Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тихомиров О.К. - Психологические исследования т....doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
03.12.2018
Размер:
1.8 Mб
Скачать

4. Сверхдолговременная память*

Остановимся теперь более подробно на функциональном статусе при внушенной регрессии возрастов.

В эксперименте участвовало 10 здоровых испытуемых студентов, у которых в исходном состоянии не выявлялось патологии в неврологическом, психическом и соматическом статусах. Были отобраны наиболее глубоко гипнабильные испытуемые, им внушалось состояние раннего грудного возраста в глубоком гипнозе и при этом проводилось неврологическое обследование с акцентом на выявление симптомов, обнаруживаемых у детей периода новорожденное™ или раннего детского возраста. При таком обследовании у девяти испытуемых отмечалось в большей или меньшей степени выраженное сходящееся и расходящееся косоглазие и наблюдались более или менее четкие эпизоды плавания глазных яблок, их периодические дискоординационные движения в вертикальном и горизонтальном направлениях, иногда незначительной, а в ряде случаев значительной амплитуды.

Ряд авторов (Цукер М. Б. и Готовцева Л. А. [126]) наблюдали описанные движения глаз у новорожденных детей.

Периодически выявляемый, а иногда возникавший спонтанно сосательный рефлекс был у десяти испытуемых. Характерный детский «плач» новорожденных без слез с соответствующей мимикой имел место у пятерых загипнотизированных. В некоторых случаях во время такого плача при сопутствующих тактильных раздражениях появлялись выраженные хаотичные некоординированные движения верхних и нижних конечностей, а также наблюдалось сгибание рук в кистевых и локтевых суставах и приведение их к туловищу, что напоминало позу эмбриона.

Эти состояния у грудных детей описаны М. Б. Цукер [127].

При вызывании подошвенного рефлекса у шестерых испытуе-

* Параграф написан совместно с Н. А. Власовым, В. Л. Андреевым и В. С. Ротенбергом.

170

мых было отмечено веерообразное расхождение 2—5 пальцев стопы. В отдельных случаях при этом наблюдалось разгибание большого пальца стопы с различной выраженностью тонического компонента. Такого рода разгибательные стопные рефлексы у грудных детей в норме описаны М. Б. Цукер и Л. А. Готовцевой [126]. У пятерых испытуемых при исследовании подошвенного рефлекса мы получили заметное усиление сгибания пальцев стопы по сравнению с догипнотическим обследованием. У некоторых загипнотизированных сгибательные и разгибательные рефлексы чередовались. Наличие сгибательных подошвенных рефлексов, по данным некоторых авторов, наблюдается у грудных детей столь же часто, как и раз-гибательных. У четырех испытуемых нам удалось зафиксировать появление слабо выраженного хватательного рефлекса без участия большого пальца.

При обследовании испытуемых до и после гипноза не отмечалось ни дискоординационных движений глазных яблок, ни хватательного рефлекса, ни разгибательных стопных знаков.

Отмеченные феномены подтвердились при последующем анализе кино- и фотоматериалов. Неврологическое обследование при дальнейшем проведении данного эксперимента в условиях внушения иного состояния, не связанного с новорожденностью, равно как и непосредственно после гипноза, не выявило никаких отклонений в статусе в сравнении с таковым до гипноза. Весь период гипноза подвергся полной спонтанной амнезии. Таким образом, мы наблюдали серию симптомов, имевших несомненное сходство с симптомами, описанными в литературе у новорожденных детей.

Проведенное исследование показывает, что в отдельных случаях очень глубокого гипноза при специальных внушениях у особо гипнабильных субъектов могут возникать симптомы, некоторые из которых невозможно воспроизвести произвольно.

Появление описанных симптомов было зафиксировано у испытуемых «в особом» гипнотическом состоянии.

Испытуемый «в состоянии новорожденное™» не реагировал на приказы гипнолога, например, открыть глаза, лежать спокойно, не называл своего имени, не мог фиксировать глазами поднесенный к лицу яркий предмет, т. е. репродуцировал «бессознательное состояние детства». Требовался специальный приказ гипнолога: «Ты взрослый», чтобы вывести испытуемого из этого состояния. После гипнотического сеанса констатировалась тотальная невну-шаемая амнезия.

Не у всех ибпытуемых и не в каждом гипнотическом сеансе наблюдался полный набор симптомов. Ряд симптомов возникал на короткий период, достаточный, однако, для магнитофонной записи «детского» плача, а также для фото- и киносъемки описанных состояний.

Таким образом, можно полагать, что в редких случаях глубокого гипноза происходит действительная репродукция отдельных неврологических симптомов и рефлексов, наблюдаемых в раннем детском

171

возрасте, которые рассматриваются некоторыми авторами [3] как компоненты позы новорожденных.

Не исключено, что в глубоком гипнозе создаются условия для репродукции следов далекого прошлого опыта, зафиксированных в центральной нервной системе. В настоящее время трудно объяснить, почему условия воспроизведения столь давнего бессознательного опыта не препятствуют сохранению раппорта с испытуемым. Человек не может помнить своего состояния грудного возраста. Поэтому гипнотическая репродукция состояния новорожден-ности делает невозможным осознанное воспоминание о внушаемом периоде. Однако существуют некоторые свидетельства, ставящие это положение под сомнение. Например, Л. Толстой в своих воспоминаниях [120] утверждал, что помнил, как его пеленали в грудном возрасте, а один из наших испытуемых рассказывал, что ломнил обстановку операционной, когда его оперировали в месячном возрасте. Очевидно, этот вопрос требует специального исследования. Можно, очевидно, утверждать, что в глубоком гипнозе иногда удается воспроизведение внушаемых состояний, которые не могут быть теоретически объяснимы ни с позиции «актерской игры», ни состоянием частичного сна. Некоторые из описанных феноменов невозможно моделировать в условиях негипнотического опыта. Нам кажется, что нельзя согласиться с мнением Ловенфельда [56], что состояние гипноза всегда игра, так как сознательного самоконтроля в глубокой стадии гипноза нет. В некоторых случаях мы сталкиваемся с совершенно бессознательным состоянием загипнотизированных. Сюда относятся изменения ЭЭГ, дискоординация движения глазных яблок, изменения рисунков и интеллектуальной деятельности. А игра актера, даже самая совершенная, всегда подразумевает самоконтроль. Ближе к истине, видимо, мнение Ф. П. Майорова и М. М. Сусловой [65], которые оценивают данное гипнотическое состояние как игру особого рода, после которой возникает амнезия. Однако, если встать на такую точку зрения, то само понятие игры должно быть расширено и всякие неконтролируемые и неуправляемые состояния изменения сознания (эпилептический эквивалент, патологические фуга и транс) также надо называть игрой. Известно, что психиатрия и психология используют для этой цели другие обозначения. Нам представляется более целесообразным описывать указанные факты как реальные изменения состояния человека с большей или меньшей возможностью самоконтроля или полным отсутствием его в глубокой стадии гипноза — с возможностью формирования полностью измененного сознания.

Можно, конечно, рассматривать принципиальную возможность игры в гипнозе в том случае, когда сознание и самосознание не совсем изменены. Тогда испытуемый при достаточном самоконтроле может «подыгрывать» гипнологу, но это может иметь место только в неглубоком гипнозе и при специальной установке. Так как всякая игра подразумевает по крайней мере двойственное и сознатель-

172

но контролируемое отношение к действительности, то становится совершенно невозможно определить гипнорепродукцию детских и особенно ранних детских возрастов, в данном случае с позиции «игры», не нарушая смыслового значения этого термина.

Можно отчасти согласиться с Крафт-Эбингом [47], что при регрессии возрастов в сознании оживают те события, которые изгладились из памяти испытуемого. Однако нам кажется, что при самых глубоких гипнотических состояниях в опытах такого характера мы сталкиваемся не столько с оживлением имевших место событий, сколько с оживлением прошлого состояния испытуемого, которое имело место в репродуцируемом в гипнозе возрасте. Причем в этом случае функционирует только «уровень» внушенного возраста и целиком блокированы «уровни» следующего за временем внушенного возраста.

Можно отчасти согласиться с точкой зрения Труэ [1561, что возникает полная актуализация специфического уровня детства. Однако возможность «восстановления всех следов памяти существования человека» в какой-либо конкретный день его жизни из прошлого нуждается в дальнейшей проверке и требует тщательного и длительного исследования. Кроме того, подобное состояние может иметь место только в самых глубоких гипнотических стадиях.

Наши эксперименты также показали, что испытуемый может решать ряд задач хронологических тестов и мыслить с позиций внушенного детского состояния, хотя это и не является элементом индивидуального развития, связанного с каким-то конкретным днем его прошлого. Имитировавшие детское состояние актеры не знали некоторых особенностей поведения ребенка и не смогли воспроизвести их в то время, как загипнотизированные испытуемые, также не зная этих особенностей, воспроизводили их с полной достоверностью.

Таким образом, при сочетании гипнотического эксперимента с контрольным удалось успешно использовать тесты Пиаже, не останавливаясь на необходимости детально изучать особенности индивидуального развития каждого испытуемого, как это рекомендуют Риф и Шерер [154].

Можно полагать, что мнение Хилгарда [147], а также положения Сэрбина [155] и Барбера [139] о частичном и даже полном разыгрывании испытуемыми детской роли в возрастной гипнотической регрессии, также справедливо, но для менее глубоких стадий гипнотического состояния. Кроме того, подобное |разыгрывание носит внешний поверхностный характер и не может в полной мере воспроизвести поведение и мышление ребенка.

Таким образом, именно глубина гипнотического состояния определяет степень полноты внушенной возрастной регрессии.

Подводя итоги, можно считать, что талантливый актер, не поддающийся гипнозу, очевидно, может внешне симулировать гипнотические переживания, но не сможет сыграть некоторые физиологические реакции (например, плавание глаз и дельта-активность

173

на ЭЭГ). Испытуемые второй группы с частичным изменением самосознания и частичным контролем, очевидно, могут и частично играть роль, внушенную в гипнозе, или частично сопротивляться разыгрыванию этой роли. И, наконец, испытуемые третьей группы с самой глубокой гипнотической внушаемостью испытывают внушенное состояние с максимально возможной адекватностью в физиологическом и психологическом смысле.

Итак, обсуждая факты регрессии возраста в гипнозе, необходимо учитывать разную глубину самого гипнотического состояния. Традиционный спор о реальности внушенных состояний или игре испытуемых разрешается тем, что первое и второе явление может иметь место в разных гипнотических стадиях.

Была показана возможность актуализации в гипнотическом состоянии такого прошлого опыта испытуемых, который в обычном состоянии произвольно не воспроизводится.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]