Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Istoria_filosofii_PosobieChast_2.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
16.11.2018
Размер:
737.79 Кб
Скачать

2. Сциентистское (рационалистическое) направление: позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.

Ведущее место среди философских школ сциентистского типа занима­ет позитивизм (от лат. positivus - положительный), который существует уже более ста лет. Он основывается на принципе: подлинное, положительное (позитивное) знание о действительности может быть дано только конкретными науками или путем их синтетического объединения. Филосо­фия же, как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

Основатель позитивизма французский философ О. Конт (1798-1857) заявил о своем разрыве со старой философией, которую он назвал метафизикой за попыт­ку найти причины и сущности вещей. Он утверждал, что наука не нуждается ни в какой философии, стоящей над ней. Для объективного познания действительности наука должна лишь описывать явления и формулировать законы, но при этом отказаться от выявления причин этих явлений и проникновения в них сущность. Задача науки, по О. Конту, является не объяснение, а описание вещей. Наука в принципе не способна ответить на вопрос: "Почему?", она должна ограничиться констатацией фактов и отвечать на вопрос: "Как?". Лишь в этом случае наука может стать позитивной.

Философия в ее старом понимании, дающая от­веты на вопросы о сущности мира, устраняется, ее предметом становится выявление связей между конкретными науками, создание системы наук. Она сводится лишь к общим выводам из естественных и общественных наук. Задача положительной философии состоит в систематизации конкретно-научного знания на основе рациональной классификации наук.

Эта форма позитивизма подверглась серьезной критике прежде всего потому, что абсолютизировала научное знание, считая eго полностью и окончательно истинным. Революция в физике на рубеже XIX-XX веков нанесла eй серьезный удар, обнаружив относительный характер научного знания.

Второй формой позитивизма стал махизм. Его ведущими представителями выступили австрийский физик Э. Мах (1838-1916) и швейцарский философ Р. Авенариус (1843-1896). В отличие oт "первого позитивизма", который в лице О. Конта рассматривал философию как науку синтезирующую, "второй позитивизм" сводил ее к теории познания и стремился построить теоретическую модель процесса познания. Эмпириокритицизм означал "критику опыта" и предполагал "очищение" опыта от всех положений, которые имеют метафизическую природу. Опыт, по Маху, состоит из ощущений, которые у него фактически являются элементами мира. Махизм сохранил стержневую установку старого позитивизма, на размежевание наук и философской "метафизики", но отверг решение вопроса о взаимоотношении науки и философии, которое было дано позитивизмом первого издания. После упомянутой революции в физике уже нельзя было сводить задачи философии к простому обобщению данных разных наук, так как выяснилась неполнота и относитель­ность самих научных положений.

В этих условиях сама наука вынуждена была обратиться к вопросам о том, как человек познает мир, какими способами, насколько они достоверны, т.е. вынуждена была заняться выяснением сущности познания. Философское решение этих вопросов и попытался дать махизм, который саму фило­софию начал трактовать прежде всего как теорию познания. Oн сосредото­чил внимание на анализе природы познания, попытался определить роль и содержание опыта в процессе познания, охарактеризовать взаимоотношение в этом процессе психического и физического, познающего субъекта и поз­наваемого объекта.

Махисты не придавали сколько-нибудь существенного значения вопро­сам о рациональных средствах и методах познания, прежде всего теорети­ческим вопросам логики и математики, которые выступили на первый план в проблематике науки XX века. Эго дискредитировало махизм в глазах уче­ных.

На смену махизму пришел логический позитивизм или неопозитивизм. Неопозитивизм зародился почти одновременно в Австрии, Англии, Польше в 20-е годы XIX века. Его основными представителями являются: М. Шлик, Р. Карнап, Г. Рейхенбах, Л. Витгенштейн.

Представители "третьего позитивизма" утверждают, что философия не является ни наукой о какой то реальности, ни теорией познания. Она - особый вид деятельности, связанный с логическим анализом естественных и искусственных языков. Поэтому первый вариант неопозитивизма получил название логического позитивизма.

Логический позитивизм обращает внимание на то, что обычный язык создает массу заблуждений и мнимых проблем, из которых большей частью состоит традиционная философия. Чтобы избежать этого, необходимо сформировать идеальный язык, который не допускал бы никаких неопределенностей.

Логический позитивизм считает осмысленными лишь такие высказывания, которые являются либо суждениями о фактах, либо логическими выводами из таких суждений. Философия путем анализа языка должна очищать научное знание от предложений, которые не имеют смысла.

Неопозитивизм по-новому стал решать вопрос о предмете философии. В отличие от позитивизма, который задачи философии видел в суммирова­нии или систематизации научного знания, а также махизма, превратившего философию в субъективно-идеалистическую теорию познания, неопозити­визм провозгласил, что философия не является теорией, так как не имеет своего предмета исследования. Философия - это особый вид деятельности, состоящий в анализе языка науки и имеющий своей целью устранение из наук всех метафизических, т.е. ненаучных высказываний, претендующих на объективную истину.

Анализ языка науки - важная функция философии, но она не может и не должна ограничиваться выявлением формальной значимости понятий, их значения для упорядочения научного знания. Философия прежде всего должна выявлять объективную значимость понятий, их соотнесенность и соотносимость с объективной реальностью.

Принципом, которым руководствуются неопозитивисты при отделении научных предложений от ненаучных, является принцип верификации. Верификация - это проверка предложений путем сопоставления их либо с эмпирическими (опытными) фактами, либо с предложениями, в которых эти факты фиксированы. Если нельзя указать, как можно проверить данное предложение, то оно лишено научного смысла. Применить принцип верификации к предложениям, относящимся к прошлому и будущему, нельзя. Например, не может быть верифицировано предложение: "Все люди смертны". В результате обнаруживается узость понимания проверки как сведения предложений к эмпирическим фактам.

Выход из трудностей, порожденных верификацией, неопозитивизм по­пытался найти обходным путем. Он предложил учение о "протокольных пред­ложениях", т.е. таких предложениях, которые не надо верифицировать. Эти предложения должны образовать первичные, базисные положения науч­ного знания, стать основой дальнейших логических построений. При этом оговаривалось, что любое предложение может играть роль протокольных и служить базисом науки. Однако чтобы избежать полного произвола, было предложено отбор предложений, принимаемых в качестве протоколь­ных, проводить на основе соглашения или конвенции между учеными.

В результате из науки полностью устраняется объективный момент, она целиком сводится к чисто субъективным правилам логики, правилам, принятого при ее построении языка науки. Что касается выбора того или иного языка, той или иной основополагающей для данной науки системы аксиом и предложений, то они выбираются произвольно в соответствии с, так называемым, "принципом терпимости". Таинственное условие их вы­бора - внутренняя непротиворечивость.

Следствием такого понимания научной теории является вывод, что "логическая истина" определяется исключительно согласованностью пред­ложений с принятыми правилами построения системы, с принятой в данной науке терминологией. Следовательно, точка зрения, согласно которой в основе математического и естественнонаучного знания лежат произвольные соглашения между учеными, стала определяющей для понимания неопозитивизмом сущности науки. В настоящее время многие представителя этого направления отказались от своих доктрин, поняв беспочвенность попы­ток устранить из науки мировоззренческую проблематику и свести фило­софию к специальной технической деятельности по устранению из науки неистинных предложений.

С конца 50 - начала 60-х годов XX века неопозитивизм как философское направление в исследовании науки стал терять свое влияние. Ему на смену пришел "четвертый позитивизм", или постпозитивизм, который пересмотрел проблематику философии, ее роль в науке и обществе, методы научного исследования. К числу его виднейших представителей относятся К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, Дж. Агацци.

Главной проблемой постпозитивизма является развитие, динамика научного знания. Его прежде всего интересуют социокультурная детерминация научного знания, возникновение новых теорий, их принятие сообществом ученых, критерии сравнения и выбора конкурирующих научных концепций.

Постпозитивисты заявляют о взаимопроникновении эмпирического и теоретического знания. Они утверждают, что влияние теории на эмпирию весьма значительно. Для установления фактов требуется теория, поэтому факты в определенной мере зависят от теории или даже определяются ею.

Представители постпозитивизма стремятся опереться на историю науки. Они прибегают к истории возникновения, развития и смены научных теорий, широко привлекают для своего анализа данные математики, физики, биологии, кибернетики, медицины.

Следующей особенностью большинства концепций постпозитивизма является их отказ от кумулятивизма в понимании развития научного знания. Они утверждали, что в истории науки неизбежны революционные преобразования. В результате революций в науке происходит пересмотр ранее признанного и обоснованного знания, причем не только теории, но и методов, и фактов (смена научных парадигм).

Постпозивизм отказывается проводить жесткие границы между научным знанием и философией. Он признает осмысленность философских положений и принципиальную неустранимость их из науки. Некоторые представители постпозитивизма вообще отказываются видеть какое-либо различие между наукой, философией и мифом.

Показательным для позитивизма является также признание им обусловленности науки внешними факторами, социальными и культурными. Все это говорит о коренных отличиях постпозитивизма от предшествующего ему логического позитивизма, хотя по ряду основных положений их единая связь сохраняется.

Одним из ведущих течений в постпозитивизме является критический рационализм. Его основателем считается английский философ К. Поппер (1902-1988 гг.).

С точки зрения критического рационализма, предметом изучения являются не высказывания, а наука как целостная, динамичная, развивающаяся система. Научное знание является целостным по своей природе, его нельзя разбить на отдельные высказывания или на независимые друг от друга уровни. В научном знании философские концепции тесно "переплетаются" и взаимосвязаны с собственно научными концепциями.

К. Поппер исходил из предпосылки, что законы науки не выражаются аналитическими суждениями и в то же время не сводимы к наблюдениям. Науке нужен принцип фальсификации, т.е. опровержения неистинности. Фальсификация - это принципиальная опровержимость любого утверждения, относящегося к науке.

К. Поппер утверждал, что истинным можно считать такое высказы­вание, которое не опровергнуто опытом. Если найдены условия, при которых хотя бы некоторые базисные "атомарные" высказывания какой-то теории или гипотезы ложны, то данная теория или гипотеза опровержима. Если же опытное опровержение гипотезы отсутствует, то она может считаться истинной или по крайней мере оправданной.

Для К. Поппера принцип фальсификации - это не способ эмпири­ческой проверки, а определенная установка науки на критический анализ содержания научного знания, на постоянную необходимость критического пересмотра всех его достижений. Наука - это постоянный динамичный процесс, в котором непрерывно происходят какие-то изменения.

Существенный вклад в разработку идей критического рационализма внесли также Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд.

Абстрактно-теоретический уровень исследования отличает также философский структурализм. Он возник во Франции в первой половине XX века. Основными представителями структурализма являются антрополог Клод Леви-Строс, психоаналитик Жак Лакан, философ Мишель Поль Фуко и Луи Альтюсер.

Структурализм ставит своей целью обнаружить и описать структуру исследуемых объектов. Структура - это такие отношения между элемента­ми, которые сохраняют свою устойчивость при самых различных измене­ниях и преобразовании. Подход к изучаемому объекту с позиций струк­турализма предполагает, во-первых, выявление внешних связей (отноше­ний) исследуемого объекта, и, во-вторых, реконструкцию собственно внутренней структуры объекта. Применение структурного метода позво­ляет не только выявить "скелет" того или иного объекта, но и сформу­лировать правила, по которым путем перестановки элементов в объекте можно получить другие объекты.

В своем развитии структурализм проходит несколько этапов. В пе­риод своего возникновения в 20-х годах XX века структурный метод раз­рабатывался прежде всего в лингвистике. Позднее структурализм получил распространение в этнографии, эстетике, искусствознании. Структуралистическая методология стала использоваться и при объяснении истории, науки в целом и других культурных процессов.

Таким образом, объектом исследования для структурализма становится культура как совокупность знаковых систем важнейшей из которых является язык. Это связано со спецификой языка, как универсальной знаковой системой, имеющей четко выраженную структуру. К знаковым системам структурализм относит также науку, искусство, мифологию, моду, соци­альные устройства, явления массовой культуры и т.д. Анализ этих объек­тов позволяет обнаружить скрытые закономерности, которым в жизни бес­сознательно подчиняется человек. Представители этого направления счи­тают, что именно анализ бессознательного обеспечивает объективность исследования, избавляет eго от субъективистских извращений.

Применение структурного метода позволило добиться позитивных результатов в конкретных областях культуры. Так, в лингвистике с помощью этого метода была выработана методика описания бесписьменных языков, проведена дешифровка неизвестных письменностей, осуществле­но внедрение электронно-счетных устройств в различные сферы языковой деятельности, разработаны методы реконструкции языковых систем. Осо­бенно плодотворным структурализм оказался при изучении культуры пер­вобытных племен, исследования фольклора и мифологии.

В основе структурализма лежит позитивная тенденция, ориентиро­ванная на сближение гуманитарных наук о человеке с естествознанием. Это предполагает понимание целостности культуры человечества и, вмес­те с тем, самостоятельности каждой из культур.

Структурализм оказал значительное влияние на проблематику иссле­дования различных философских школ современности, дал толчок к разра­ботке проблем языка, разума, объективности структур власти. Структурализм, наряду с критическим рационализмом, представляет собой одну из форм проявления позитивизма.

В разработку постпозитивистской теории внес заметный вклад американский философ Томас Сэмюэл Кун, один из лидеров историко-эволюционистского направления в философии науки. В работе «Структура научных революций» (1962) он изложил свою концепцию исторической динамики научного знания.

Особенность развития науки, по Куну, состоит в том, что она ставится в зависимость от господствующего в определенные исто­рические периоды способа деятельности научного сообщества. В связи с этим он вводит в научный оборот понятие «парадигма», ко­торое является одним из важнейших в современном постпозити­визме. Та или иная парадигма — это совокупность убеждений, цен­ностей и технических средств, применяемых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции.

«Под парадигмами, — пишет Кун, — я подразумеваю признан­ные всеми научные достижения, которые в течение определен­ного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений» ( Кун Т. Структура научных революций. Пер. с англ. , М., 1977. С. 11).

Как правило, парадигма находит свое воплощение в классиче­ских трудах ученых и учебниках. Она на многие годы определяет круг проблем и методов их решения в определенной области науки. Формирование общепризнанной парадигмы — показатель зрелости той или иной системы научного знания.

Смена одной научной парадигмы другой представляет собой научную революцию. Развитие науки в ключевых точках как раз и осуществляется посредством научных революций как скачкообразный процесс.

Работы Куна внесли заметный вклад в философское осмысле­ние науки. Они углубили наши представления о развитии науки и деятельности ученых, раскрыли некоторые диалектические характе­ристики развития науки. Однако Кун ошибочно противопоставил элементы относительности и абсолютности, дискретности и непре­рывности в развитии научного знания.

Сегодня постпозитивизм во многом утратил свое былое значение: создание общепризнанной теории развития науки зашло в тупик. Наличие дискуссий, содержащих в рамках самого постпозити­визма множество противоречивых точек зрения, еще раз показало плюралистический характер философского знания.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]