность схоластической учености.

Все это верно, однако Полани все же настаивает на том, что значительная часть того, на что ученый опирается в своей работе, неявные предпосылки и скрытые предпочтения, которые даже нельзя полностью вербализировать, тем не менее, очень важны в его работе. Он считал, что большое количество учебного времени, которое студенты-химики, биологи и медики посвящают практическим занятиям, свидетельствует о важной роли, которую в этих дисциплинах играет передача практических знаний и умений от учителя к ученику. Действительно, в основе науки существуют области практического знания, которые через формулировки передать невозможно. Знания такого типа Полани назвал неявными знаниями.

Традиции могут быть как вербализованными, существующими в виде текстов, так и невербализованными, существующими в форме неявного знания. Последние передаются от учителя к ученику или от поколения к поколению на уровне непосредственной демонстрации образцов деятельности или, как иногда говорят, на уровне социальных эстафет. Что бы ни делал ученый, ставя эксперимент или излагая его результаты, читая лекции или участвуя в научной дискуссии, он, часто сам того не желая, демонстрирует образцы, которые, как невидимый вирус, «заражают» окружающих.

Таким образом, как считают современные исследователи науки, мы попадаем в сложный и мало исследованный мир, в мир, где живет язык и научная терминология, где передаются от поколения к поколению логические формы мышления и его базовые категориальные структуры, где удерживаются своими корнями так называемый здравый смысл и научная интуиция. Очевидно, что родной язык мы усваиваем не по словарям и не по грамматикам. В такой же степени можно быть вполне логичным в своих рассуждениях, никогда не открывая учебник логики. А где мы заимствуем наши категориальные представления? Все это – мир неявного знания.

Историки и культурологи часто используют термин «менталитет» для обозначения тех слоев духовной культуры, которые не выражены в виде явных знаний и, тем не менее, существенно определяют лицо той или иной эпохи или народа. Но и любая наука имеет свой менталитет, отличающий ее от других областей научного знания.

Противопоставление явных и неявных знаний дает возможность более точно провести и осознать давно зафиксированное в речи различие научных школ, с одной стороны, и научных направлений, с другой. Развитие научного направления может быть связано с именем того или другого крупного ученого, но оно вовсе не обязательно предполагает постоянные личные контакты людей, работающих в рамках этого направления. Другое дело – научная школа, в которой эти контакты абсолютно необходимы, ибо в научных школах огромную роль играет опыт, непосредственно передаваемый на уровне образцов от учителя к ученику, от одного члена сообщества к другому. Именно поэтому научные школы имеют, как правило, определенное географическое положение: Казанская школа химиков, Московская математическая школа и т.п.

Следует заметить, что в условиях современного уровня научно-технического прогресса проблема своевременной подготовки научных кадров имеет очень больше значение. Дело в том, что современная наука и техника очень сложна и требует непрерывных усилий для поддержания ее в работоспособном состоянии. Создавать, эксплуатировать, выводить из эксплуатации и утилизировать многие виды современных технических устройств способны лишь специалисты высочайшей квалификации.

Что же касается дальнейшего развития по пути научно-технического прогресса, предполагающего, среди прочего, решение ряда глобальных экологических проблем, то для этого необходим непрерывный приток свежих кадров и своевременная подготовка новых специалистов. И, в первую очередь, в наукоемких и высокотехнологичных отраслях производства и знания.

Проблема в том, что этот процесс обязательно должен быть непрерывным. Если произойдет остановка даже на относительно короткий период времени, и череда смены поколений нарушится, то последствия будут иметь фатальное значение. Старшее поколение уйдет, а вновь прибывшие не смогут за приемлемый срок самостоятельно освоить все необходимые знания и навыки. Вряд ли стоит говорить, к каким последствиям это может привести, в том числе, и для проблемы обеспечения обороноспособности государства.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]