Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекції корекційна педагогіка.doc
Скачиваний:
90
Добавлен:
15.11.2018
Размер:
2.49 Mб
Скачать

Дети из неполных семей

Среди детей из неполных семей наибольший процент депривированных.

При отсутствии одного из родителей дети страдают больше всего. У них отмечается раннее взросление, знакомство с теневыми сторонами жизни. Положение семьи, естественно, отражается на развитии ребенка, его моральной воспитанности, ценностных ориентациях, особенно на готовности к будущей семейной жизни. Выходцы из неполных семей отличаются заниженными познавательными потребностями. Потому они чаще других детей отстают в обучении, пассивны, не стремятся к повышению своего статуса.

Таким образом, всевозможные недостатки в учебе и отклоняющееся поведение детей из неполных семей фактически запрограммировано:

•   из-за неудовлетворенности эмоционального контакта с родными людьми,

•   положительной оценки с их стороны,

•   неудовлетворенной потребности в любви и ласке,

•   уменьшении возможностей удовлетворения материальных потребностей.

На разработке методик воспитания беспризорных детей расцвел педагогический талант А.С. Макаренко. Многие его выводы и теоретические обобщения актуальны и сегодня, потому что безрадостная картина детской беспризорности осталась неизменной. Изучая педагогический опыт А.С. Макаренко, учитель современной школы, в которой находятся дети трудных судеб, найдет немало ценных советов, вытекающих из богатого педагогического опыта выдающегося педагога.

Характерно, что к неполным семьям А.С. Макаренко относил и семьи с одним ребенком. Семья, в которой два родителя и один ребенок, одинаково сложная. Не зря в Педагогическом словаре записано: «Единственный ребенок в семье — педагогическая проблема воспитания ребенка, растущего в окружении взрослых». Без науки известно, что без братика или сестрички у ребенка не могут сформироваться те качества, которые закладываются бессознательно и в очень раннем возрасте. А наука говорит, что среди генов человеческого детеныша есть ген сосуществования и если это сосуществование не реализуется в полной мере, то у ребенка формируется комплекс эгоцентризма. Жизнь, сконцентрированная на эгоизме, сложна и неуютна, так как нужно постоянно отстаивать и защищать от других свое   «Я»   и   свое   «мое».   Великие   заповеди  дружбы,  любви, заботы, сотрудничества, данные людям, остаются у эгоиста невостребованными и нереализованными.

Единственный ребенок в семье, по А.С. Макаренко, — это центр чрезмерного семейного внимания, гиперопеки со стороны родителей; вредное центробежное угодничество; ошибочная концентрация родительской любви; нервозное проявление родительских чувств через опасность потерять ребенка; сосредоточение обеспокоенности и страха; отсутствие опыта заботы о братьях и сестрах; помощи, любви, уважения, опыта игры, копирования поведения, разделения обязанностей; совместной радости и напряжения, опыта соседства; необходимость проявления в этой семье ненормальной родительской чувств Педагогический опыт АС. Макаренко убеждает: неполные семьи наиболее ранимы в воспитательном плане. Чтобы оказать им действенную поддержку, необходим целостный подход в изучении детей из неполных семей. Он, по утверждению А.С. Макаренко, должен включать:

— выявление социального окружения ребенка;

—синтетическое изучение среды ради совершенствования личности в целом;

—организацию определенных изменений в условиях развития ребенка, соединенных требованиями ответственности и уважения к нему;

— включение детей в различные виды деятельности с целью их социализации.

Воспитание детей из неполных семей — важная социально-педагогическая проблема, решение которой становится неотложной задачей и в XXI в. Наука должна ответить на вопросы, которые уже давно ждут своего решения. Среди них:

—раскрытие специфики воспитания детей в условиях неполной семьи;

—устранения трудностей, возникающих в период межличностных столкновений интересов совместно или отдельно проживающих родителей;

—возможности правильного проявления отцовской (материнской) любви и сохранения авторитета единственного воспитателя ребенка;

—целесообразность участия отдельно проживающего отца в общении и воспитании ребенка;

—формирование определенных установок в поведении ребенка после развода родителей;

—построение взаимоотношений детей с родственниками бывшего отца (матери);

—разрешение вопросов социальной помощи, улучшения материальной стороны жизни семьи.

Современным учителям пригодятся накопленные в опыте 20—30-х годов прошлого века педагогические рекомендации:

•   создание педагогически целесообразных отношений в неполных семьях различных типов;

•   индивидуализация работы общественных учреждений с детьми из неполных семей;

•   сотрудничество воспитательных учреждений, семьи и общественности в нейтрализации негативного влияния среды, общественных условий для обеспечения жизненных потребностей детей;

•   работа по устранению и недопущению беспризорности, бродяжничества;

•   организация приютов, домов ребенка, детских домов, интернатов;

•   оказание общественной помощи семьям, чтобы они не распадались;

•   юридическая ответственность всех виновных за распад семей и неправильное воспитание детей.

Лекція 6 Корекційно-педагогічна діяльність щодо зниження емоційної напруги (2 год.).

План

  1. Характеристика емоційного стану дитини.

  2. Корекція тривожності.

  3. Корекційна робота з імпульсивними дітьми.

  4. Корекція депресії.

  5. Корекція депривації.

  6. Корекція емоційних перевантажень.

Эмоциональностью человека в значительной степени определяется его характер. В.П. Кащенко выделяет следующие недостатки характера, преимущественно эмоционально обусловленные:

1. Неустойчивость, противоречивость.

2. Повышенная возбудимость аффектов.

3. Сильная острота симпатий и антипатий к людям.

4. Импульсивность поступков.

5. Исступленный гнев.

6. Пугливость и болезненные страхи (фобии).

7. Пессимизм и чрезмерная веселость.

8. Равнодушие, безучастность.

9. Нечистоплотность. Педантизм.

10. Страстное чтение.

Характер — стержневая структура личности, имеющая преимущественно генетическую основу. Только некоторые из названных недостатков и в очень незначительной степени может коррегировать учитель. Большинство отклонений характера требует медико-психологического вмешательства.

Сиюминутные эмоции вызывают конкретные действия, поступки. А общее поведение, в том числе и отклоняющееся, определяют эмоциональные состояния. Их можно определить как] продолжительное пребывание на определенном эмоциональном уровне, как подверженность одним и тем же эмоциям. В состояниях эмоции как бы зациклены, бесконечно повторяются в различных вариациях, образуют комплексы. Все отклонения в поведении школьника первоначально провоцируются и «запускаются» его эмоциональными состояниями. Поэтому и понять, и скорректировать поведение ребенка можно только тогда, когда известны его эмоциональное состояние, а также конкретная ситуация, вызвавшая освобождение эмоций.

Американский психолог Д. Келли (1905—1967) выделил четыре эмоциональных состояния: тревогу, вину, угрозу и враждебность (рис. 8). Каждое из них способно «запустить» девиантное и даже деструктивное поведение. Если педагог научится их хотя бы отделять, дифференцировать, то получит реальные возможности помочь ребенку.

Тревога — смутное чувство неопределенности и беспомощности. Тревожность как состояние наступает тогда, когда ребенок переживает событие, которое он не может ни понять, ни предвидеть. Единственное спасение — помочь ему преодолеть это состояние, объяснив, что на самом деле никакой реальной опасности или угрозы нет.  Без квалифицированной помощисами дети с большим трудом преодолевают подобные состояния. У многих они сохраняются и, обрастая новыми страхами, усиливают общую тревожность, вызывают повышенную обеспокоенность.

Вина возникает, когда учитель интерпретирует действия ученика как неудачные. Ученик осознает, что разрушаются его статус, его роль, с помощью которых он сохраняет наиболее важные для себя отношения с другими людьми. Если, например, ученик считает себя отличником, то он может загладить свою вину, терпеливо выполнив домашнее задание. Иначе его роль окажется под угрозой. А плохо успевающий ученик в этой ситуации никакой вины не почувствует: в его роли двоечника ничего не меняется. Дети, как и взрослые, испытывают дискомфорт, когда ведут себя не так, как от них ожидают, или поступают вопреки своим нравственным установкам. Следовательно, формирование правильных моральных принципов, соотнесение их с реалиями жизни — главные действия учителя по преодолению отклоняющегося поведения, вызванного чувством вины. Наиболее распространенным образцом поведения, вызванного чувством вины, являются попытки ученика скрыть свои неблаговидные действия, поступки, приукрасить их. Если не принимаются своевременные и должные меры, то развиваются лживость, очковтирательство, халтурное отношение к выполнению работы.

Угроза рассматривается как предстоящее событие, могущее изменить существование. Конечно, дети не осознают ее так отчетливо, как взрослые. Для них угроза принимает форму явного агрессивного действия, как приведение наказания в исполнение. Угрозы плохо отражаются на состоянии ребенка, могут вызывать различные нервные расстройства. Наиболее распространенные способы избежания угрозы наказаний — спрятаться от глаз учителя, уйти из класса, убежать из школы.

Враждебность рассматривается как склонность вести себя мстительно по отношению к другим, как стремление причинить им вред, ущерб. Враждебно настроенный человек пытается заставить других вести себя так, чтобы удовлетворить свои чувства. Дети в этом мало отличаются от взрослых, разве что масштабностью и объектами проявления враждебности. Если греческий разбойник Прокруст растягивал или укорачивал свою жертву, чтобы она соответствовала длине его ложа, то маленький школьный тиран желает «укорачивать» всех до уровня своих собственных представлений. Он почувствует себя удовлетворенным лишь тогда, когда его цель будет достигнута.  В противном случае проявит агрессию, предпримет разрушительные действия. Поступать деструктивно он будет до тех пор, пока состояние враждебности будет сохраняться.

В основе коррекционной работы не препятствие его действиям, а изменение внутренней установки, «взрыв» неправильных отношений и представлений. Если диагноз «враждебность» установлен, необходима система личностно-сориентированных, последовательно нарастающих упражнений, чтобы постепенно снимать эмоциональное напряжение, или мощный разовый «взрыв», способный сразу разрушить скверную установку. Взрыв этот выдержит не каждый, поэтому воспитателю нужно быть осторожным.

Состояния тревоги, вины, угрозы, враждебности могут достигать различного уровня. Обычно выделяется три степени их проявления: легкая, средняя, высокая. Такая, например, характеристика: ребенок переживает состояние враждебности среднего уровня — сигнал учителю о необходимости принятия коррекционных мер определенной группы.

Но какое именно состояние переживает ребенок и на каком уровне, распознать не всегда удается. Внешние признаки состояний почти не отличимы. Совсем не выполнимой задача становится в том случае, когда состояния «накладываются» в различных пропорциях. Поэтому для практической диагностики лучше идти по пути выделения уровней возрастания эмоциональной напряженности. Отличить сильное возбуждение от легкого может каждый учитель.

Четыре уровня возрастающей эмоциональной напряженности выделяются как предвестники и главные признаки отклоняющегося поведения. Это тревожность, депрессия, депривация, фрустрация. Ниже мы подробно рассмотрим каждый из них в связи с решением коррекционных задач, раскроем механизмы возникновения, наметим меры преодоления.